Введение 5
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АКВАКУЛЬТУРЫ (РЫБОВОДСТВА) 12
1.1. Субъекты и объекты правовых отношений в сфере рыбоводства 12
1.2. Государственная политика в сфере рыбоводства 16
1.3. Нормативно-правовое регулирование рыбоводства 18
1.4. Налоговое и таможенное регулирование рыбоводства 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫБОВОДСТВА 23
2.1. Виды рыбоводства 23
2.2. Порядок получения водного объекта для целей товарного рыбоводства 27
2.3. Особенности использования земельных участков для целей рыбоводства 32
2.4. Экономика рыбоводного участка 34
2.5. Отчетность в рыбоводстве 46
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ РЫБОВОДСТВА 48
3.1. Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации 48
3.2. Поддержка сельхозпроизводителей 48
3.3. Льготное кредитование 49
3.4. Поддержка регионального уровня 51
3.5. Поддержка со стороны финансовых институтов 53
3.6. Научное обеспечение отрасли, подготовка кадров 54
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЕДЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ РЫБОВОДСТВА 56
4.1. Оборотные активы предприятия сферы рыбоводства 56
4.1.1. Рыбопосадочный материал 57
4.1.2. Корма для рыб 58
4.1.3. Оборотные денежные средства 59
4.2. Кадры для рыбоводства 60
4.3. Сопутствующая инфраструктура 63
4.4. Экология в рыбоводстве 64
4.5. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЫБОВОДСТВА 66
4.5.1. Государственно-частное партнерство 66
4.5.2. Применение мер таможенного регулирования 68
4.5.3. Решение проблемы кадров 69
4.5.4. Проблемы инфраструктуры и морское зонирование 71
4.5.5. Экологическое налогообложение 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Интервью с генеральным директором ООО «Рыбхоз Гонганалицкое», Бажулиным С.Ю. 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Интервью с руководителем рыбоводного хозяйства ООО «Ирий» Сенько Д.Е. 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Интервью с владельцем крупнейшей компании по производству форели в РФ, Николаем Владимировичем Федоренко 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Интервью с главным специалистом сектора развития рыбохозяйственного комплекса отдела пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбохозяйственного комплекса комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, Владимиром Николаевичем Сергеевым 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Интервью с главным рыбоводом рыбоводного хозяйства ООО «Ирий» Молчановым Львом Евгеньевичем. 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Интервью с директором АО «ПЗ «Расцвет», Артемом Михайловичем Крицким. 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Расчеты для создания финансовой модели рыбоводного участка 100
Обеспечение продовольственной безопасности страны является одним из ключевых вопросов сохранения и защиты государственного суверенитета Российской Федерации. Потребность в питании является первичной потребностью человека, производство физически и экономически доступного для широких масс населения продовольствия является приоритетом в реализуемой аграрной политике страны. Одним из самых популярных продуктов в мире является рыба. Эксперты по проблемам питания рекомендуют есть рыбу хотя бы дважды в неделю, а беременным женщинам и кормящим матерям - не менее трех раз в неделю. Согласно Приказу Минздрава России от 19.08.2016 № 614 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» рекомендуемая рациональная норма потребления рыбы и рыбопродуктов - 28 кг в год на человека. При этом опубликованные Росстатом статистические данные свидетельствуют о том, что фактическое потребление рыбы и рыбопродуктов на душу населения в России ниже рекомендованных норм. В рейтинге стран по душевому потреблению рыбы и морепродуктов Россия находится в третьей десятке (рис.1).
В условиях внешнеэкономической нестабильности (закрытие портов Китая в 2020 году для ввоза водных биологических ресурсов из-за COVID-2019, усиливающиеся санкции по отношению к России после февраля 2022 года) повысилась актуальность насыщения внутреннего рынка России собственной рыбной продукцией. В этой связи жизненно важно развивать и повышать устойчивость отечественного рыбохозяйственного комплекса. Бесконечно увеличивать вылов водных биологических ресурсов невозможно: во-первых, природные запасы не безграничны с учетом растущей численности населения, во-вторых, загрязнение мирового океана отрицательно влияет на качество добываемых биоресурсов, в-третьих, очень дорого поддерживать на должном уровне рыбопромысловый флот. В таких условиях рентабельность рыболовства падает, что создаёт условия для роста рыбоводства (аквакультуры)...
Значение рыбоводства для нашей страны трудно переоценить с учетом наличия огромных водных ресурсов и серьезной научной базы, однако факт того, что Россия по уровню производства рыбоводной продукции стоит лишь на 78-м месте в мире, а объём выращиваемых рыб составляет всего 8% от добываемой, свидетельствует о существовании в отрасли проблем, преодолев которые, можно обеспечить экономический рост, укрепить продовольственную безопасность страны, обеспечить население полезными для здоровья продуктами питания.
В настоящей работе была поставлена цель исследовать механизм взаимодействия бизнеса и государства в сфере рыбоводства, разработать рекомендации по повышению его эффективности с целью решения проблем, препятствующих устойчивому развитию и росту отрасли аквакультуры (рыбоводства).
Для осуществления поставленной цели была изучена и проанализирована нормативно-правовая база, в результате можно констатировать, что в последнее десятилетие государством сделаны серьезные шаги в части нормативного регулирования аквакультуры (рыбоводства): принят основополагающий закон «Об аквакультуре и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон от 02.07.2013 № 148-ФЗ), утверждены правила и регламенты, в которых конкретизированы и регламентированы важные основополагающие процессы (получение рыбоводных участков, земельных участков), определены направления государственной политики развития отрасли на долгосрочный период до 2030 года. Все принятые государством меры, безусловно, оказали положительное влияние на развитие отрасли. При этом, несовершенство действующего законодательства в части его объемности и сложности для практического использования, отсутствия ответа на многие животрепещущие вопросы бизнеса свидетельствует о том, что обратная связь между государством и бизнесом работает далеко не идеально.
В работе рассмотрена структура рыбоводства (воспроизводственная, индустриальная и рекреационная) и виды индустриальной аквакультуры (пастбищная, прудовая, бассейновая), рассмотрены вопросы взаимодействия рыбоводного хозяйства с государством в части получения в пользование рыбоводного участка и земельного участка для размещения рыбоводной инфраструктуры, предложена экономическая модель садкового рыбоводного хозяйства с применением банковской кредитной линии для пополнения оборотных средств и государственных субсидий для приобретения основных средств.
В ходе настоящего исследования были изучены и систематизированы действующие меры поддержки отрасли со стороны государства. Анализ законов о федеральном бюджете на 2022-2026 годы позволил сделать вывод, что расходы бюджета на финансирование отрасли сельского хозяйства в целом и рыбоводство в частности составляют мизерную величину (0,4% от всех расходов федерального бюджета на финансирование сельского хозяйства в целом и на развитие рыбохозяйственного комплекса (в том числе аквакультуру) 0,05% в 2022 году и 0,03% в 2023 и 2024 годах). При таком положении дел о взрывном росте отрасли говорить не приходится. Вместе с тем, добиться поставленных государством целей количественного роста продукции аквакультуры к 2030 году (618 тыс. тонн) можно, повысив эффективность взаимодействия бизнеса и государства и преодолев проблемы, препятствующие устойчивому развитию отрасли.
Автор настоящего исследования в период 2022-2023гг имел опыт работы в ООО «УК «ЛАФОР» - организации, управляющей несколькими юридическими лицами, являющимися рыбоводными хозяйствами, зарегистрированными в Республике Карелия, организациями, основными видами экономической деятельности которых является «пресноводное рыбоводство» (код ОКВЭД ОК 029-2014 - 03.22) и «рыбоводство (код ОКВЭД ОК 029-2014 – 03.2). В процессе работы в ООО «УК «ЛАФОР» пришлось непосредственно столкнуться со многими проблемами, являющимся характерными для российского рыбоводства в целом – это проблема закупки рыбопосадочного материала и кормов для рыб, проблема нехватки оборотных средств, проблема трудовых кадров и их квалификации. Опыт работы на рыбоводном предприятии был необыкновенно интересным, полезным, позволил ознакомиться с предметом не только с теоретической, но и с практической стороны. В приведенной в параграфе 2.4 экономической модели садкового рыбоводного хозяйства в качестве исходных параметров взяты реальные параметры одного из рыбоводных хозяйств Карелии.
На основании изученной литературы, глубинных интервью, проведенных со специалистами рыбоводной отрасли, с учетом собственного опыта, в работе были сформулированы основные проблемы, препятствующие устойчивому развитию рыбоводства, это: недостаточный уровень селекционно-племенной работы (для бизнеса это проблема рыбопосадочного материала), проблема качественных и доступных кормов для рыб, проблема инфраструктуры, проблемы кадров и экологии...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс
2. О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции (вместе с «ТР ЕАЭС 040/2016. Технический регламент Евразийского экономического союза. О безопасности рыбы и рыбной продукции»): Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 162 // СПС КонсультантПлюс
3. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (ред. от 09.04.2024) // СПС КонсультантПлюс
4. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023) // СПС КонсультантПлюс
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // СПС КонсультантПлюс
6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // СПС КонсультантПлюс
7. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. От 04.08.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // СПС КонсультантПлюс
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // СПС КонсультантПлюс
9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.04.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024) // СПС КонсультантПлюс
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // СПС КонсультантПлюс
11. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон РФ от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 06.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // СПС КонсультантПлюс
12. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон РФ от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2023) // СПС КонсультантПлюс
13. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон РФ от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СПС КонсультантПлюс
14. Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 02.07.2013 № 148-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СПС КонсультантПлюс
15. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 27.12.2019 № 502-ФЗ // СПС КонсультантПлюс...60