ВВЕДЕНИЕ 4
1 .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО
ТУРИЗМА 7
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ МАО УЛИЦЕЙ № 180 29
3.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ В
ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Вопросник для проведения интервью с
организаторами школьной туристской деятельности 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Характеристика информантов 70
Актуальность темы исследования. В российских школах активно занимают свободное время детей. Внеучебная деятельность школьников - часть процесса воспитания, ответственность за который несут не только родители, но и педагоги. Дополнительное образование внутри школы обеспечивает досуг детей с пользой для их физического, умственного развития, будь то спортивная секция, кружок скорочтение или шахматный клуб.
Одним из важнейших элементов внеурочных занятий для школьников еще с конца Х1Хвека стал туризм. Речь не только об организованном летом лагере, когда ребята из одного класса под руководством опытного учителя отправляются на море, за город или же остаются в стенах родной школы. Поездки в соседние города с культурно-познавательной, развлекательной, оздоровительной, и даже научной целью в современных школах во время учебного года, пусть и редкая, но практика.
Туризм позволяет решать задачи обучения, воспитания и образования в комплексе. Это создает возможности повышения физического и духовного потенциала школьника, уровня знаний и умений, удовлетворения потребностей детей в самовыражении и творчестве, общении с людьми и природой.
Объектом выпускной квалификационной работы является школьный туризм как вид туризма в России.
Предметом является организация туризма в системе общего и дополнительного образования.
Целью является анализ организации туризма в рамках общего и дополнительного образования (на примере МАОУ лицей № 180) и разработка рекомендаций для роста ее эффективности.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, содержание функции и виды школьного туризма в системе туриндустрии
2. Изучить организацию школьного туризма на примере МАОУ лицей №180 г. Екатеринбурга
3. Разработать систему заданий в тестовой форме по теме «Школьный туризм в системе общего и дополнительного образования».
Степень научной разработанности проблемы. Туризм и его различные аспекты исследуются в работах многих ученых. Как отрасль экономики туризм изучался А.В. Бабкиным, М.Б. Биржаковым, Н.П. Казаковым, В.В. Рутковским. А.В. Бабкин и Г. В. Палаткина в своих работах дифференцировали туризм по видам, формам.
Первое упоминание термина школьный туризм можно встретить в работах И. А. Головинского. Истории школьного, детского-юношеского туризма посвящены работы Г.П. Долженко, Ю.С. Константинова. Вопросы особенностей школьного туризма исследовали И. А. Верба, И.Г. Галушко, С. М. Голицын В.М. Куликов, Л. А. Любимова. Научно-исследовательскую работу по теме организации учебных путешествий школьников проводили В. М. Куликов, Р.Р. Лейцингер и др.
Становление научной разработки проблем туризма и экскурсий связано с именами Н.П. Анциферова, И.М. Гревса, Д.Н. Кайгородого, И.Н. Нужнова.
Б.С. Гладарев, О.Л. Лейкинд. А.А. Остапец, В.Ю. Попчиковский исследовали такие виды школьного туризма, как краеведение и походы.
Изучением актуальных проблем подготовки учителей к организации школьного туризма занималась Л.Ю. Дудорова. П.В. Степанов описывает традиции школьного туризма и исследует их воспитательный потенциал.
Эмпирической базой исследования послужили материалы интервью с участниками системы школьного туризма в МАОУ лицей №180 г. Екатеринбурга. В работе были использованы статистические данные, касающиеся школьного туризма, предоставленные Координационным советом по развитию детского туризма и другими государственными ведомствами.
Практическая значимость работы. Результаты и материалы исследования могут быть использованы методистами, учителями, 5
сопровождающими детей при выездах; в коммерческих предприятиях туризма, а также некоммерческими предприятиями, организующими туристско- краеведческую деятельность. Также в практике преподавания таких дисциплин, как «Технология и организация сопровождения туристов», «Социальные технологии в туризме», «Технология продаж и продвижения турпродукта».
В XXI веке туризм становится одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики в мире, в том числе в России. Высокие темпы его развития оказывают влияние на различные секторы экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. В это индустрию включен и школьный туризм, как одно из направлений детско-юношеского туризма.
Под школьным туризмом понимается туристская деятельность учащихся школ, выходящая за рамки учебных программ. Свои истоки школьный туризм берет в конце 19 века, с введения в программы учебных заведений курсов по естествознанию и появлением первых образовательных прогулок на природу. С тех пор школьный туризм прошел большой путь развития, включающий преобладание той или иной формы туристской деятельности, в разные исторические периоды.
На настоящий момент школьным туризмом занимаются в рамках внеучебной деятельности в школе, а также в различных организациях дополнительного образования.
В образовательной системе школьный туризм выполняет оздоровительную, воспитательную, социально-коммуникативную, культурную, общеразвивающую и педагогическую функции. Все они способствуют всестороннему развитию учащихся школ.
В данной работе была проанализирована система школьного туризма в МАОУ лицей № 180 г. Екатеринбурга. По результатам исследования выяснилось, что самым популярным видом туристской деятельности является выезд в близлежащие города с развлекательно-познавательной целью среди учебного года; туристские походы и международные выезды школьников организуются в образовательном учреждении реже всего. Источником финансирования являются родители и другие законные представители школьников, исключение составляют поездки, оплачиваемые частично из средств бюджета области в оздоровительные санатории на территории области, а также поездки-вознаграждения, за победы в соревнованиях, конкурсах. Организацией поездок занимается классный руководитель совместно с родительским комитетом, контроль лежит на заместителе директора.
Были выявлены следующие проблемы, мешающие развитию школьного туризма в МАОУ лицей №180: отсутствие профессиональной подготовки учителей, бюрократия, недостаточный уровень финансирования, консервативность в выборе турфирм и объектов для посещения, отсутствие дополнительных стимулов, к занятию туризмом детей и учителей.
На основании этих недостатков были разработаны следующие рекомендации, применительно к школьному туризму в МАОУ лицей №180: проведение внутренних мастер-классов для обмена опытом, поиск возможности электронного документооборота, активное участие во всероссийских и региональных конкурсах, расширение географии поездок, организация туристского конкурса.
Именно в вышеперечисленных рекомендациях заключается практическая значимость исследования.
Также в данной работе представлена методическая разработка в тестовой форме по теме: «Школьный туризм в системе общего и дополнительного образования». В системе современного образования тестовые задания являются эффективным методом проверки знаний обучающихся. К преимуществам тестовых заданий можно отнести простоту реализации и равность условий его прохождения. Важнейшим недостатком является невозможность проверки уровня знаний, связанных с творчеством.
В заключении стоит отметить, что развитие школьного туризма должно быть одной из ключевых государственных задач в сфере образования и туризма. В данном случае энтузиазма внутри одной образовательной организации будет недостаточно. Необходим комплексный подход в решении задач, стоящих перед школьным туризмом. Для этого необходимо продолжать исследования этой темы, одним из источников информации для них может послужить эта бакалаврская работа.
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Российская газета, 1996. 3 декабря.
2. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012 год. № 1. 261 с.
3. О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации": Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 16-ФЗ // Российская газета, 2018. 7 февраля.
4. Распоряжение Правительства от 20 ноября 2014 года № 2324-р [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации: официальный сайт. Режим доступа: http://government.ru/docs/15768/
5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 [Электронный ресурс] // Президент Российской Федерации: официальный сайт. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва // Российская газета, 2015. 8 июня.
7. Аванесов В. С. Тесты: теория и методика разработки // Управление школой / В.С. Аванесов 2000. №2. С.14-14.
8. Александрова А. Ю. Статистика туризма: учебник / А.Ю. Александрова, Е.А. Соболева, Д.А. Цапук, В.С. Новиков. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 464 с.
9. Бабкин А. В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. Ростов-
на-Дону: Феникс, 2008. 251 с.
10. Биржаков М. Б. Безопасность в туризме. / М.Б. Биржаков. Москва; Санкт-Петербург: Герда; Невский фонд, 2008. 102 с.
11. Верба И. А. Туризм в школе / И.А. Верба, С.М. Голицын. Москва: Физкультура и спорт, 1983. 160 с.
12. Гладарев Б. Краеведение и гражданское общество / Б. Гладарев, О. Лейкинд . Санкт-Петербург: Звезда, 2004. 192 с.
13. Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР / Г.П. Долженко. Ростов-на-Дону.: Ростовский университет. 1988. 192 с.
14. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: учебник / Б.В. Емельянов. Москва: Советский спорт, 2007. 216 с.
15. Зорин И. В. Туризм как вид деятельности: учебник / И.В. Зорин И, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. Москва: Финансы и статистика, 2005. 299 с...43