МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ПРЕДМЕТУ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» В ДЕТСКОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 9
1.1. Характеристика мультимедийного пособия 9
1.2. Особенности организации самостоятельной работы младших
школьников в детской музыкальной школе 16
1.3. Условия применения мультимедийного пособия на занятиях по учебному предмету «Слушание музыки» при организации
самостоятельной работы младших школьников 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО
ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ
«СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ .39
2.1. Содержание и способы применения мультимедийного пособия при организации самостоятельной работы учащихся второго
класса по учебному предмету «Слушание музыки» 39
2.2. Технологические этапы создания мультимедийного пособия 45
2.3. Анализ апробации мультимедийного пособия по слушанию музыки
для организации самостоятельной работы учащихся второго класса 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Приложение 1. Скриншоты мультимедийного пособия по учебному предмету «Слушание музыки» 74
Приложение 2. Анкета для учащихся 81
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий требует от современной школы внедрения новых подходов, обеспечивающих условия для эффективного приобретения коммуникативных, творческих и профессиональных знаний обучающимися, а также развития их способностей в самообразовании. В связи с этим становится актуальным внедрение в учебный процесс современных мультимедийных средств.
Одним из таких средств обучения является мультимедийное пособие, обладающее интерактивными свойствами и позволяющее максимально активизировать учебную деятельность. Данные возможности пособия обусловливаются использованием различных способов подачи информации. Включение в программное обеспечение звукового сопровождения текстов, изображений и видеорядов помогает сделать программный продукт информативно насыщенным и понятным для восприятия обучающихся
Мультимедийное пособие, как и все подобные средства обучения, имеет существенные преимущества для использования в детской музыкальной школе, в частности, при преподавании учебного предмета «Слушание музыки». Это объясняется тем, что рассматриваемое пособие позволяет более целостно представлять теоретический материал музыкальной дисциплины, раскрывая содержание предмета с помощью различных компонентов мультимедиа: аудио и видео фрагментов, текстовых комментариев к звучащим фрагментам, таблиц, нотографических примеров, художественных иллюстраций и пр. Создаваемая сетевая структура учебной информации обладает большей информационной насыщенностью и дополнительным смысловым потенциалом, чем учебный материал отдельно взятых тем. Комплексное воздействие информации на разные каналы восприятия (зрительный, аудитивный) позволяет учащимися самостоятельно осваивать или закреплять учебный материал, успешно приобретать и усваивать знания, запоминая их на более долгий срок.
Мультимедийные компоненты пособия, соответствующие специфике предмета «Слушание музыки», позволяют наглядно дополнить, проиллюстрировать и целостно представить учащимся содержание учебных тем. Кроме того, мультимедийное пособие предоставляет учащимся возможность полноценно, в удобном для них режиме осваивать музыкальные произведения и фрагменты для слушания, при необходимости возвращаясь к ним в свободное время для самостоятельных занятий.
Развитое наглядно-образное мышление младших школьников, обучающихся на занятиях по слушанию музыки, и их значительный интерес к современным мультимедийным дидактическим средствам обуславливают готовность учащихся данного возраста к освоению мультимедийного пособия.
Перечисленные выше возможности определяют актуальность применения на занятиях по учебному предмету «Слушание музыки» мультимедийного пособия, позволяющего оптимизировать самостоятельную работу младших школьников и, тем самым повысить качество учебного процесса в детской музыкальной школе.
Однако на практике существует ряд противоречий между:
1) необходимостью применений современных компьютерных
технологий в учреждениях дополнительного образования детей, с одной стороны, и недостаточным использованием этих технологий при обучении младших школьников на уроках по учебному предмету «Слушание музыки» в детской музыкальной школе, с другой стороны;
2) имеющимися возможностями мультимедийного пособия
в полноценном раскрытии содержания музыкальных предметов в учреждениях дополнительного образования детей, с одной стороны, и отсутствием научного обоснования его применения при организации самостоятельной работы младших школьников на занятиях учебного предмета «Слушание музыки», с другой стороны.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: теоретическое обоснование применения мультимедийного пособия при организации самостоятельной работы младших школьников на занятиях по предмету «Слушание музыки» в детской музыкальной школе.
Проблема определила тему исследования: «Мультимедийное пособие как средство организации самостоятельной работы учащихся второго класса по предмету “Слушание музыки” в детской музыкальной школе».
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и внедрить мультимедийное пособие как средство организации самостоятельной работы для учащихся второго класса по предмету «Слушание музыки» в детской музыкальной школе...
Учебное пособие - это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания» (С.Г. Григорьев). Рассматриваемое пособие играет важную роль в современном образовании: дает возможность изучить теоретическую основу учебного курса, правила и нормы предмета; показывает, как их применять на практике. Чаще всего учебное пособие раскрывает не весь предмет, а какую-либо его часть для углубленного разбора вопроса и досконального изучения материала. Это дидактическое средство несет информацию о предмете, помогает применять эти знания в практической среде, четко, структурировано и ясно объясняя суть.
Сегодня учебные пособия применяются в новом формате мультимедиа, который более целостно и наглядно представляет теоретический материал. «Мультимедиа» - это «многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет» (И.Г. Захарова).
Мультимедиа позволяет собирать и объединять огромные объемы информации, дает возможность с помощью интерактивного взаимодействия выбирать определенные информационные блоки, повышают эффективность восприятия информации. Мультимедийные технологии делят на две большие группы - линейное (нельзя повлиять на ход событий) и нелинейное мультимедиа (человек напрямую участвует в выводе информации).
Мультимедиа влияет на содержание образования, в частности, изменяет формат традиционных дидактических средств. На смену книжных
пособий, учебников, хрестоматий, приходят мультимедийные средства. Мультимедийное пособие как «техническое средство управления обучением» содержит иллюстрированный теоретический материал согласно
Государственному образовательному стандарту, сгруппированный
по разделам (темам) и подразделам (подтемам), глоссарий терминов со ссылками на фото и видео фрагменты, тесты для проверки полученных теоретических знаний, справку по работе с пособием (Л.Н. Королева). Мультимедийное учебное пособие - это единый комплекс компьютерных программ, содержащий сведения по учебному предмету в объеме, достаточном для подготовки учащегося по всему учебному курсу, и методические указания, определяющие (Н.Н. Огольцова).
Среди достоинств мультимедийного учебного пособия: использование мультимедиа технологий (рисунки, анимация, графика, видеоматериалы); доступный интерфейс для обучающихся; возможность корректировать базу тестовых заданий; возможность корректировать базу теоретического и графического материала. Мультимедийное пособие позволяет более целостно представлять теоретические материал, благодаря тому, что создаёт возможность для приобретения знаний с помощью разных каналов восприятия, что обеспечивает лучшее усвоение и запоминание учебной информации на более долгий срок.
Дополнительное образование расширяет возможности человека, предоставляя множество направлений для индивидуального развития, одно из которых - детские музыкальные школы. В современных условиях ДМШ является одним из основных учреждений, направленным на широкое распространение музыкальной культуры среди школьников, на получение ими музыкально-эстетического и предпрофессионального музыкального образования...
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2009. - 448с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] : учебный курс / В.И. Андреев. - Казань : 2000. - 608 с.
3. Вихман В.В. Мультимедиа технологии: электронно-методический комплекс [Текст] : учебное пособие / В.В. Вихман. - Новосибирск : НГТУ, 2008. - 200 с.
4. Войтина Н.И. Организационно-педагогические условия [Текст] : автореферат диссертации / Н.И. Войтина. - Магнитогорск : 2001. -190 с.
5. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т. В. Габай. - Москва : 1988. - 150 с.
6. Григорьев С.Г. и др. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения [Текст] / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, С.И. Макаров. - Самара : Издательство Самарск, 2002. -110 с.
7. Григорьева Л.В. Организация индивидуальных и групповых занятий в ДШИ и ДМШ [Текст] / Л.В. Григорьева // Музыкальное образование и наука.- Вып. 2. - Казань, 2016. - С.31-33.
8. Грицанов А.А. Новейший философский словарь [Текст] / А.А. Грицанов. - Москва : Скакун, 1998. - 898с.
9. Докторова Е.А. Мультимедиа технологии [Текст] : конспект лекций / Е.А. Докторова. - Ульяновск : УлГТУ, 2009. - Часть 1. - 40с.
10. Есипов Б.П.Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] методическое пособие / Б.П. Есипов. - Москва :1961. - 240 с.
11. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Г. Захарова. - Москва : 2003. -192 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] : учебник / И.А. Зимняя. - Москва : Лотос, 2000. - 384 с.
13. Иванова В.А и др.. Педагогика [Текст] : учебно-методический комплекс / В.А.Иванова, Т.В. Левина. - Красноярск , 2006. - 240 с.
12. Ипполитова Н. Анализ понятия «Педагогические условия» сущность, классификация [Текст] / Н. Ипполитова // General and Professional Education . - Москва : 2012. - №1. - С.8-14.
13. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - Ленинград : Просвещение, 1981. - 192 с.
14. Королева Н.Л. Мультимедийное учебное пособие «Технические средства управления» [Текст] / Н.Л. Королева, О.В. Жуликова, Н.Н. Николаев // Вестник ТГУ. - № 1. - 2010. - С. 273-274.
15. Микельсон Р.М О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения [Текст] / Р.М. Микельсон. - Москва : Учпредгиз, 1993. - 176 с...48