ОРГАНИЗАЦИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ ПО МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАСТЕР-КЛАССОВ КАК СПОСОБА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 12
1.1. Характеристика профессионального развития педагогов 12
1.2. Способы профессионального развития педагогов
детской музыкальной школы 19
1.3. Особенности организации мастер-классов для профессионального
развития педагогов детской музыкальной школы 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
МАСТЕР-КЛАССОВ ПО МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫМ
ТЕХНОЛОГИЯМ КАК СПОСОБА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ .37
2.1. Организация и содержание мастер-классов по музыкальнокомпьютерным технологиям для профессионального развития
педагогов детской музыкальной школы 37
2.2. Цели, задачи и основные этапы опытно-поискового исследования по организации мастер-классов для профессионального
развития педагогов детской музыкальной школы 50
2.3. Результаты опытно-поискового исследования по организации мастер-классов в области
музыкально-компьютерных технологий для педагогов 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
85
Приложение 1. Паспорт проекта организации мастер-классов
по музыкально-компьютерным технологиям
91
Приложение 2. Электронная презентация к мастер-классам по музыкально-компьютерным технологиям 92
Приложение 3. Результаты опытно-поискового исследования в таблицах и диаграммах 96
Приложение 4. Анкета и результаты анкетного опроса по выявлению актуальности организации мастер-классов по музыкальнокомпьютерным технологиям 101
Приложение 5. Тестовые задания для педагогов ДМШ 105
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАСТЕР-КЛАССОВ КАК СПОСОБА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 12
1.1. Характеристика профессионального развития педагогов 12
1.2. Способы профессионального развития педагогов
детской музыкальной школы 19
1.3. Особенности организации мастер-классов для профессионального
развития педагогов детской музыкальной школы 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
МАСТЕР-КЛАССОВ ПО МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫМ
ТЕХНОЛОГИЯМ КАК СПОСОБА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ .37
2.1. Организация и содержание мастер-классов по музыкальнокомпьютерным технологиям для профессионального развития
педагогов детской музыкальной школы 37
2.2. Цели, задачи и основные этапы опытно-поискового исследования по организации мастер-классов для профессионального
развития педагогов детской музыкальной школы 50
2.3. Результаты опытно-поискового исследования по организации мастер-классов в области
музыкально-компьютерных технологий для педагогов 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
85
Приложение 1. Паспорт проекта организации мастер-классов
по музыкально-компьютерным технологиям
91
Приложение 2. Электронная презентация к мастер-классам по музыкально-компьютерным технологиям 92
Приложение 3. Результаты опытно-поискового исследования в таблицах и диаграммах 96
Приложение 4. Анкета и результаты анкетного опроса по выявлению актуальности организации мастер-классов по музыкальнокомпьютерным технологиям 101
Приложение 5. Тестовые задания для педагогов ДМШ 105
В России сегодня во все сферы деятельности человека внедряются профессиональные стандарты. В них подробно характеризуются трудовые функции человека в зависимости от профессии и занимаемой должности. Министерством труда и социальной защиты РФ зарегистрирован и утвержден Профессиональный стандарт для педагогов дополнительного образования детей и взрослых (24 сентября 2015 года).
Важно отметить, что в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования, в трудовой функции «Организация деятельности учащихся, направленной на освоение основной общеобразовательной программы», отмечается необходимость и целесообразность осуществления электронного обучения, использования дистанционных образовательных технологий. В профессиональном стандарте также указывается на необходимость использования на занятиях «педагогически обоснованных форм, методов, средств и приемов организации деятельности учащихся, в том числе информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов с учетом особенностей избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы» [42].
Исходя из вышеприведенных материалов, педагоги организаций дополнительного образования детей, к которым относятся детские музыкальные школы, детские школы искусств, детские художественные школы и т. д., должны владеть современными информационно-компьютерными технологиями с целью: повышения мотивации учеников; организации наиболее интересной учебно-познавательной деятельности учащихся на классных и домашних занятиях; роста информативности занятий и более качественного обучения.
В детской музыкальной школе компьютерные технологии применяются сегодня уже достаточно широко, как на теоретических предметах - «Сольфеджио», «Музыкальная литература», так и на индивидуальных занятиях - «Специальный инструмент», «Хоровое пение», «Сольное пение», «Дирижирование» и т. п.
Для качественного создания и профессионального применения современных компьютерных, в том числе мультимедийных средств обучения (учебных пособий, презентаций, фильмов, слайд-шоу и т. п.), педагогам необходимо владеть навыками работы с современными информационными технологиями, постоянно профессионально развиваться и совершенствоваться не только в области музыкально-исполнительского и методического мастерства, но и в области музыкально-компьютерных технологий.
Профессиональное развитие педагогов представляет собой процесс позитивных изменений в их личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих достижение каждым обучающимся образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных») (А.В. Каптелов и А.В. Машуков) [36]. При этом активно изменяется внутренний мир, возрастает активность педагога, как следствие, возникают новые способы профессиональной деятельности (Л.М. Митина) [20, с.49].
Сегодня в детской музыкальной школе активно применяются такие способы профессионального развития педагогов, как: курсы повышения квалификации; подготовка, участие, обсуждение и анализ содержания открытых учебных занятий; подготовка и участие в открытых образовательных мероприятиях (мастер-классах); наставничество; взаимопосещение и анализ педагогами текущих учебных занятий; межшкольное сотрудничество (семинары по проблемным вопросам, научные конференции и исследования педагогов) [47].
Мастер-класс как один из современных способов профессионального развития педагогов представляет собой «краткосрочный курс, открытый урок высшего мастерства, проводимый выдающимися деятелями искусства и культуры для повышения квалификации специалистов, работающих в той же области» (Е.А. Левашов) [16, с. 647]. В процессе проведения мастер-класса педагог-мастер представляет оригинальную, проработанную информацию или созданный им продукт, методы и формы работы, необходимые и полезные для профессионального развития педагогов.....
Важно отметить, что в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования, в трудовой функции «Организация деятельности учащихся, направленной на освоение основной общеобразовательной программы», отмечается необходимость и целесообразность осуществления электронного обучения, использования дистанционных образовательных технологий. В профессиональном стандарте также указывается на необходимость использования на занятиях «педагогически обоснованных форм, методов, средств и приемов организации деятельности учащихся, в том числе информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов с учетом особенностей избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы» [42].
Исходя из вышеприведенных материалов, педагоги организаций дополнительного образования детей, к которым относятся детские музыкальные школы, детские школы искусств, детские художественные школы и т. д., должны владеть современными информационно-компьютерными технологиями с целью: повышения мотивации учеников; организации наиболее интересной учебно-познавательной деятельности учащихся на классных и домашних занятиях; роста информативности занятий и более качественного обучения.
В детской музыкальной школе компьютерные технологии применяются сегодня уже достаточно широко, как на теоретических предметах - «Сольфеджио», «Музыкальная литература», так и на индивидуальных занятиях - «Специальный инструмент», «Хоровое пение», «Сольное пение», «Дирижирование» и т. п.
Для качественного создания и профессионального применения современных компьютерных, в том числе мультимедийных средств обучения (учебных пособий, презентаций, фильмов, слайд-шоу и т. п.), педагогам необходимо владеть навыками работы с современными информационными технологиями, постоянно профессионально развиваться и совершенствоваться не только в области музыкально-исполнительского и методического мастерства, но и в области музыкально-компьютерных технологий.
Профессиональное развитие педагогов представляет собой процесс позитивных изменений в их личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих достижение каждым обучающимся образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных») (А.В. Каптелов и А.В. Машуков) [36]. При этом активно изменяется внутренний мир, возрастает активность педагога, как следствие, возникают новые способы профессиональной деятельности (Л.М. Митина) [20, с.49].
Сегодня в детской музыкальной школе активно применяются такие способы профессионального развития педагогов, как: курсы повышения квалификации; подготовка, участие, обсуждение и анализ содержания открытых учебных занятий; подготовка и участие в открытых образовательных мероприятиях (мастер-классах); наставничество; взаимопосещение и анализ педагогами текущих учебных занятий; межшкольное сотрудничество (семинары по проблемным вопросам, научные конференции и исследования педагогов) [47].
Мастер-класс как один из современных способов профессионального развития педагогов представляет собой «краткосрочный курс, открытый урок высшего мастерства, проводимый выдающимися деятелями искусства и культуры для повышения квалификации специалистов, работающих в той же области» (Е.А. Левашов) [16, с. 647]. В процессе проведения мастер-класса педагог-мастер представляет оригинальную, проработанную информацию или созданный им продукт, методы и формы работы, необходимые и полезные для профессионального развития педагогов.....
Профессиональное развитие педагогов - это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя детерминация его активности, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности [20, с. 49]. Главная цель
профессионального развития - это обновление знаний педагога, совершенствование его профессиональных способностей, приобретение новых умений, которые будут эффективно применяться в деятельности. Задачи профессионального развития: побуждение педагога к изменениям в профессиональном и личностном плане; подготовка современных преподавателей; расширение профессиональных знаний, умений педагогов.
Процесс становления системы повышения квалификации прошел долгий путь, начиная с 1940 года и до начала XXI века, и был обусловлен кадровой переподготовкой клубных работников. В настоящее время система образования стремительно развивается и совершенствуется и соответственно к педагогу предъявляются все большие критерии и требования. Преподаватель должен быть компетентным в своей сфере деятельности. Профессиональная компетентность - «эффективное владение преподавателем системой образовательных умений и навыков, в своей совокупности, позволяющие ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся» (И.Н. Шматко) [28]. А.К. Маркова раскрывает профессиональную компетенцию через психологические и педагогические знания, педагогические умения, психологические позиции и установки, а также личностные качества [17, с. 5-8].
Педагогу в современном мире необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться. И.Ф. Харламов выделяет такие уровни профессионального развития, как: педагогическое мастерство; педагогическое творчество; 3) педагогическое новаторство.
Профессиональное развитие предполагает удовлетворение потребностей общества, развитие умений, знаний педагога, совершенствование личностных качеств, обновление методов и форм образовательной деятельности.
Дополнительное музыкальное образование детей ставит целью организацию деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в образовательном процессе; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ [42].
Для реализации содержания современного музыкального образования в детской музыкальной школе от педагога требуется непрерывное профессиональное развитие, которое предполагает посещение мероприятий по развитию профессиональных умений и знаний, саморазвитие и самосовершенствование с помощью дистанционного обучения, внедрение новых форм и методов работы в практическую деятельность и т.д.
Основными способами профессионального развития педагога ДМШ являются: 1) самообразование и самовоспитание - самостоятельное обучение по выбранному направлению профессиональной деятельности, постановка целей, задач и подведение итогов по проделанной работе; 2) долгосрочные или краткосрочные курсы переподготовки по выбранной программе; 3) участие в конференциях с очным выступлением и/или последующей публикацией статей в научных сборниках, сборниках конференций; 4) методическая работа в образовательной организации - активная деятельность в учебном заведении, предполагающая разработку общеразвивающей программы, дидактических материалов, тестов и практических заданий для учащихся, электронных образовательных программ, а также проведение открытых уроков, обмен опытом внутри педагогического коллектива и т. д.; 5) аттестация - оценка профессиональной деятельности педагога на различных уровнях - школьном, областном и т. д.....
профессионального развития - это обновление знаний педагога, совершенствование его профессиональных способностей, приобретение новых умений, которые будут эффективно применяться в деятельности. Задачи профессионального развития: побуждение педагога к изменениям в профессиональном и личностном плане; подготовка современных преподавателей; расширение профессиональных знаний, умений педагогов.
Процесс становления системы повышения квалификации прошел долгий путь, начиная с 1940 года и до начала XXI века, и был обусловлен кадровой переподготовкой клубных работников. В настоящее время система образования стремительно развивается и совершенствуется и соответственно к педагогу предъявляются все большие критерии и требования. Преподаватель должен быть компетентным в своей сфере деятельности. Профессиональная компетентность - «эффективное владение преподавателем системой образовательных умений и навыков, в своей совокупности, позволяющие ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся» (И.Н. Шматко) [28]. А.К. Маркова раскрывает профессиональную компетенцию через психологические и педагогические знания, педагогические умения, психологические позиции и установки, а также личностные качества [17, с. 5-8].
Педагогу в современном мире необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться. И.Ф. Харламов выделяет такие уровни профессионального развития, как: педагогическое мастерство; педагогическое творчество; 3) педагогическое новаторство.
Профессиональное развитие предполагает удовлетворение потребностей общества, развитие умений, знаний педагога, совершенствование личностных качеств, обновление методов и форм образовательной деятельности.
Дополнительное музыкальное образование детей ставит целью организацию деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в образовательном процессе; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ [42].
Для реализации содержания современного музыкального образования в детской музыкальной школе от педагога требуется непрерывное профессиональное развитие, которое предполагает посещение мероприятий по развитию профессиональных умений и знаний, саморазвитие и самосовершенствование с помощью дистанционного обучения, внедрение новых форм и методов работы в практическую деятельность и т.д.
Основными способами профессионального развития педагога ДМШ являются: 1) самообразование и самовоспитание - самостоятельное обучение по выбранному направлению профессиональной деятельности, постановка целей, задач и подведение итогов по проделанной работе; 2) долгосрочные или краткосрочные курсы переподготовки по выбранной программе; 3) участие в конференциях с очным выступлением и/или последующей публикацией статей в научных сборниках, сборниках конференций; 4) методическая работа в образовательной организации - активная деятельность в учебном заведении, предполагающая разработку общеразвивающей программы, дидактических материалов, тестов и практических заданий для учащихся, электронных образовательных программ, а также проведение открытых уроков, обмен опытом внутри педагогического коллектива и т. д.; 5) аттестация - оценка профессиональной деятельности педагога на различных уровнях - школьном, областном и т. д.....
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ПРОФИЛАКТИКА РАЗВИТИЯ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ
КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИГРОТЕРАПИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКЕ
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Занятие творчеством преподавателей высших учебных заведений как фактор совладания с эмоциональным выгоранием
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021





