ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ДЕТСКОЙ ХОРОВОЙ ШКОЛЕ 9
1.1. Характеристика организации концертных мероприятий
для родителей 9
1.2. Содержание педагогического сотрудничества в детской
хоровой школе 17
1.3. Условия реализации педагогического сотрудничества
в детской хоровой школе 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ДЕТСКОЙ ХОРОВОЙ ШКОЛЕ 32
2.1. Особенности организации концертных мероприятий для родителей
как условие реализации педагогического сотрудничества 32
2.2. Цели и задачи опытно-поискового исследования по организации концертных мероприятий для родителей при реализации
педагогического сотрудничества 42
2.3. Ход и результаты опытно-поискового исследования
по организации концертных мероприятий для родителей 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Приложение 1. Анкета и результаты опроса родителей 76
Приложение 2. Анкета и результаты опроса учащихся 79
Приложение 3. Результаты исследования в диаграммах 81
В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности хоровой школы, помимо музыкального образования учащихся, является педагогическое сотрудничество.
Педагогическое сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе [10, с. 283].
Важным и значимым критерием педагогического сотрудничества является качество, которое зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого уровня образования в детской хоровой школе, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы учащихся можно только при условии разработки новой системы взаимодействия хоровой школы и родителей.
Среди разнообразных форм педагогического сотрудничества следует отметить концертные мероприятия для родителей. Концерт - это массовое зрелищное мероприятие, проходящее в закрытом помещении или на открытом воздухе (стадионы, площади и т.д.). В концертных мероприятиях принимают участие вокальные, хореографические и другие коллективы [27].
Концертные мероприятия для родителей в детской хоровой школе в силу ряда объективных причин вызывают сегодня особый интерес у взрослых и их детей, поэтому их организация является одним из наиболее актуальных и действенных педагогических условий реализации педагогического сотрудничества.
Концертные мероприятия для родителей в детской хоровой школе имеют следующие возможности в реализации педагогического сотрудничества:
1) активизируют взаимодействие между родителями, учащимися и педагогами;
2) демонстрируют достижения школьников, мотивируя их к активной учебной деятельности по освоению исполнительских и художественных навыков (сольной и ансамблевой игры на музыкальном инструменте, вокального и хорового исполнения и т. д.);
3) вовлекают родителей в учебно-творческий процесс, повышая их ответственность за успехи детей;
4) объединяют и оптимизируют общие педагогические усилия родителей и педагогов в музыкальном образовании и воспитании школьников.
Однако на практике возникает ряд противоречий между:
• имеющимся потенциалом концертных мероприятий в реализации педагогического сотрудничества, с одной стороны, и отсутствием теоретического обоснования необходимости их организации в детской хоровой школе с участием родителей, с другой стороны;
• потребностью всех субъектов образовательного процесса во внедрении концертных мероприятий для родителей с целью эффективной организации педагогического сотрудничества, с одной стороны, и отсутствием методических рекомендаций по их организации в детской хоровой школе, с другой стороны.
Вышеперечисленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: научно-методическое обоснование организации концертных мероприятий для родителей в практике работы детской хоровой школы как условия реализации педагогического сотрудничества.
Проблема позволила сформулировать тему исследования: «Организация концертных мероприятий для родителей как условие реализации педагогического сотрудничества в детской хоровой школе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и внедрить содержание работы по организации концертных мероприятий для родителей как условие реализации педагогического сотрудничества в детской хоровой школе...
Одним из важнейших направлений деятельности хоровой школы, помимо музыкального образования учащихся, является педагогическое сотрудничество, среди разнообразных форм которого следует отметить концертные мероприятия для родителей.
Концертные мероприятия в свою очередь представляют совокупность действий, объединенных одной общественно значимой задачей, состоящей в публичном исполнении музыкальных произведений при возможном их сочетании с хореографическими, декламационными и другими выступлениями.
Следует отметить, что концертные мероприятия имеют досугово-увеселительный характер, отличаются использованием аудиовизуальных и других технических средств и предполагают массовые скопления населения в закрытых помещениях и на открытых площадках. К данным мероприятиям можно отнести концерты, фестивали, смотры, музицирование, шоу-программы, показы и др. Как правило, данные мероприятия выполняют развлекательные, образовательные и просветительские цели, а также соответствуют нормам, традициям и уровню развития культурной жизни общества.
Условно концертные мероприятия можно классифицировать следующим образом: по целевому назначению, месту проведения, составу и числу участников, по составу зрителей, способу построения программы.
Успешность проведения концертных мероприятий во многом зависит от их организации. Организация как процесс представляет собой совокупность действий для образования и совершенствования взаимосвязей между частями целого, а также включает в себя функцию прогнозирования, планирования, управления, мотивации и контроля.
Направления деятельности по организации концертного мероприятия включают: проектирование; планирование и разработка содержания
конкретного концертного мероприятия с учётом его цели и аудитории;
технологическое направление; техническое и экономическое направление.
Для создания уникального, особенного мероприятия необходимо в первую очередь выделить цели и задачи того или иного мероприятия, далее выбрать методы и формы достижения желаемого результата, а также оповестить всех участников мероприятия. Немаловажно распределить задачи между всеми участниками мероприятия, а также обеспечить финансовыми, творческими, информационными и другими ресурсами.
Кроме того, при организации любого концертного мероприятия должны быть конкретизированы следующие компоненты: место проведения; творческий материал; техническое оснащение; костюмы, грим, декорации; репетиции, время для Soundcheck; время и повод для проведения мероприятия.
В связи с формулировкой статьи 18 «Закона об Образовании» меняется позиция учреждений дополнительного образования в работе с семьей. Следовательно, в настоящее время актуализируется тема сотрудничества между родителями и хоровой школой.
Сотрудничество - тип взаимоотношения людей между собой в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий. С позиции психологии сотрудничество - это позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников.
В условиях современных тенденций к гуманизации образования все чаще находит свое воплощение «педагогика сотрудничества», возможная только на основе духовно-нравственного единства всех субъектов образовательного процесса, внешне проявляющегося во взаимной доброжелательности, взаимном доверии и признании достоинств друг друга...