УЧЕБНЫЙ ФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО
СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА» УЧАЩИМИСЯ ДЕСЯТОГО КЛАССА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНОГО
ФИЛЬМА КАК СРЕДСТВА ОСВОЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 10
1.1. Теория ценности: история возникновения, понятие ценностей и ценностных
ориентации 10
1.2. Феномен художественной культуры и специфика содержания предмета «Мировая
художественная культура» 19
1.3. Способы применения учебного фильма в процессе изучения предмета «Мировая
художественная культура» в общеобразовательной школе 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА КАК
СРЕДСТВА ОСВОЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 36
2.1. Содержание учебного фильма 36
2.2. Технология создания учебного фильма 49
2.3. Анализ апробации учебного фильма на занятиях по мировой художественной культуре
в общеобразовательной школе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. План-конспект урока на тему: «Ценности художественной культуры: от эпохи к эпохе» 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вопросы по выявлению исходного уровня освоения ценностного содержания мировой художественной культуры 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкета для опроса учащихся десятого класса по выявлению их отношения к учебному фильму 92
Ценности и ценностные ориентации составляют основу жизни и деятельности каждого человека.
Ценности - это не просто то, что можно употребить на что-то, что имеет преходящее, ограниченное значение, а то, во имя чего проживается жизнь. Ценности - это смысловой центр человеческого бытия в мире.
Существенной особенностью приобщения к ценностям является то, что они передаются не средствами безличной коммуникации, как научные знания, а в межличностном общении, и усваиваются не логикорациональным способом, не мышлением, а переживанием. Именно поэтому оказываются возможными ситуации: человек может знать, «что такое хорошо и что такое плохо», но поступать «плохо», а не «хорошо», он может знать назубок библейские заповеди, а жить вопреки им.
Ценности - это высшее выражение человеческого измерения культуры, они должны быть пропущены через душу человека, чтобы стать его личным достоянием. Именно поэтому нельзя заложить ценности в искусственный мозг - кибернетическую машину. Машина может знать, что такое совесть, но она неспособна обладать совестью.
Никакие ценности нельзя навязать человеку силой. В них нельзя войти как в новую квартиру, надеть как новый костюм, употребить как хлеб и воду. К ценностям невозможно просто приобщиться, их нужно сотворить самостоятельно.
Ценностная проблематика имеет огромное значение в системе современного российского образования, которое переживает кризисное состояние и находится в мучительных поисках выхода из ценностного тупика вследствие быстрого и резкого слома всей системы ценностей на рубеже XX - XXI вв.
Определение основополагающих ценностей является ключевой задачей системы образования в сегодняшней России.
4
Современные образовательные учреждения должны полноценными институтами культуры, способными формировать не только образованных, но и культурных людей с высокой нравственностью, с чувством ответственности за все происходящее в мире, так как именно такие люди способны обеспечить будущее существование человечества.
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентиров учащихся средних общеобразовательных учреждений предполагает актуализацию общечеловеческого ценностного потенциала изучаемых предметов, и прежде всего гуманитарных. Одним из таких предметов является «Мировая художественная культура».
Мировая художественная культура обладает уникальным ценностным потенциалом, включающим весь спектр общечеловеческих, национальных, этнических и региональных ценностей (смысложизненных, нравственно- этических, художественно-эстетических и др.), выраженных языком искусства. В художественной культуре воплотились высшие проявления человеческого духа. Она обращается непосредственно к эмоциональночувственной сфере личности человека, развивает способность чувствовать, сопереживать или, иными словами, осуществляет «образование сердца». Предмет «Мировая художественная культура» развивает особый тип мышления - художественное мышление, пробуждает творческие способности человека, формирует художественно-эстетическое отношение к миру.
Формированию этих качеств учащихся на основе освоения ценностного содержания мировой художественной культуры способствуют современные информационно-компьютерные технологии. Аудиовизуальный ряд помогает эмоционально-чувственному восприятию и более глубокому пониманию художественных, эстетических, нравственных и ценностных смыслов культуры и искусства.
Одним из важнейших направлений применения информационнокомпьютерных технологий является использование мультимедийных 5
возможностей компьютерной техники. Использование мультимедийных средств обучения позволяет активизировать процесс обучения за счет усиления наглядности и сочетания логического и образного способов усвоения информации. Интерактивность мультимедийных технологий предоставляет широкие возможности для реализации личностно-ориентированных моделей обучения....
Таким образом, возникновение теории ценности, или аксиологии связывают прежде всего с именами видных философов-неокантианцев XIX века. В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936) проводили различие между «науками о культуре» и «науками о природе». В качестве основы такого различения они видели понятие «ценность».
К ключевым понятиям аксиологии относятся «ценность» и «ценностные ориентации»
Ценности - это не просто то, что можно употребить на что-то, что имеет преходящее, ограниченное значение, а то, во имя чего проживается жизнь. Ценности - это смысловой центр человеческого бытия в мире.
Современное российское общество остро нуждается не столько в успешных оперантах на рынке труда, сколько в воспитании социально и нравственно ответственной личности, способной ориентироваться в сложной социально-экономической и политической ситуации, обладающей устойчивой системой ценностей, основанной на гуманистических идеалах.
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентиров
учащихся средних общеобразовательных учреждений предполагает актуализацию общечеловеческого ценностного потенциала изучаемых предметов, и прежде всего гуманитарных. Одним из таких предметов является «Мировая художественная культура».
Художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т.п.), включает в себя все процессы, протекающие «вокруг» искусства (создание, хранение, восприятие, и т.д.), и процессы, обеспечивающие его успешное функционирование (воспитание художников, публики, критиков).
Процесс освоения художественных ценностей представляет собой сложную душевную и интеллектуальную деятельность, которую правомерно рассматривать как процесс сотворчества.
71
При создании учебного фильма мы опирались на учебную программу Г. И. Даниловой.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных и ценностных доминант эпохи, стиля, национальной школы.
В настоящее время происходят кардинальные перемены во всех областях человеческой жизни, активно создается информационное общество.
Внедрение новых информационных технологий - важнейшая задача современной системы образования.
Современные информационные технологии позволяют обратиться к культурному наследию человечества как при изучении культуры и искусства, так и при создании различных творческих продуктов, таких как: мультимедийные пособия, хрестоматии, виртуальные экскурсии, электронные и мультимедийные презентации и учебные фильмы.
Учебный фильм представляет собой видеоряд с закадровым текстом и музыкальным сопровождением, создаваемый для визуального обучения с целью более качественного овладения обучающимися каким-либо действием или методикой.
Учебные фильмы - это фильмы, включающие в себя структурированную методологию, подкреплённую качественным видеорядом и поясняющей инфографикой.
Созданный нами учебный фильм можно отнести к научно-популярному жанру, а с точки групповой классификации наш фильм носит аналитический, проблемный, обобщающий и заключительный характер.
Содержание фильма включало в себя рассмотрение ценностного содержания мировой художественной культуры Античности, Средневековья и Возрождения в связи с изменением картины мира, мировоззрения и идеала человека.....
1. Российской Федерации. Законы. О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации [Текст] федер. закон : [принят Гос. Думой 17 июля 1996 г. : одобр. Советом Федерации 7 августа 1996 г.]. - М. : Транспорт, 2008. - 164 с.
2. Алпатов, М. Художественные проблемы искусства Древней Греции [Текст] / М. Алпатов. - М.: Искусство, 1987. - 221 с.
3. Асташова Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии [Текст] / Н.А. Асташова // Педагогика. - 2002. - №8. - С. 8-13.
4. Баткин, Л.М. Леонардо да Винчи и особенности Ренессансного творческого мышления [Текст] / Л.М. Баткин. - М.: Искусство, 1990. - 413 с.
5. Бахтин М.М. Собрание сочинений [Текст] : В 7 т. Т. 5. /
М.М. Бахтин. - М. : Рус. слово, 1997. - 732 с.
6. Бердяев Н.А. Судьба России [Текст] / Н.А. Бердяев. - М. : МГУ, 1990. - 256 с.
7. Боннар, А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа. От Еврипида до Александрии [Текст] / А. Боннар; Пер. с фр. О.В. Волкова, Е.Н. Елеонской. - М.: Искусство, 1995. - 672 с.
8. Борзова Е.П. История мировой культуры [Текст] / Е.П. Борзова. - С.-П. : Лань, 2001. - 672 с.
9. Бургхардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения [Текст] / Я. Бургхардт; пер. с нем. С. Брилифита. - М.: Интрада, 1996. - 448 с.
10. Буторина Н.И. Информационные технологии в образовательном процессе [Текст] / Н.И. Буторина // Инновации в современном музыкальнохудожественном образовании. Материалы Второй Международной научнопрактической конференции. - Екатеринбург, 2008г. - 305 с.
11. Вебер М. Избранное. Образ общества [Текст] / М. Вебер. - М. : Юрист, 1993. - 704 с.
12. Виппер, Б. Итальянский Ренессанс: курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуре [Текст] в 2 т. / Б. Виппер. - М.: Искусство, 1977. - 64 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика-пресс, 1996. - 536 с.
14. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры [Текст] / Г.П. Выжлецов - С.-П. : Петербург, 1996. - 150 с.
15. Гаспаров, М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древней культуре [Текст] / М. Л. Гаспаров. - М.: Новое литературное обозрение, 1996.
• 380 с....56