Введение 3
1 Методика технике-тактической подготовки в пулевой стрельбе
1.1 Изучение понятий методики, технической подготовки,
тактической подготовки, технико-тактической подготовки, технико-тактической подготовки в пулевой стрельбе 7
1.2 Методика технико-тактической подготовки в виде спорта
пулевая стрельба 11
2 Организация и методы исследования
2.1 Организация исследования 26
2.2 Методы исследования 26
3. Результаты и анализ исследования
3.1 Результаты исследования 31
3.2 Анализ исследования 44
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А 54
Приложение Б 58
Стрелковый спорт входит в число существующих издавна прикладных видов спорта. Спортивная стрельба зародилась с времен изобретения лука и арбалета. Именно эти виды оружия применялись в первых состязаниях. С разработкой огнестрельного оружия начали проводиться состязания по пулевой стрельбе. Упоминания о них датируются четырнадцатым веком, тогда же начали создаваться единые правила к ним.
Спортивная стрельба - это соперничество в стрельбе на меткость. С 1896 года она входит в программу олимпийских игр, с 1897 г. чемпионаты мира по пулевой стрельбе стали проходить на регулярной основе.
В 20-м веке стрелковый спорт в СССР считался массовым и любимым. Воспитываемая в духе патриотизма и преданности своей Родине советская молодежь стремилась научиться метко стрелять, чтобы при необходимости дать отпор врагу и защитить Отчизну. Во всесоюзном комплексе ГТО стрельба считалась обязательным видом. Так как выполнением нормативов были охвачены практически все возрастные группы населения, то этим объясняется популярность и массовость стрелкового спорта в СССР.
Из имеющихся видов стрельбы отличным от других, относящихся к прикладным видам, считается пулевая стрельба. В состав пулевой спортивной стрельбы входят дисциплины, в которых используется разнообразное оружие и мишени.
Как показывает история, в период Великой Отечественной войны спортсмены, которые в мирное время занимались в стрелковых кружках при ДОСААФ и секциях спортивных школ, быстро научились применять свои умения в боевых условиях, в качестве снайперов, пулеметчиков. Это происходило потому, что именно этот вид спорта и стрелковая практика формировали у стрелка такие качества личности, как спокойствие, самообладание, уравновешенность, внимательность, силу духа.
Во времена перестройки значимость умения населения владеть навыками пулевой стрельбы оказалась не столь важным и необходимым умением в тех политических условиях, в которых находилась наша страна. Видимо, это явилось одной их причин закрытия тиров, изъятию из обращения в спортивных организациях, списанию и уничтожению стрелкового оружия.
Актуальность.
В настоящее время спорт высших достижений отличается стремительным приростом спортивно-технических показателей. Это отчетливо наблюдается и на примере пулевой стрельбы. Почти во всех видах олимпийской программы улучшены результаты. «Потолок» мировых рекордов оказался так высок, что не всякий спортсмен способен до него «дотянуться» и тем более «поднять». К сожалению, выступление наших спортсменов - стрелков на соревнованиях оставляет желать лучшего.
Особенностью и отличительной чертой стрелкового спорта является одинаковое воспроизведение однотипных действий-движений. Отработанные до автоматизма действия и усвоенные двигательные навыки не пополняются новыми. Вследствие этого уменьшается перспектива их последующего прогресса. Усталость и снижение интереса к тренировкам, возникающее из-за монотонности выполняемых заданий, ведут к ухудшению спортивных результатов. В этом главная первопричина остановки роста мастерства при длительном процессе подготовки.
Повышение качества технико-тактической подготовки спортсменов- стрелков продолжает быть актуальным. Возрастающее внимание специалистов стрелкового спорта к теме совершенствования технико-тактической подготовки спортсменов вполне объяснимо и требует принятия адекватных решений. Возникающие при этом вопросы должны закрываться с помощью внедрения эффективных методик, способных влиять на процесс обучения стрелков современным подходам к выстраиванию собственного индивидуального маршрута и вырабатыванию своего «фирменного» стиля борьбы за победу, ведь для достижения поставленной цели - установления рекорда, должна быть совершенной не только техника выполнения выстрела, но и собственная выработанная тактика.....
Вопрос технической и тактической подготовки спортсменов-стрелков очень актуален для российского спорта, так как наши спортсмены в этом виде олимпийской программы уступают по результативности в соревнованиях своим соперникам.
Для стрелкового спорта свойственно однообразное повторение одних и тех же действий, отработанных до автоматизма. При этом двигательные навыки не пополняются, что качественно снижает возможности их последующего совершенствования. Именно это оказывается одной из главных причин в остановке роста спортивного мастерства при длительном процессе подготовки. Однообразие и монотонность выполняемых движений приводит к утомлению, которое, в свою очередь, обуславливает снижение спортивных результатов.
Улучшение ситуации возможно только при введении в практику тренировки инновационных приемов, методов и методик, адекватных тенденциям и перспективам развития пулевой стрельбы.
Дальнейший рост результативности спортсмена-стрелка напрямую зависит от умения тренера наиболее эффективно использовать в своем арсенале разнообразие технических приемов, которые будут развивать у спортсмена умение самостоятельно находить, выбирать и применять самые целесообразные тактики выполнения стрелкового упражнения в условиях изменения обстоятельств в процессе соревновательной борьбы.
Целью исследования данной работы была разработка методики техникотактической подготовки спортсменов по пулевой стрельбе на этапе углубленной специализации.
Объектом исследования был учебно-тренировочный процесс по пулевой стрельбе на этапе углубленной специализации.
Предметом исследования являлась методика технико-тактической подготовки спортсменов секции пулевой стрельбы МБУ ДОЦ «Витязь».
Гипотеза исследования.
Нами было сделано предположение, что разработанная методика с применением приема лимитированного времени позволит повысить техникотактическую подготовку спортсменов по пулевой стрельбе на этапе углубленной специализации.
После завершения эксперимента и обработки всех полученных результатов тестирования, их сравнения и анализа мы пришли к следующим выводам:
• за период эксперимента (5 месяцев) в экспериментальной группе по большинству параметров тестирования (в 8-ми из 9-ти) отмечена положительная динамика;
• средняя устойчивость в 10-ке в экспериментальной группе осталась на прежнем уровне.
На соревнованиях, прошедших в период эксперимента, спортсмены экспериментальной группы стабильно выступили на первенстве Красноярского края среди юниоров (декабрь 2022), на первенстве Красноярского края до 19 лет (март 2023) улучшили свои личные результаты.
По итогам изучения научно-методических источников был проведен теоретический анализ и обобщение информации, что дало возможность составить представление о проблеме исследования и изучить мнения отечественных специалистов по аспектам подготовки спортсменов-стрелков.
На основании проанализированной научно-методической литературы был выбран прием лимитированного времени как средство повышения эффективности методики технико-тактической подготовки для спортсменов по пулевой стрельбе на этапе углубленной специализации.
Все поставленные в начале исследования задачи были решены.
Для проверки выдвинутой гипотезы был проведен эксперимент с участием контрольной и экспериментальной групп спортсменов секции пулевой стрельбы этапа углубленной специализации МБУ ДОЦ «Витязь».....
1. Александренок А.С. Учись метко стрелять. - Минск: Издательство
«Беларусь», 1976 г.- 49 с.
2. Алексеев А.В. Освоение технических движений. - М.: Физическая
культура и спорт, 1987 г.- 72 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебное
пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. - М.: Просвещение. 2002 г. - 288 с.
4. Блинков И.К. Спортивная стрельба из малокалиберного оружия. - М. 1955г. - 166с.
5. Блеер А.Н. Методы оптимизации психофизиологического состояния стрелка при формировании двигательных навыков стрельбы из короткоствольного оружия/ Учебно-методическое пособие. - М.: МАКС Пресс, 2006 г. - 154 с.
6. Богданов А.И. Вижу цель. - М.: «Физкультура и спорт», 1971г.- 150 с.
7. Бордунова, М.В. Спортивная стрельба / М.В. Бордунова. - М.: Вече, 2002 г. - 384 с.
8. Бутурлин С.А. Методы изучения стрелкового процесса. - М.: Стрелковый Союз России, 2010 г. - 51 с.
9. Вайнштейн Л.М. Основы стрелкового спорта. - М.: ДОСААФ,1960 г. - 230 с.
10. Вайнштейн Л.М. Стрелок и тренер. - М.: ДОСААФ,1977 г. - 262 с.
11. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе: учебн. пособ. / Л.М. Вайнштейн. - М.: ДОСААФ, 1981. - 96 с.
12. Вайнштейн Л.М. Основы стрелкового мастерства. - М.: ДОСААФ,1960 г. - 229 с.
13. Вайнштейн Л.М. Путь на Олимп. М., 2005 г. - 357 с.
14. Володина И.С. Подготовка стрелка спортсмена: учебное пособие - М: РГАФК, 1995 г.- 117 с.
15. Володина, И.С. Методические особенности использования тренажера «СКАТТ» при совершенствовании техники стрельбы из пневматической винтовки: учеб. - метод. пособие / И.С.Володина, А.В. Пугачев. - Воронеж: Исток, 2003. - 25 с.....54