Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
1 АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И
УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ 9
1.1 Нормативная документация, регламентирующая подготовку к сдаче
экзамена на IV группу допуска по электробезопасности до 1000 В 9
1.2 Анализ учебных программ подготовки по электробезопасности 15
1.3 Анализ учебной литературы по электробезопасности 19
1.4 Обзор дистанционных интернет-курсов по электробезопасности 23
2 РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА К ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО
ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ НА IV ГРУППУ ДОПУСКА ДО 1000 В 30
2.1 Разработка учебных материалов 30
2.2 Описание теоретического материала 31
2.3 Описание контроля (фонда оценочных средств) 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
Все мы знаем, что электрический ток опасен для жизни. Самая главная опасность, что его нельзя увидеть или услышать. Электрический ток может поразить человеческий организм при контакте с ним. Немного коснувшись проводника под напряжением, человек становится частью электрической сети. Так как организм состоит из солей и различных жидкостей он является отличным проводником и ток начинает протекать сквозь все тело. После такого последствия могут быть с летальным исходом. Рассмотрим что такое электрическая безопасность. Электрическая безопасность - это такой метод особых мероприятий, которые обеспечивают охрану человеческого здоровья от очень опасного воздействия электрического тока, электромагнитного поля, статического электричества и электрической дуги. Проблема электробезопасности заключается в электронасыщенности современной промышленности. Она создает электрическую опасность, причинами которой могут служить электрические сети, электрифицированное оборудование или вычислительная техника. Именно поэтому устранение электротравматизма значится актуальной проблемой. Есть несколько видов поражения человека электрическим током:
Электрические травмы происходят под действием электрического тока, повреждая ткани организма. К ним можно отнести электрические ожоги, металлизация кожи или механические повреждения. Чаще всего люди получают электрические ожоги, около 70% из всех случаев поражения током. Электрические знаки - проявляются на коже человека, под действием тока. Они могут быть бледными в форме овальных пятен желтого или серого цвета. Такие пятна, безболезненны, напоминают мозоли, постепенно омертвевший слой кожи сходит самостоятельно. Металлизация кожи - происходит за счет проникновения в верхний слой кожи очень мелких частиц металла, который оплавился под действием электрической дуги. В таких случаях кожа становится жесткой и принимает темно серый оттенок. Электроофтальмия, образуется
вследствие воздействия ультрафиолетовых лучей электрической дуги на оболочку, глаз воспаляется.
Существуют приборы, обеспечивающие автоматическое отключение электроустановок при возникновении опасности поражения током. В таких приборах есть датчики, преобразователи, а также исполнительные органы. Уже не существует такой профессиональной деятельности, где бы не применялся электрический ток. Именно поэтому современное производство не может обходиться без электроэнергии. В процессе использования новой техники часто могут обнаружиться неизвестные опасные факторы, в связи с этим развитие техники изменяет условия труда человека, но не делает его безопаснее.
Каждому работнику, который проходит проверку знаний, выдается удостоверение установленной формы с присвоением IV группы по электробезопасности. Оно дает право на обслуживание электроустановок.
В большинстве случаев экзамен проходит на компьютерах, проходя тест, сотрудники вынуждены готовиться на основе книжного материала без возможности предварительной проверки. Поэтому существует необходимость дополнительной подготовки и проверки знаний правил по электробезопасности на рабочем месте.
Таким образом, IV группа допуска по электробезопасности необходима для обеспечения безопасного выполнения работ и технологий на производстве. Группа по электробезопасности работника определяет, прежде всего, уровень знаний безопасных методов работы с электричеством
Четвертая группа допуска по электробезопасности - данная категория лиц имеет право работы на установках напряжением до и свыше 1000 В. Персонал из числа ИТР, имеющий эту группу по электробезопасности, назначается ответственным за электрохозяйство. Таким специалистам доверяется обучение молодых сотрудников непосредственно в месте ведения ремонтных работ. Сдача на допуск возможна лишь в случае, если работник уже был аттестован на III группу и проработал в своей должности не менее трех месяцев. К персоналу, претендующему на повышение квалификации, при экзаменовке предъявляются 6 БР.44.03.04.903.2018
более жесткие требования. Вопросы по электротехнике задаются из всего курса. Работник должен хорошо знать все инструкции (по охране труда, обслуживанию и эксплуатации объектов на конкретном участке), требования правил ПБ, положения ПУЭ, схемы всех электроустановок, находящихся в зоне его ответственности. Кроме того, уметь грамотно организовать работу подчиненных, контролировать их действия, обучать необходимым профессиональным приемам и навыкам. Этой категории лиц разрешается инструктировать персонал и допускать его к работе на установках....
На сегодняшний день учебно-методические комплексы являются неотъемлемой частью обучения. Они помогают в организации учебного процесса, способны ориентировать в большом многообразии представленных материалов, помогают значительно сократить время на подготовку к занятиям; использовать различные формы работы, в том числе новые педагогические технологии учитывать возможности группы в целом и индивидуальные особенности каждого обучающегося.
В первой главе данной ВКР был проведен анализ дополнительной профессиональной рабочей программы, учебных пособий и дистанционных интернет-курсов по электробезопасности.
Анализ показал, что существует определенное количество учебных пособий по электробезопасности и интернет-ресурсов, предоставляющих услуги дистанционного прохождения курса по электробезопасности. Кроме этого, рядом профессиональных учебных заведений разработаны учебные программы дополнительного образования по электробезопасности.
Во второй главе данной ВКР были разработаны учебно-методические материалы для подготовки персонала к проверке знаний на IV группу допуска по электробезопасности до 1000 В, а именно: теоретические учебные материалы, фонд оценочных средств.
Таким образом, в ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы, поставленные цели и задачи были достигнуты:
1) проанализирован материал по электробезопасности и система подготовки к сдаче экзамена на IV группу допуска по электробезопасности до 1000 В;
2) подобран и систематизирован учебный материал;
3) разработаны средства контроля (тестовые задания).
1. Агунов М.В. Пожарная безопасность электроустановок [Текст] : учебник/ М.В. Агунов, М.Д. Маслаков. - Санкт-Петербург: Санкт- Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2012. - 292 с.
2. Беляков Г.И. Электробезопасноть [Текст] : учеб. пособие для академического бакалавриата / Г.И. Беляков. - Москва: Издательство Юрайт, 2017. - 125 с.
3. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования [Текст] : Учебное пособие / Н.В. Бордовская. - Санкт-Петербург: ООО «Книжный Дом», 2010. - 408 с.
4. Борисов Ю.М. Электротехника [Текст] : учебник / Ю.М. Борисов, Д. Н. Липатов, Ю.Н. Зорин. - Москва: Энергоатомиздат, 2012. - 552 с.
5. Группа компаний «Специалист» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://specialistekb.ru / (дата обращения 10.11.2017).
6. Долин П.А. [и др.] Электробезопасность. Теория и практика [Текст] : учебное пособие для вузов / под. ред. В.Т. Медведева. - Москва: Издательский дом МЭИ, 2012. - 280 с.
7. Дополнительная профессиональная образовательная программа «Подготовка электротехнического персонала на II, III, IV группы допуска по электробезопасности до 1000 В». - ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2012., 8 с.
8. Зайцева С.А. Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / С.А. Зайцева, В.В. Иванов - Шуйск, 2012.- URL: http://sgpu2004.narod.ru (дата обращения 10.11.2017).
9. Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках (СО 153-34.03.603-2003, утверждена приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 261 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения 10.11.2017).
10. Калиничева О.А. Основы электробезопасности в электроэнергетике [Текст]: учебное пособие / О.А. Калиничева, С.А. Серхачев, А.В. Федосеев. - Архангельск: «С(А)ФУ», 2015 - 126 с.
11. Камашева Ю.Л. Влияние учебно-методического обеспечения на процесс формирования компетенций [Текст] / Ю.Л. Камашева, З.Ш. Аглямова // Казанский педагогический журнал. - 2014. - №5. - С. 54-63.
12. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса [Текст] : метод. пособие / Сост. Т.Г. Аргунова, И.П. Пастухова. - Москва: Библиотека журнала «СПО», 2009. - 112 с.
13. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании [Текст]: учебное пособие /
B. А. Красильникова; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2012. - 291 с.
14. Кутузов А.В. Дидактический комплекс информационного обеспечения как основа формирования профессиональных компетенций специалистов в системе высшего профессионального образования [Текст] / А.В. Кутузов // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. - №4. -
C. 114-120.
15. Куценко Г.Ф. Практическое пособие по электробезопасности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cwer.ws/node/82598/ (дата обращения: 12.11.2017)....39