Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО СОЛО-МАТЕРИНСТВА 7
1.1 Теоретико-методологические основы изучения проблемы раннего соло-материнства 7
1.2 Основные подходы к изучению раннего соло-материнства 14
1.3 Отечественный и зарубежный опыт помощи несовершеннолетним соло-мамам 19
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ МАТЕРЯМ-ОДИНОЧКАМ 29
2.1 Организационно-правовые основы помощи несовершеннолетним матерям-одиночкам 29
2.2 Деятельность учреждений помощи несовершеннолетним матерям-одиночкам в Санкт-Петербурге 32
2.3. Роль учреждения «Маленькая мама» 34
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ-ОДИНОЧЕК 39
3.1. Программа прикладного исследования 39
3.2. Рекомендации по реализации мер профилактики раннего нежелательного материнства среди несовершеннолетних 48
Заключение 52
Список литературы 55
Приложение 1. Гайд экспертного интервью со специалистами 60
Приложение 2. Гайд глубинного интервью с несовершеннолетними мамами-одиночками из отделения социальной реабилитации «Маленькая мама» 61
Приложение 3. Интервью со специалистами 62
Приложение 4. Интервью с несовершеннолетней матерью-одиночкой из отделения социальной реабилитации «Маленькая мама» 65
Рождение ребенка – одно из самых важных событий в жизни женщины, которое может оставить незабываемые впечатления и принести огромное счастье. Однако, не всегда этот момент является исключительно радостным. Женщины сталкиваются с материнством на разных этапах своего развития, в том числе и в слишком молодом возрасте, когда они еще не определились с собственными планами на будущее.
16 лет – средний возраст опрошенных в исследовании к данной работе девочек, которые стали мамами тогда, когда еще не закончили школу. Вместо экзаменов у них чаще встречаются пеленки и детские игрушки, а не спят по ночам они не потому, что готовятся к ОГЭ, ЕГЭ и поступлению. Причина этому кроется в том, что в столь юном возрасте, они выполняют одну из важнейших социальных ролей женщины – роль матери.
Несовершеннолетние мамы в России встречаются достаточно часто - существует статистика, которая говорит о том, что на сегодняшний день ежегодно 200 тысяч несовершеннолетних девушек становятся матерями. Эти цифра говорит лишь о родившихся детях, в них не входят аборты, а также дети и молодые матери, которые погибли во время родов.
В последние годы в Российской Федерации, как и в других европейских странах, возрастает число беременных среди несовершеннолетних в связи со снижением возраста сексуального дебюта, ростом сексуальной активности подростков, их низкой контрацептивной культурой. По данным Международной федерации планирования семьи ежегодно в мире более, чем у 15 млн. подростков беременность заканчивается родами.
Матери-одиночки, в особенности несовершеннолетние, представляют собой значительную социальную проблему, с которой сталкиваются многие общества в современном мире, наша Родина не стала исключением. Проживая в мегаполисах, таких как Санкт-Петербург, девушки оказываются в сложной ситуации, пытаясь совместить воспитание ребенка с обучением, работой и другими обязанностями. В условиях современных мегаполисов, где цены на жилье, продукты и услуги высоки, это может быть особенно сложно.
Социальное сопровождение и оказание комплексной социальной помощи несовершеннолетним беременным, юным и молодым матерям представляет собой важную и актуальную тему, заслуживающую внимания. В настоящее время, во многих обществах по всему миру, несовершеннолетние женщины сталкиваются со сложностями, связанными с ранним материнством. Эти сложности могут иметь серьезные социальные и экономические последствия как для самих матерей, так и для их детей и общества в целом.
Раннее материнство может сопровождаться рядом проблем, таких как ограниченный доступ к образованию, недостаточной поддержкой со стороны семьи и общества, а также риском попадания в бедность и социальную изоляцию.
Изучение проблемы несовершеннолетней беременности и раннего материнства – это важная область исследований, которая охватывает множество социальных, психологических и здравоохранительных аспектов. Среди авторов, освещающих данную проблему в своих трудах, можно отметить Кононову, Т.А., Гречишкину, М.А., Смирнову, Е.В., Михайлина Е. С., Иванову Л. А., Бойцову С.В. и др.
В России проблема несовершеннолетней беременности и раннего материнства активно рассматривается и решается совместными усилиями различных социальных организаций и государственных и негосударственных структур. Некоторые из ключевых организаций, которые занимаются этой проблемой, включают: кризисные центры для женщин и детей, некоммерческие организации и благотворительные фонды, центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД), комплексные центры социального обслуживания населения (КЦСОН).
Кризисные центры для женщин и детей специализируются на предоставлении временного укрытия и поддержки женщин с детьми, находящимся в кризисных ситуациях, включая несовершеннолетних беременных и несовершеннолетних матерей, в том числе подвергшимся любым формам насилия в семье. Они предоставляют жилье, питание, медицинскую помощь и психологическую поддержку. Некоммерческие организации и благотворительные фонды в России также занимаются работой с несовершеннолетними матерями и молодыми семьями в кризисных ситуациях. Они могут предоставлять финансовую помощь, материальные ресурсы и консультации.
Центры социальной помощи семье и комплексные центры социального обслуживания населения предоставляют разнообразные социальные услуги, включая помощь беременным подросткам, юным и молодым матерям. Это консультации, информационная поддержка, содействие в оформлении документов и решении юридических вопросов.
Несмотря на проделанную работу, проблема несовершеннолетней беременности и раннего материнства остается актуальной и требует дальнейших усилий. Необходимо совершенствовать алгоритм работы с данной группой населения и подстраивать его под современные реалии .
Цель работы: изучить специфику оказания помощи несовершеннолетним матерям-одиночкам в условиях мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга)...
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября 2023 года Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи. Большое внимание государства и политических деятелей направлено на сферу защиты семьи и сохранения традиционных ценностей в среде молодежи. Проводятся конференции по вопросам охраны здоровья молодежи, молодых семей и семей с детьми – то есть делается все, чтобы стимулировать рождаемость среди молодых людей. Все чаще и чаще можно услышать призывы к тому, чтобы юные девушки, невзирая на потребность в образовании, скорее приступали к своей важнейшей функции – репродуктивной.
Но в современном обществе проблема нежелательных подростковых беременностей и раннего материнства среди несовершеннолетних остается актуальной и, к сожалению, недостаточно решенной и требует немедленного вмешательства со стороны государства, общественных организаций, школ и семей. Исследования показывают, что данная проблема имеет серьезные негативные последствия как для самой несовершеннолетней матери, так и для ее ребенка и общества в целом.
Важно отметить, что существующие программы профилактики нежелательного материнства часто ограничиваются предоставлением информации о контрацепции, но не уделяют должного внимания социальной и психологической работе с подростками. В этом заключается основная проблема - необходимо развивать комплексные подходы к предотвращению подростковых беременностей, включающие в себя не только информационную кампанию о средствах контрацепции, но и образовательные программы о сексуальном здоровье, гендерных отношениях, а также укрепление навыков принятия решений и самореализации.
Для эффективной борьбы с нежелательными подростковыми беременностями необходимо активно перенимать опыт иностранных специалистов в области профилактики соло-материнства среди несовершеннолетних и разрабатывать собственные инновационные методики, учитывающие специфику национальной культуры и социальной среды.
Проведя исследование и анализ литературы, нами был составлен социально-психологический портрет несовершеннолетней матери-одиночки, он не содержит каких-либо специфических особенностей. Это обыкновенная девушка, причиной ранней беременности которой стало, прежде всего, отсутствие ответственного отношения к своему здоровью, включая половое воздержание, неумение сказать «нет», а также полная контрацептивная безграмотность. Большинство несовершеннолетних девушек довольно спокойно относятся к факту своей беременности, не испытывают ни шока, ни страха. Они спокойно перекладывают все проблемы, связанные с рождением ребенка, на свое ближайшее окружение, будучи уверенными, что все обязаны им помогать. Несовершеннолетняя девушка почти обречена начинать свою «материнскую карьеру» с низкой самооценки и слабых личностных ресурсов (ощущение тревоги, неполноценности, конфликтности и склонности к «оборонительной позиции), недостаточных для нормальной адаптации к драматическим изменениям в своем физическом и социальном статусе. В сочетании с материальными трудностями, конфликтом с близким окружением и разрывом с отцом ребенка все это может породить агрессивную, критичную, раздражительную, нетерпимую мать, склонную к эмоциональным срывам по отношению к ребенку – «виновнику» всех ее неприятностей.
В данной работе мы изучили феномен «несовершеннолетних матерей-одиночек», проанализировали технологии работы с несовершеннолетними матерями-одиночками, рассмотрели правовое регулирование этого вопроса в Российской Федерации, исследовали, какая помощь оказывается данной категории клиентов в условиях мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга). Вместе с научным руководителем мы разработали практические рекомендации для развития профилактических технологий подростковой беременности и сравнили опыт зарубежных стран в вопросе профилактики подростковых беременностей с российским.
Несовершеннолетние матери-одиночки часто имеют недостаточное образование, что затрудняет поиск работы и обеспечение себя и ребенка. Они могут испытывать чувство одиночества, страх перед будущим, недостаток знаний о воспитании детей и организации собственной жизни. Нередко такие девушки нуждаются в психологической поддержке, консультациях специалистов и помощи со стороны социальных служб.
Однако несмотря на сложности, многие несовершеннолетние матери-одиночки обладают силой и решимостью преодолеть трудности и обеспечить лучшее будущее для себя и своего ребенка. Важно предоставить им возможность для образования, трудоустройства, доступа к медицинской помощи и социальной поддержке, чтобы помочь им стать независимыми и успешными воспитателями своих детей.
Исходя из этого, необходимо разработать программы и проекты, направленные на оказание комплексной помощи несовершеннолетним матерям-одиночкам, развитие сети центров поддержки и консультаций, улучшение коммуникации между учреждениями и создание позитивного общественного мнения о таких семьях. Важно понимать, что каждая мать-одиночка заслуживает поддержки и уважения, и что совместными усилиями можно помочь им создать благополучное будущее для себя и своих детей.
Рекомендации по реализации мер профилактики нежелательного материнства среди несовершеннолетних включают в себя создание целевых программ в школах, обеспечение доступа к консультативным и психологическим услугам для подростков, проведение образовательных мероприятий для родителей и поддержку молодых родителей.
Только совместными усилиями общества мы сможем создать благоприятную среду для подрастающего поколения и предотвратить нежелательные последствия раннего материнства. «Семья — это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности» - говорит наш президент, Владимир Владимирович Путин.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11. 1994г.No 51 - ФЗ.
4. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023)
5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ.
6. Закон Российской Федерации от 24.07. 1998г.No 124 - ФЗ. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
7. Закон Российской Федерации от 21.12.1996г. No 159- ФЗ. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
8. Закон Российской Федерации от 24.04. 2008г.No 48- ФЗ «Об опеке и попечительстве».
9. Федеральный закон от 24.06.1999 No 120-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
10. Указ Президента Российской Федерации о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.
11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Консультант Плюс: офиц. сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (дата обращения: 12.05.2024).
12. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012г. No 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
13. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2008 года No 525 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
14. Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 25.04.2011г. No 96-р
15. «Об утверждении оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями социального обслуживания населения, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга»...58