РАЗВИТИЕ НАВЫКА МНОГОГОЛОСНОГО ПЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МУЗЫКАЛЬНО-
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ» С ПРИМЕНЕНИЕМ
МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА МНОГОГОЛОСНОГО ПЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ 8
1.1. Понятие «мультимедийное пособие» 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста 13
1.3. Развитие навыка многоголосного пения у студентов-бакалавров 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА МНОГОГОЛОСНОГО ПЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ 31
2.1. Содержание мультимедийного пособия по дисциплине «Музыкальноисполнительский практикум» 31
2.2. Технология создания мультимедийного пособия для студентов-
бакалавров 40
2.3. Анализ апробации мультимедийного пособия 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
В современном мире с внедрением в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в учреждениях высшего образования стремительно обновляется содержание образования, формы, методы и средства обучения. Сегодня каждый педагог вуза использует мультимедийные средства обучения студентов, внедряя электронные мультимедийные учебники, курсы лекций, видеоуроки, мультимедийные пособия, электронные тестовые системы в образовательные программы учебных дисциплин.
С каждым годом объем информации по всем учебным дисциплинам увеличивается, а время, отводимое на их изучение, часто сокращается. Студентам всегда открыт широкий доступ в виртуальные библиотеки, в которых собрано огромное количество информации.
Для того, чтобы студент усвоил объем нужной информации и получил необходимые навыки, создаются мультимедийные пособия, с помощью которых, без значительных временных затрат, студент может получить необходимые знания, умения и навыки по какой-либо учебной дисциплине.
Таким образом, возможности современных компьютерных, информационных и коммуникационных технологий позволяют максимально интенсифицировать процесс обучения, увеличивая при этом объем учебной информации.
В музыкальном образовании расширяются возможности использования информационных технологий. Применение информационных технологий в музыкальном образовании оптимизирует средства, формы и методы обучения, позволяет найти рациональные решения тех или иных учебных задач, выбрать целесообразные пути совершенствования учебного процесса, способствует преодолению ряда трудностей, возникающих при традиционной форме преподавания.
Мультимедийное пособие позволяет студентам развивать навыки многоголосного пения на дисциплине «Музыкально-исполнительский практикум» как во время аудиторных занятий, так и при самостоятельном обучении.
В теории и практике музыкального образования студентов-бакалавров сложился ряд противоречий между:
1) имеющимися возможностями мультимедийных технологий в развитии вокально-хоровых навыков и навыков многоголосного пения у студентов-бакалавров и недостаточным теоретическим обоснованием применения подобных мультимедийных пособий;
2) необходимостью развития навыков многоголосного пения у студентов-бакалавров с применением современных мультимедийных средств обучения и отсутствием разработанных мультимедийных пособий по развитию вокально-хоровых навыков студентов;
3) потребностью у студентов применения инновационных
информационно-коммуникационных технологий на занятиях
и преимущественным использованием традиционных средств обучения на дисциплине «Музыкально-исполнительский практикум».
Данные противоречия помогли сформулировать проблему исследования, которая заключается в обосновании необходимости применения мультимедийного пособия для развития навыка многоголосного пения у студентов-бакалавров на дисциплине «Музыкально-исполнительский практикум» и его создании.
Тема исследования: Развитие навыка многоголосного пения у студентов-бакалавров на занятиях по дисциплине «Музыкальноисполнительский практикум» с применением мультимедийного пособия.
Цель: теоретически обосновать, разработать и внедрить в учебный процесс мультимедийное пособие для развития навыка многоголосного пения у студентов-бакалавров на дисциплине «Музыкально-исполнительский практикум», проанализировать результаты апробации.
Объект исследования: процесс обучения студентов-бакалавров навыку многоголосного пения.
Современные технологии открывают студентам и преподавателям доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, проявления и выявления различных навыков.
Мультимедийное пособие - это инструмент и средство познания на занятиях. Мультимедийное пособие служит накоплению фактических знаний, получению навыков, способствует развитию информационной грамотности.
Мультимедийные технологии в современном мире становятся важнейшим компонентом информатизации музыкального образования.
Педагогу важно связывать традиционные и мультимедийные формы обучения. Мультимедийные пособия открывают широкие возможности для педагогического творчества в обучении, донесения своих мыслей и видения учебной дисциплины в более доступной и понятной современному студенту форме.
Как показывает практика, студенты легко усваивают учебный материал, работают с интересом, результативно, подтверждая не только целесообразность использования мультимедиа для занятий, но и их необходимость.
Мультимедийные пособия объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий и выводят процесс обучения на новый, более качественный уровень. Позволяют студентам проводить занятия самостоятельно и в любое удобное время.
Мультимедийные пособия при творческом и грамотном их использовании могут обогатить учебный процесс, обеспечивая не только образовательную, но и воспитательную направленность работы педагога, что является актуальным в наше время.
Мультимедиа становятся естественным, привычным и мобильным методом обмена опытом, способом постоянного включения студента в самые актуальные события, происходящие в музыкальном и педагогическом мире.
Полученные результаты апробации показывают, что разработанное мультимедийное пособие достаточно эффективно и является необходимым для успешного развития навыка многоголосного пения у студентов.
Мультимедийное пособие и форма его организации обладают несомненными преимуществами в достижении высокой певческой форманты в образовании тембра, полетности и силы певческого голоса.
Мультимедийное пособие «Развитие навыка многоголосного пения» для студентов-бакалавров по дисциплине «Музыкально-исполнительский практикум» полностью готово к применению в освоении изучаемой дисциплины. Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза исследования доказана.
1) Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. Москва : ВЛАДОС, 2000. - 320 с.
2) Большой энциклопедический словарь [Текст] / - 2-е. издание перераб. и доп. Москва - Санкт-Петербург, 1998. - 1456 с.
3) Выготский Л.С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
4) Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. [Текст] / Н.Б. Гонтаренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 192 с.
5) Григорьев С.Г. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения [Текст] / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, С.И. Макаров. Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акд. - 2002. - 110 с.
6) Климов, Е.А. Введение в психологию труда. Учебник [Текст] / Е.А. Климов. Москва: Академия, 2002. - 297 с.
7) Козлин В.И. Музыкальный редактор Sibelius. Самоучитель [Текст] / В. И. Козлин. Компьютерное издательство «Диалектика», 2006. - 226 с.
8) Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А. Коменский, А.А. Красновский. Москва: ГУПИ Министерства Просвещения РСФСР, 1955. - 651 с.
9) Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.С. Мухина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
10) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов. - Москва: Мир и Образование, Оникс, 2011. - 736 с.
11) Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учебник и практикум для СПО [Текст] / В. И. Петрушин. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство, 2017. - 380 с.
12) Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] /
П.И. Пидкасистый. - Москва : Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.
13) Письмо Минобразования Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 27-55-570/12 «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие».
14) Риггз С. Пойте как звезды [Текст] / С. Риггз. Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 120 с.
15) Романовский Н.В. Хоровой словарь [Текст] / Н.В. Романовский. - Ленинград: Издательство Музыка, 1972. - 140 с....23