Введение 4
Глава 1. Теоретические представления об образе аристократки и методах его анализа в литературе 8
1.1. Представление об аристократии в России XIX в. 8
1.2. Формирование культурно-исторического типа аристократки в России XIX в. 15
1.3. Методология анализа образа аристократки в литературе 25
Вывод по Главе 1 37
Глава 2. Анализ образов аристократок в произведениях русской классической литературы XIX в. 38
2.1. Образ аристократки в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова 39
Софья Фамусова 39
2.2. Образ аристократки в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина 49
Ольга Ларина 49
Татьяна Ларина 60
2.3. Образ аристократки в произведениях «Первая любовь» и «Отцы и дети» И. С. Тургенева 74
Зинаида 74
Анна Одинцова 81
2.4. Образ аристократки в произведениях «Война и мир», «Анна Каренина» и «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого 89
Марья Болконская 89
Наташа Ростова 99
Элен Курагина 111
Анна Каренина 121
Бетси Тверская 131
Кити Щербацкая 135
Госпожа Позднышева 141
2.5. Классификация образов аристократок в русской литературе XIX в. 152
Вывод по Главе 2 165
Заключение 167
Список литературы 169
XIX век благодаря творчеству таких выдающихся писателей, как А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой и др., обогатил русскую литературу уникальными и запоминающимися образами аристократических женщин, пришедших из социально-исторической реальности эпохи на страницы произведений.
Эти женщины из высшего общества нередко получали привилегии в виде превосходного социального положения и возможностей для глубокого знакомства с культурой и качественного образования. Имея подобные возможности, они владели музыкальными инструментами, изучали этикет высшего общества, много читали и узнавали о последних новинках литературы, в том числе европейской. Кроме того, аристократки, обладая искусством общения, умом, проницательностью, познавали салонную культуру, были желанными гостями различных кругов светского общества. Именно эти их качества привлекали писателей, желающих создать некий обобщенный образ аристократки в литературном произведении.
Вместе с тем, несмотря на схожее социальное положение, личные качества и опыт аристократических женщин были различны. Некоторые из них отличались склонностью к философии, к размышлению о мироздании; другие были романтичными мечтательницами, полными любви, дружбы, симпатии; а третьи чувствовали в себе силы быть социально ответственными и активными. Разумеется, среди аристократок, как, впрочем, и в любом другом слое русского общества, было немало эгоистичных и прагматичных хищниц. А большую часть высшего общества составляли женщины, которых можно назвать типичными и достаточно заурядными представительницами аристократической среды.
Писатели, которые обращались к изображению аристократок, создавали разнообразные женские характеры, в том числе и весьма сложные, противоречивые, запечатлевавшиеся в литературных произведениях, делавшие их более живыми и увлекательными. Стоит сказать, что литературные образы некоторых аристократок, хотя и не всегда становились центральными фигурами в произведениях, часто играли ключевую роль в развитии сюжета, определявшегося их поступками и решениями. Сформированные в литературе образы аристократок воплотили в себе ценности и идеи общества того времени. Литературные аристократки, таким образом, становились филигранным отражением социокультурного контекста, добавляя произведениям глубину и сложность.
Обращаясь к образам аристократок, сформированным в русской литературе, можно проследить динамику в изменении отношения женщины, которая получила доступ к образованию и социальному взаимодействию, к самой себе, динамику в росте ее осознанности, зафиксировать пробуждение женского начала, зарождение и воплощение феминистических идей в аристократической среде.
Актуальность исследования обусловлена неугасающим интересом ученых к гендерным исследованиям, материалом для которых могут служить не только факты социально-бытовой жизни, но и явления культуры. На наш взгляд, в литературе выкристаллизовывается тот образ аристократки, который призван объединять общепринятые представления о женщине высшего общества. Имея много общих черт, существуя в единой социокультурной парадигме, аристократки, изображенные в русской литературе, все же обладают уникальными характеристиками. Поэтому изучение различных индивидуальных характеров аристократок в русской литературе XIX века, обусловленных их разным социальным и семейным происхождением, позволяет составить классификацию образов аристократки в литературе, продемонстрировав многообразие и глубину этого типа.
Материаломисследования послужили тексты русских писателей XIX века: комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова, роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, повесть «Первая любовь» и роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева, романы «Война и мир», «Анна Каренина» и повесть «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого.
...
Русская литература XIX в. представляет широкую галерею женских персонажей, среди которых особого внимания заслуживают аристократки. Аристократка ‒ женщина, воспитанная в условиях высшего общества, принадлежащая дворянскому роду, усвоившая ценности и установки своего окружения.
Предпринятое нами исследование было направлено на выявление особенностей в изображении аристократок в русской литературе в сопоставлении с тем, какими они представали в реальной жизни.
Мы поставили цель представить классификацию образов аристократок, для чего изучили социально-исторический контекст, научную и критическую литературу, посвященную образам аристократок в художественном преломлении.
В Главе 1 мы обозначили факторы, значимые для женщин аристократического круга, а также предложили алгоритм анализа литературных аристократок, включавший пять методов анализа: описательный, аксиологический, феминистской критики, психобиографический и сопоставительный.
Отобрав 7 произведений для анализа, мы провели анализ 12 образов русских аристократок в литературе: Софьи Фамусовой, Ольги и Татьяны Лариной, Зинаиды, Анны Одинцовой, Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Элен Курагиной, Анны Карениной, Бетси Тверской, Кити Щербацкой и госпожи Позднышевой.
Следуя заявленному алгоритму, мы составили подробные портреты этих героинь. В ходе составления портретов мы выявили ряд черт, сравнив которые, выделили 7 оснований для общей классификации образов героинь русской классической литературы. Мы разделили аристократок в русской литературе на две крупные группы: аристократки духа и аристократки рода. Аристократки духа представляют собой героинь, судьба которых отмечена печатью напряженных поисков собственной идентичности. Это личности, рискнувшие репутацией, благополучием и даже жизнью в попытке разрушить привычные морально-поведенческие стереотипы высшего общества и заявить о своем женском самосознании. Мы задались вопросом о том, как ситуация «женщина в любви» способствует раскрытию характера героини.
Полученные нами результаты могут расширить представления об образе аристократки в русской литературе, а предложенный алгоритм анализа служить для дальнейшей разработки темы, в чем видится перспектива нашего исследования.
1.Грибоедов A. C.Горе от ума // Грибоедов A. C. Полн. Собр. cоч: В 3 т. Т.1. / под глав. ред. С. А. Фомичев. Санкт-Петербург.: Нотабене, 1995.
2.Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 13: Подросток. Л.: Наука, 1975.
3.Пушкин А. С.<Опровержение на критики > // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. ‒ М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937‒1959. Т. 11. Критика и публицистика, 1819‒1834. 1949. С. 143‒163.
4.Пушкин А. С. Евгений Онегин. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. Евгений Онегин. Драматические произведения / текст проверен и примечания составлены проф. Б. В. Томашевским. Л.: Наука, 1978. 529 c.
5.Пушкин А. С. Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. ‒ М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937‒1959. Т. 11. Критика и публицистика, 1819‒1834. 1949. С. 166–174.
6.Пушкин А. С. Примечания к «Евгению Онегину» // Евгений Онегин. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. Л.: Наука, 1978. C. 165‒170.
7.Салтыков-Щедрин М. Е. Ташкентцы приготовительного класса. Параллель четвертая. Собр. соч. в 20 тт. Т. 10. М.: Художественная литература, 1970.
8.Толстой Л. Н. Дневник (28.10.1900) // Толстой Л. Н. Дневники, записные книжки и отдельные записки, 1900‒1903. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 54 / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.; Л.: Художественная литература, 1935.
9.Толстой Л. Н. Дневник (январь 1900 г. ‒ март 1901 г. (01.1900-03.1901) // Толстой Л. Н. Дневники, записные книжки и отдельные записки, 1900‒1903. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 54 / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.; Л.: Художественная литература, 1935.
10.Толстой Л. Н. Анна Каренина // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 18‒19 / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.; Л.: Художественная литература, 1934.
11.Толстой Л. Н. Война и мир // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 9–12 / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.; Л.: Художественная литература, 1930‒1940.
12.Толстой Л. Н. Крейцерова соната // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 27 / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.; Л.: Художественная литература, 1936. С. 6‒78.
13.Толстой Л. Н. О браке и призвании женщины (1868 г.) // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 7 Произведения 1856–1869 гг. О браке и призвании женщины / под общ. ред. В. Г. Черткова. М.; Л.: Художественная литература, 1936.
14.Толстой Л. Н. О браке и призвании женщины (1868 г.) М.: Художественная литература. 1936. 24 с.
15.Толстой Л. Н. Путь жизни: в 2-х книгах. Кн. 1. Тольятти: Анфас, 1995. 335 с.
...
143 источника