Фильм Альфии Шакирзяновой «Грань» подарил мне возможность поработать со студенткой Казанского Государственного Института Культуры, обучающейся на факультете кинематографии и телевидения, на специальности режиссура неигрового кино. Работа над данной картиной принесла мне большой опыт в звукорежиссуре. Что касается стилистики фильма - это артхаус. Фильм снят по оригинальному сценарию, написанному Азатом Садыйковым. Картина имеет основную тему - принятие правды такой, какая она есть. Эта тема, я считаю, будет интересна большому количеству зрителей, а также отдельному кругу лиц, заинтересованных в фильмах с нестандартным типом изложения. Именно по причине того, что фильм «Грань» затрагивает психологическую тему, я использовала данный фильм для разработки звукового решения моей дипломной работы.
Фильм снимался в городе Казань в интерьерах. Была замечательная возможность писать чистовой звук и использовать фонограммы со съемочной площадки, так как было минимальное количество посторонних шумов, которые могли бы помешать качественной звукозаписи.
Однако не все звуки предстояло записывать на площадке. Запись голоса девушки в роли ведущей новостей производилась в студии. В ходе работы с речью актрисы возникали некоторые трудности, что обуславливалось ее непрофессионализмом. Также возникла необходимость сделать тонировку такого персонажа, как врач. Черновая фонограмма реплик данного персонажа была использована в монтаже и стала ориентиром для выполнения тонировки. «Сцены, снятые на натуре или в павильонах с плохими акустическими условиями, подлежат озвучению «под экран» [1, с. 32]. Остальных же актеров удалось записать на площадке, что ускорило процесс монтажа и сведения звука.
В создании звуковой фонограммы использовались оригинальные шумы, которые были записаны в интерьерах специально для фильма, а также записаны шумы в студии.
В фильме задействованы непрофессиональные актеры. Со многими из них нужно работать над речью. Актеры, участвующие в съемках данной картины - из города Казань, что упрощает организацию тонировки. У нас появилась необходимость произвести тонировку одного из персонажей фильма - врача. Человек, который играет этого персонажа - не актер, он не имеет специальных навыков, что усложняет процесс записи речи. Нам удалось привлечь к работе над фильмом на этапе тонировки актёра Владимира Мазура, что значительно улучшило качество нашего фильма.
Режиссёр поставил перед собой непростую, однако интересную задачу - снять психологическую камерную драму с элементами графики, тем самым поработав с большим количеством локаций и актеров. Нельзя не отметить, что далеко не каждый начинающий режиссёр может взять на себя такую ответственность.
Цель работы: звуковое решение фильма «Грань» и создание оригинала фонограммы данного произведения.
Цель работы определяет ее задачи:
1) проанализировать драматургию произведения и передать атмосферу, раскрывающую идею фильма;
2) выбрать и применить звуко-выразительные приёмы, составить звукорежиссёрскую экспликацию;
3) осуществить тонировку фильма в студии;
4) произвести подбор оборудования для записи шумов, осуществить запись;
5) осуществить вертикальный монтаж.
Самая большая сложность, которая, на мой взгляд, возникла в процессе работы над фильмом «Грань», это тот факт, что производилась запись чистового звука. Такой вид записи звука с одной стороны, привносит большие трудности для его качественного сведения, с другой стороны учит работать в непредвиденных ситуациях, что закаляет характер. Вторая сложность - недостаточное количество и неидеальное качество звуковой аппаратуры. Проект некоммерческий и приходилось всю технику, помимо собственной, брать в университете. Третья сложность - это необычная проработка мизансцен, что затрудняло запись звука. Из-за динамичных движений актеров не было возможности крепить к ним микрофоны, что влияло на качество.
Что касается положительных моментов - это хорошая атмосфера в рабочем коллективе, которая значительно повлияла на съемочный процесс.
В целом, мы довольны результатом - картина получилась хорошая. Мы бы хотели и в дальнейшем работать над другими картинами.
1. Вендров М.И. Звук в телевизионной программе [Текст] / Вендров М.И. - Санкт-Петербург : ЛГИТМиК, 1988. - 55 с.
2. Воскресенская И.Н. Звуковое решение фильма [Текст] / Воскресенская И.Н. - Москва : Искусство, 1978. - 126 с.
3. Трахтенберг Л.С. Мастерство звукооператора [Текст] / Трахтенберг Л.С. - Москва : Искусство, 1972. - 101 с.