Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ

Работа №14638

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63 стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
890
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………………..…......3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ………..……………………………………………………………………..7
1.1. Художественное восприятие: сущность понятия, структура.……...……...7
1.2. Особенности развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста…………………………………………………….………….……....11
1.3. Педагогические условия развития художественного восприятия у детей
пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию………………………………………………………………………….…….18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ……………………………………………………………………….....….30
2.1. Определение уровня развития основ художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста ….………………………………….…….30
2.2. Методические рекомендации по развитию основ художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию…………………………………………..…………………………........40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………...…51
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………….….56

Основу любого художественного творчества составляет художественное восприятие. Оно дает возможность человеку входить в мир художественной культуры, позволяет создавать новые художественные произведения на основе собственного мировосприятия. Наиболее успешно художественное восприятие развивается в области изобразительного искусства, так
как представляет собой целостный способ отражения мира, органичный целостному мировосприятию дошкольника. Кроме того, по данным исследований психологов, развитие художественного восприятия происходит только
на основе опыта собственного творчества, а создание изображений является
тем видом творчества, в котором ребенок дошкольного возраста проявляет
максимальную активность. Следовательно, дошкольный возраст является
сензитивным для развития художественного восприятия. Если упустить возможность развития художественного восприятия в период дошкольного детства, то при взрослении ребенка это будет осуществить гораздо сложнее, а
порой и невозможно.
Развитие способности к художественному восприятию ребенка рассматривается в научных трудах многих педагогов и психологов, таких как
Т.В. Калинина, Н.В. Мороз, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский,
Н.И. Смаковская, Ю.В. Стюарт, Т.Н. Томина, П.М. Якобсон и др. Ученыеисследователи подчеркивают необходимость сохранения и развития эмоциональности непосредственного восприятия ребенка.
По мнению ряда исследователей (Т.А. Копцева, К.А. Курочкина,
A.A. Мелик-Пашаев, Т.Н. Томина, Е. Флерина, Р.М. Чумичѐва и др.) развитию художественного восприятия ребенка-дошкольника способствует ознакомление с произведениями изобразительного искусства, декоративноприкладного искусства. Однако на практике, недостаточно внимания уделяется развитию основ художественного восприятия у детей. На наш взгляд, ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства
и обучение декоративному рисованию являются эффективными средствами
развития художественного восприятия дошкольников.
А.П. Усова отмечала, что естественная потребность маленьких детей в
ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений народного
изобразительного искусства. Если по силе и яркости впечатлений на детей
первое место занимают народные игрушки, то вслед за ними идут произведения изобразительного народного искусства.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития
художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения
декоративному рисованию.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития художественного восприятия
у детей пятого года жизни.
Предмет исследования: педагогические условия развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию.
Гипотеза исследования: успешность в развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию может быть обеспечена следующими педагогическими условиями:
1) обогащением предметно-пространственной развивающей среды в
дошкольной образовательной организации;
2) формированием эмоциональной отзывчивости на произведения декоративно-прикладного искусства;
3) обеспечением активной позиции детей в создании собственных
композиций узоров на основе элементов орнамента разных видов декоративной росписи. Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта,
предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Выяснить сущность понятия «художественное восприятие», структуру художественного восприятия.
2. Рассмотреть особенности развития художественного восприятия у
детей дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе
обучения декоративному рисованию.
4. Обобщить методические рекомендации по развитию основ художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:
-теоретические методы: анализ научной литературы; сравнение, обобщение;
-эмпирические методы: педагогический эксперимент (констатирующий
этап), беседа, анализ продуктов деятельности, анкетирование;
- методы обработки экспериментальных данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МБДОУ д/с № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2016 г.) – Изучение научной и методической
литературы по проблеме исследования. Определение научного аппарата исследования. Проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (ноябрь 2016 г.– апрель 2017 г.) – обобщение методических рекомендаций.
Третий этап ( май 2015 г.) – систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, оформление работы.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:
введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие художественного восприятия - актуальная проблема теории и
практики художественного воспитания дошкольников. Данный вид перцепции является высшей психической функцией человека и достигает своего
максимального развития в период профессиональной творческой деятельности. Тем не менее, развитие художественного восприятия возможно и необходимо именно в дошкольном возрасте. Художественное восприятие представляет собой становление в сознании человека эмоционально окрашенного,
ассоциативно - многогранного, ритмически - упорядоченного, опредмеченного в материале языка искусства, осмысленного на уровне содержания («замысла-переживания») и формы (как источника переживания) образа мира.
В теоретической части исследования нами были изучены работы многих педагогов и психологов (JI.C. Выготский , Г.Н. Кудина , A.A. МеликПашаев, Б.М. Неменский, П.М. Якобсон и др.), посвященных проблеме развития художественного восприятия детей дошкольного возраста.
Экспериментальная работа включала проведение констатирующего
этапа и составление методических рекомендаций для педагогов.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в выявлении
уровня художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста.
В основу методических рекомендаций была положена гипотеза исследования, согласно которой успешность в развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию может быть обеспечена следующими педагогическими условиями:
1) обеспечением предметно-пространственной развивающей среды в
дошкольной образовательной организации;
2) формированием эмоциональной отзывчивости на произведения декоративно-прикладного искусства;
3) обеспечением активной позиции детей в создании собственных
композиций узоров на основе элементов орнамента разных видов декоративной росписи.
Анализ результатов проведенного исследования позволил выявить положительную динамику в развитии художественного восприятия у дошкольников.
Таким образом, в ходе проведенного исследования нами были решены
следующие задачи:
1. Выяснить сущность понятия «художественное восприятие», структуру художественного восприятия.
2. Рассмотреть особенности развития художественного восприятия у
детей дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия развития художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе
обучения декоративному рисованию.
4. Обобщить методические рекомендации по развитию основ художественного восприятия у детей пятого года жизни в процессе обучения декоративному рисованию.
Таким образом, задачи исследования решены , цель достигнута.


Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М.: Издательство Московского университета, 1973. – 235 с.
2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М.: Просвещение 1972. – 185 с.
3. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие
дошкольников.- Ростов н/Дону.: Феникс, 2007. – 441 с.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Академия, 2008. – 242 с.
5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.:
Академия, 1999. – 237 c.
6. Галянт И. Организация художественно-творческой деятельности детей
дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 1. – С.
7. Гердт Н. Интеграция искусства // Дошкольное воспитание. – 2009. - №
7. – С. 16.
8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.:
Издательский центр «Академия», 1998. – 272 с.
9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 1999 – 344 с.
10.Гришина А. Традиции народного искусства в дошкольном воспитании
// Дошкольное воспитание. – 2012. - № 4. – С.
11.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Изво "Детство-Пресс", 2014.- 280 с.
12.Дружинин В.Н. Психология творчества //Психологический журнал.-
2005.- Т. 26.- №5.
13.Иванушкина В.М. Интеграция содержания художественноэстетического образования в ДОУ // Современный детский сад, 2012. -
№ 1. – С. 60.52
14.Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества:
Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд.. – М.: Академический проект: Культура, 2005. – 304 с.
15.Калинина Т.В. Педагогическая технология развития художественного
восприятия детей 6-7 лет на основе комбинирования элементов языка
изобразительного искусства: дисс…. канд.пед.наук, Екатеринбург,
2005. – 202 с.
16.Канащенкова В.В. Особенности художественного мышления старших
дошкольников и условия его формирования: Автореф….канд.пед.наук.
– Иркутск, 2005. – 21 с.
17.Кибрик Е. Искусство и дети // Юный художник. - 1995. - №2. - С 25-27.
18.Концепция художественного образования в Российской Федерации //
Министерство культуры Российской Федерации: Приказ от 28 декабря
2001 г. - N 1403.
19.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду; обучение
и творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
20.Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в
ДОУ. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество
России, 2007. – 128 с.
21.Копцева Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в
образовательных учреждениях России. – М.: Альтекс, 2006. – 346 с.
22.Кудина Г.Н. Как развивать художественное восприятие у дошкольников. - М.: Академия,2006. – 183 с.
23.Курылева Е. «Спешит на ярмарку народ!». Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 6. – С.12.
24.Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников: Автореф…док.пед.наук. – Москва, 2009. – 27 с.53
25.Маслова С.Г. В мире прекрасного: программа художественно – эстетического воспитания в детском саду. – СПб.: Нестор – История, 2010. –
176 с.
26.Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы художественного развития (в соавт.). – М.: МГППУ, 2006. –
27.Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у
школьников? (в соавт.) – М.: Знание, 1988.
28.Мороз Н.В. Восприятие искусства как основа формирования художественной культуры личности //
http://academicon.ru/publ/psihologic/moroz_n_v.
29.Неменский Б. М. Мудрость красоты. - М.: Искусство, 1981. – 181с.
30.Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.:
Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 214 с.
31.Погодина С. Программа «Шаг в искусство» как одна из моделей художественного развития детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 5. – С. 25.
32.Пшеничная М. Проект «Создаѐм красоту своими руками» // Ребенок в
детском саду. – 2015. - № 2. – С.
33.Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
34.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском
саду. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
35.Смаковская Н.И. Развитие художественного восприятия у студентов
педагогического колледжа в условиях взаимодействия искусств: Автореф…. канд.психол.наук. - Нижний Новгород, 2000 // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://naukapedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-razvitie-54
hudozhestvennogo-vospriyatiya-u-studentov-pedagogicheskogo-kolledzhav-usloviyah-vzaimodeystviya-iskusstv#ixzz3bhYr6Vrv.
36.Стюарт Ю.В. Становление художественно-эстетической компетенции
детей старшего дошкольного возраста: Автореф….канд.пед.наук. – Челябинск, 2012. // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciyastanovlenie-hudozhestvenno-esteticheskoy-kompetentsii-detey-starshegodoshkolnogo-vozrasta#ixzz3bhc4AhNM
37.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду /Под
ред. В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
38.Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей
детей 3-7 лет (теория и диагностика).- М.: Деловая книга, 2001.- стр.41-
41.Флерина Е. Основные принципы художественного воспитания детей
// Дошкольное воспитание. – 2009. - № 7. – С.
39.Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей
детей 3-7 лет (теория и диагностика).- М.: Деловая книга, 2001.- 96 с.
40.Флерина Е. Эстетическое оформление детского сада. Из статьи «Художественное воспитание дошкольника» //Дошкольное воспитание. –
2013. – № 2. – С. 25.
41.Художественно-педагогический словарь /Сост. Н.К. Шабанов, О.П.
Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. – М.: Академический проект,
2005. – 480 с.
42.Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной.
– М.: Просвещение, 1974. – 176 с.
43.Шабад Е. Художественное воспитание в семье // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 12. – С.27.
44.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Институт психологии, 2005. –
328 с.55
45. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. — М.: Педагогика, 1971. – 241 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ