МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ХРЕСТОМАТИЯ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИМПРОВИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ХРЕСТОМАТИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИМПРОВИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 10
1.1. Понятиемультимедийной хрестоматии 10
1.2. Особенности обучения эстрадномувокалу в детской музыкальной школе 18
1.3. Условия применения мультимедийной хрестоматии в процессе формирования навыков вокальной импровизации у учащихся
в детской музыкальной школе 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ХРЕСТОМАТИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИМПРОВИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 36
2.1. Структура и содержание мультимедийной хрестоматии для формирования навыков вокальной импровизации у учащихся старших классов
детской музыкальной школы 36
2.2. Технология создания мультимедийной хрестоматии для формирования навыков вокальной импровизации у учащихся старших классов
детской музыкальной школы 41
2.3. Анализ апробации мультимедийной хрестоматии для формирования навыков вокальной импровизации у учащихся старших классов
детской музыкальной школы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Приложение 1. Мультимедийная хрестоматия по вокальной импровизации для учащихся старших классов детской музыкальной школы (электронный вариант)
В процессе развития человечества творчество являлось главным фактором и движущей силой деятельности индивидуума. Творчество способствовало развитию прогрессивного общества во все времена. В настоящее время творческое развитие является преобладающим направлением, формирующим всесторонне развитую личность.
По всей стране сегодня действует большое количество центров детского и юношеского творчества. Большинство ученых и педагогов в сфере образовательной деятельности отдают предпочтение развитию творческих способностей у детей с раннего возраста. «Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других», - писал Б.В. Асафьев [1, с.118].
Пути наиболее эффективного развития творческих способностей ребенка на протяжении ХХ века искали многие психологи, ученые, педагоги: Л.С. Выготский, В.А. Левин, Р.С. Немов, А.Н. Лук, О.И. Никифорова, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.
Задача современного образования - выявить и развить творческие способности в доступной и интересной детям деятельности. Начальная ступень образования наиболее результативна в приобщении школьников к успешному творческому самовыражению. Огромную роль в развитии чувственной сферы ребенка, его художественно-творческих способностей играет искусство.
Раскрытию творческого потенциала растущего человека посредством музыки посвящено содержание многочисленных педагогических исследований. Впервые с разработкой этой проблемы мы встречаемся в трудах Б.В. Асафьева. Учеником и продолжателем его концепции Д.Б. Кабалевским был введен в 1970-е годы в программу по музыке для общеобразовательных школ новый элемент, а именно, импровизация как разновидность творческой деятельности. Импровизация - отличительный вид творческой деятельности, в ходе которого происходит соединение и процесса, и результата деятельности, то есть импровизация - это создание нового экспромтом. В этом смысле импровизации учащихся в музыке имеют сходство с профессиональной творческой деятельностью композиторов.
Труды Б.В. Асафьева и Д.Б. Кабалевского легли в основу исследований Л.В. Горюновой и Л.В. Школяр. Монография В.Н. Харькина раскрывает педагогическую проблематику импровизации. Применительно к школьникам, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, А.И. Хотькова, подробно описали этапы музыкально-творческого процесса от возникновения замысла и определения сюжета до его реализации.
Проблема детского творчества до сих пор является актуальной в психологии и педагогике, поскольку ее решение связано с проблемой общего развития и созревания ребенка. Интерес представляют исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Т.С. Комаровой, Н.А. Ветлугиной, А.И. Волкова, в которых подчеркивается ведущая роль творческой деятельности детей в воспитании и обучении.
Импровизация возможна на любом музыкальном инструменте, а также в пении. Значимым приемом, позволяющим развить у детей интерес к музыкальным занятиям и накоплению опыта, является использование вокальной импровизации. Чтобы импровизировать, учащемуся достаточно иметь собственный голос, ладони и добавить немного движений.
Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокальнослуховые навыки, музыкально-слуховые представления [28].
Возникает вопрос: «А возможно ли вообще научить импровизации?» Теоретическое музыкознание до сих пор продолжает исследовать этот феномен, несмотря на то, что сама импровизация уходит корнями в древность и является первичным видом музыкального творчества....
Занятия вокалом позволяют развить творческий потенциал ребёнка, чувство ритма, сосредоточенность, способствуют концентрации памяти и внимания, прививают навыки импровизации, как высшего проявления творчества. Поэтому вокальные классы ДМШ и ДШИ должны занимать значительное место в системе музыкального воспитания и образования учащихся.
Для получения хороших результатов необходимо проводить данные занятия с учетом индивидуальных музыкальных, вокальных и возрастных особенностей учащихся.
Импровизация в силу своей специфики с наибольшей полнотой способна выявить и развить творческие возможности ребенка, поэтому в настоящее время особую актуальность при обучении эстрадному вокалу в ДМШ приобретают занятия по импровизации. Для освоения учащимися данных умений большую помощь может оказать мультимедийная хрестоматия как средство формирования навыков вокальной импровизации. При этом должны быть выполнены определенные педагогические условия, включающие: высокое качество подобранного материала, техническую оснащенность вокального класса, соответствующий уровень подготовки учащихся.
Мультимедийная хрестоматия является эффективным средством развития навыков вокальной импровизации, которое может быть использовано как в классе, так и для самостоятельной работы дома.
Как дидактическое средство, мультимедийная фонохрестоматия, представленная в данной работе, представляет собой комплекс упражнений, содержащийся на цифровом носителе, которая может быть воспроизведена на различных устройствах и использована для решения различных задач музыкального обучения.
Основные выводы проведенного исследования сводятся к следующему:
1) мультимедийная хрестоматия, как учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные аудиоматериалы, может быть эффективно использована на занятиях по предметам, которые требуют слухового восприятия учебного материала;
2) мультимедийная хрестоматия должна отвечать содержанию предмета эстрадный вокал;
3) мультимедийная хрестоматия может оказать большую помощь в освоении учащимися навыков импровизации на уроках по эстрадному вокалу;
4) широкое привлечение современных средств обучения, в том числе мультимедийной хрестоматии, способствует повышению качества музыкального образования, развитию интереса к музыке, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность и расширению художественного кругозора школьников;
5) мультимедийная хрестоматия призвана не заменять, а дополнять и расширять возможности традиционных методических средств обучения, повышая тем самым эффективность и качество обучения;...
1. Асафьев, Б.В. Музыкальна форма как процесс [Текст] // Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
2. Багадуров, В.А. Воспитание и охрана детского голоса [Текст] : сб.статей / В.А. Багадуров. - М. : АПН РСФСР, 1953.-72 с.
3. Балабан, О.В. Импровизация как средство постижения народной музыкальной культуры [Текст] / О.В. Балабан // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 198-200.
4. Беспалов, О.И. К вопросу об экспериментальном исследовании по развитию музыкально-импровизационных способностей подростков [Текст] / О.И. Беспалов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - № 3 - С. 325-330.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] : психологический очерк / Л.С. Выготский. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991. -96с.
6. Долгушин, С. Мультимедиа. Информационные технологии в музыке [Текст] : учебно-методическое пособие / С. Долгушин. - Омск. : Мир музыки, 2004. - 187с.
7. Дуранов, М.Е. Педагогика воспитания и развития личности [Текст] : учеб. пособие / М.Е. Дуранов, М.Е. Жернов, О.В. Лешер.-2-е изд., доп. и перераб. - Магнитогорск : Изд-во Магнитог. гос. ун-та,2001. - 355 с.
8. Карягина, А.В. Джазовый вокал [Текст] : практическое пособие для начинающих / А.В. Карягина. - СПб.: Планета музыки, 2012. - 312 с.
9. Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования [Текст] / И.М. Красильников. - Дубна: Феникс +, 2007. - 496с.
10. Малишава, В.П. Методика обучения эстрадному пению [Текст] : учебное пособие по педагогической практике в классе эстрадного пения / В.П. Малишава. - Л. : Музыка, 1988.- 26 с.
11. Новгородова, Т.Н. Рабочая программа МУДО «ДМШ» по учебному предмету сольное пение эстрадный вокал [Текст] / Т.Н. Новгородова. - Качканар : 2016. - 22с.
12. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1987. - 750с.
13. Пальшина, О.С. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету эстрадный вокал[Текст] / Сост. О.С. Пальшина. - Каменск-Уральский : МБУДО «ДМШ №1 г.Каменск-уральский», 2015.- 30 с.
14. Панферова, Е.М. Мультимедийные образовательные технологии как современное средство воспитания музыкальной культуры у учащихся в дополнительном музыкальном образовании [Текст] / Е.М. Панферова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2013. - С. 125-127.
15. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учебное пособие/Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина. - 3-е изд. - М.: изд. центр «Академия», 2010. - 368 с....29