Введение........................................................................................................... 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты международной туристской
индустрии......................................................................................................... 7
1.1. Международный туризм и туристская индустрия:
сущностные характеристики и виды.............................................................. 7
1.2. Особенности структуры и составляющие туристской
индустрии......................................................................................................... 9
1.3. Правовое регулирование международной туристской
индустрии......................................................................................................... 15
Глава 2. Организационно - экономические условия развития
международной туристской индустрии в России......................................... 20
2.1. Экономико-правовые особенности и условия развития
международной туристской индустрии в России......................................... 20
2.2. Анализ состояния и динамики развития международной
туристской индустрии в России..................................................................... 25
2.3. Особенности формирования стратегии развития туризма в
российских регионах....................................................................................... 32
Глава 3. Сложности и направления развития туристской индустрии в
России............................................................................................................... 42
3.1. Проблемы развития международной туристской индустрии
на территории России...................................................................................... 42
3.2. Стратегические направления развития российской
туристской индустрии в современных условиях.......................................... 46
Заключение....................................................................................................... 52
Список использованных источников............................................................. 57
Приложения......................................................................................................... 68
Международная туристская индустрия на современном этапе имеет
большое значение для развития экономик многих стран мира. Туризм является одной из самых прибыльных отраслей народного хозяйства.
В условиях сложившейся мировой политической и экономической обстановки особую роль для Российской Федерации имеет развитие и продвижение отечественного туризма. Российская туристская индустрия проходит
стадию качественных изменений, приобретая все новые направления и черты
динамичного, эффективного и цивилизованного сектора экономики, обладая
большими возможностями для привлечения туристов.
Международная туристская индустрия России зависит от создания современного конкурентоспособного туристического комплекса, который
обеспечивает большие возможности для удовлетворения потребностей как
российских, так и иностранных граждан в туристических услугах. Туристская индустрия оказывает влияние на все сферы экономической, социальнокультурной деятельности и активизирует мировой рынок товаров и услуг,
содействует притоку инвестиций в различные отрасли экономики, при этом
обеспечивая повышение занятости населения.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в
том, что международная туристская индустрия стала одним из главных и
приоритетных направлений государственной политики России. Потенциал
нашей страны в этом направлении огромен, но развитие международной туристской индустрии в России проблематично по ряду причин, характерных
для большинства регионов страны. Однако следует отметить, что кризис российской экономики не только сдерживает, но и создает благоприятные возможности для подъема российской туристской индустрии и перевода ее на
качественно новый уровень. Разработаны новые проекты и федеральные целевые программы, которые содействуют стратегическому развитию туристской индустрии внутри страны. Степень научной разработанности проблемы раскрыты в трудах современных отечественных исследователей: Воскресенского В. А., Братановского
С. Н., Дробышева Е. А., а также в трудах зарубежных авторов: Ф. Котлера,
Дж. Уокера, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенздра.
Цель исследования выпускной квалификационной работы заключается
в обосновании организационно-экономических условий развития международной туристской индустрии в Российской Федерации и выявлении её наиболее перспективных направлений.
Исходя из указанной цели, основными задачами выпускной квалификационной работы являются:
1) рассмотреть общетеоретические аспекты международной туристской индустрии, охарактеризовать её структуру, а также раскрыть экономико–правовые особенности и условия развития международной туристской
индустрии в России;
2) проанализировать состояние и динамику развития международной туристской индустрии в Российской Федерации;
3) выявить проблемы развития международной туристской индустрии в России и определить перспективные направления её стратегического
развития.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является международная туристская индустрия в Российской Федерации.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы послужили организационно-экономические условия и направления стратегического развития международной туристской индустрии на территории Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются работы отечественных авторов в сфере туристской индустрии.
В выпускной квалификационной работе используются следующие методы: анализа, сравнения, методы комплексного экономического анализа, математической статистики, табличная визуализация и интерпретация данных.
Источниками получения информации и статистических данных послужили законодательные акты, нормативные документы Правительства РФ,
материалы Росстата, официальные нормативно-методические документы,
публикации по данной теме в отечественной и зарубежной печати, аналитические обзоры и документы, опубликованные в официальных электронных
изданиях (официальных сайтов международных организаций и национальных ведомств, консалтинговых и иных коммерческих организаций, задействованных в туристской индустрии), материалы обсуждения туристских проблем на научно-практических конференциях.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы дополнит имеющиеся экономико-теоретические представления, полученные в
ходе исследования, в следующих направлениях: современное состояние международной туристской индустрии в Российской Федерации; проблемы туристской индустрии России и организационно-экономические условия ее развития; формирование стратегии развития туризма в российских регионах и
его стратегические направления развития.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения результатов исследования на практике
в ходе подготовки тематических обзоров и информационно-аналитических
исследований по данной теме.
Хронологические рамки исследования представлены за 2013-2016 гг.
Направления реализации полученных выводов и предложений придают
выпускной квалификационной работе большую теоретическую и практическую значимость.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения,
списка использованных источников и приложения.
В первой главе «Общетеоретические аспекты международной туристской индустрии» изложены определения, виды и сущностные характеристики международного туризма и туристской индустрии, раскрыты особенности ее
структуры и международно-правовое регулирование.
Во второй главе «Организационно-экономические условия развития
международной туристской индустрии в России» раскрыты экономикоправовые особенности, условия развития, анализ и динамика международной
туристской индустрии России. Также выявлены особенности формирования
стратегии развития туризма в российских регионах.
В третьей главе «Сложности и направления развития международной
туристской индустрии в России» представлены проблемы и стратегические
направления развития международной туристской индустрии Российской
Федерации.
Заключение выпускной квалификационной работы содержит основные
выводы по результатам работы.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 85 листов, и
включает 12 рисунков, 3 таблицы и 14 приложений.
Публикации:
1. Орищенко, В. Н. Развитие новых туристических продуктов в России
и их специфика / В.Н. Орищенко, Е.Н. Парфенова // Молодой ученый. - 2017.
- № 11. - С. 243-245.
2. Орищенко, В. Н. Роль индустрии туризма в современной российской
экономике / В. Н. Орищенко // Современные проблемы менеджмента : электронный сборник научных работ. - Белгород: Издательский дом «Белгород»
НИУ «БелГУ», 2017. - С. 4-6.
В ходе исследования выпускной квалификационной работы нами была
достигнута основная цель: обоснованы организационно-экономические условия развития международной туристской индустрии Российской Федерации
и выявлены её стратегические направления развития.
Выводы, полученные в результате исследования, позволили дать комплексную характеристику международной туристской индустрии на территории России.
В рамках проведенного исследования были получены следующие результаты: международный туризм представляет собой экономическую категорию. Под воздействием современных тенденций туризм интенсивно развивается, приобретает новые черты и образует формирующийся отраслевой
комплекс мирового хозяйства. Туризм содержит значительный инновационный потенциал, который функционирует за счет удовлетворения потребностей туристов в разнообразных видах отдыха.
В современном мире международный туризм не возможен без туристской индустрии. Туристская индустрия представляет взаимосвязанную систему предприятий и фирм, предоставляющих туристам все необходимые товары и услуги, а так же включает в себя развитую инфраструктуру, транспортное обеспечение, сферу питания, развлечений и многое другое.
Исследователи из разных стран мира пытались охарактеризовать
структуру туристской индустрию и ее основные составляющие. Современная
структура туристской индустрии состоит из трех основных компонентов: индустрии развлечений, индустрии гостеприимства и глобальных компьютерных сетей.
Как и каждая развитая отрасль народного хозяйства, туристская индустрия регулируется международными правовыми актами и соглашениями. К
всемирным организациям, которые регулируют данную отрасль, относят Организацию Объединенных Наций и Всемирную туристскую организацию. Деятельность данных организаций направлена на формирование законодательной базы в сфере туризма, упрощения туристских формальностей, обеспечения безопасности туристов и регулировании межгосударственной политики в области туризма.
Существует множество международных союзов, объединений, соглашений, которые способствуют формированию законодательной базы в данной отрасли, это: Гаагская декларация по туризму (1989 г.), Всемирная федерация туристских агентств (1966 г.), Глобальный кодекс этики туризма (1999
г.) и другие.
В России международная туристская индустрия регулируется государством и такими правовыми документами, как: Конституцией РФ, ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» № 132 ФЗ от 24.11.96 года, Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда
в Российскую Федерацию» № 114 ФЗ от 15.08.96 года, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», Закон РФ от 27 ноября
1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в РФ».
Экономико-правовые особенности международной туристской индустрии России характеризуются тем, что государство уделяет большое внимание
ее совершенствованию, привлечению новых инвестиций, старается увеличить доходы граждан от данной отрасли, а так же доходы государства за счет
налоговых поступлений от туристской индустрии.
Геополитические трансформации, санкции в отношении России, девальвации рубля, падением цен на нефть, временным ограничением на совершение авиаперелетов российских туристов в Египет и Турцию - поспособствовали поддержке и содействию со стороны государства международной туристской индустрии России. Государство старается создать наиболее
благоприятные условия для ее развития и функционирования.
В Российской Федерации международная туристская индустрия считается одной из самых приоритетных отраслей экономики. Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает новые федеральные целевые программы, которые направлены на реализацию основных стратегий развития туристской индустрии и туризма как в целом по стране, так и в регионах.
Для совершенствования международной туристской индустрии России, государство законодательно предусматривает определенные стандарты в отношении лицензирования, стандартизации и сертификации товаров и услуг в
этой сфере.
Анализ состояния и динамики развития международной туристской
индустрии Российской Федерации показал, что туристская индустрия стремительно развивается, несмотря на политическую и экономическую обстановку. На фоне резкого снижения зарубежных поездок российских туристов,
растет спрос на внутренний туризм, что ведет к удорожанию услуг и в этой
сфере. За январь-октябрь 2016 года цены на внутренний туризм выросли на
8%.
Наибольший поток иностранных туристов на территорию Российской
Федерации пришелся на 2015 год и составил 26 852 тыс. чел. Наибольшее
количество иностранных туристов, принятых турфирмами России в 2015 году, были из таких стран, как Китай - 566,6 тыс. чел., Германия - 54,9 тыс. чел.
и Япония - 22,7 тыс. чел.
Количество гостиниц и аналогичных средств размещения, а также количество специализированных средств размещения с 2013 по 2015 гг. увеличилось. Возросло количество коллективных средств размещения и численность санаторно-курортных организаций. Количество домов отдыхов не изменилось, а количество баз отдыха и туристических баз сократилось в 2015
году. В период с 2013 по 2015 гг., количество ресторанов, баров, кафе на территории Российской Федерации имеет тенденцию к увеличению.
Объем туристских платных услуг населению в 2015 году составил 158
252 млн. руб. Объем платных услуг населению в сфере гостиничной деятельности в 2015 году составил 188 992 млн. руб., а объем платных санаторнооздоровительных услуг в 2015 году составил 110 513 млн. руб. По опросам, проведенным ВЦИОМ, в последние годы предпочтения
россиян относительно летнего отдыха значительно изменились. В 2013 году
доля опрошенных, которые отдыхали на даче, составила 18%, а в 2015 году
достигла 50%. Доля отдохнувших в Крыму в 2015 году составила 6%, а в
2016 году – 4%. Бюджет поездки на человека в 2016 году по факту снизился
до 36 тыс. руб., хотя в 2015 году составлял 38,5 тыс. руб.
Для сохранения и воспроизводства рекреационных ресурсов страны,
территория России поделена на 9 определенных зон, специализирующихся на
определенных видах рекреации. Они могут иметь федеральное, региональное
и местное значение. Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2007
года создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
Стратегии развития туризма в российских регионах, на всех уровнях
управления, поддерживаются местными властями. Тактическая и операционная деятельность развития туризма осуществляется непосредственно на местах, где определяются способы реализации стратегии, включающие в себя
ключевые направления. Разработаны региональные целевые программы развития туризма в субъектах РФ, которые также софинансируются Ростуризмом. Их главная стратегическая задача - это обеспечение регионов необходимой инфраструктурой, которая смогла бы отвечать требованиям современной международной туристской индустрии.
В ходе исследования было выявлено, в каком федеральном округе России сосредоточено наибольшее количество туристских фирм - это Центральный федеральный округ. В 2015 году их количество составило - 2 897 ед.
Наибольшее количество туристских фирм по Центральному федеральному
округу в 2015 году сосредоточено в Московской области - 600 ед., и в г. Москве - 577ед.
В 2015 году лидерами по числу реализованных турпакетов по Центральному федеральному округу стали следующие области: Московская область- 107,4 тыс., г. Москва - 1 100,7 тыс. и Тверская область - 36 тыс. Больше всего турпакетов по Центральному Федеральному округу пришлось на
2013 год - 1612,1 тыс.
Наибольшая численность российских туристов, отправленных туристскими фирмами Центрального федерального округа в туры по России в 2015
году наблюдается в г. Москве - 533,5 тыс. чел., Московской области - 83,3
тыс. чел. и Калужской области - 72,1 тыс. чел.
В ходе исследования выпускной квалификационной работы, мы выявили следующие основные проблемы международной туристской индустрии
России: проблема финансирования, отсутствие современной инфраструктуры, не соответствие транспортного комплекса страны современным стандартам, проблема инвестирования, дефицит высококвалифицированных кадров,
языковой барьер, небольшая доля крупных отечественных туркомпаний, которые занимаются реализацией внутреннего туристского продукта и другие
проблемы. Проблемы требуют неотложного вмешательства со стороны государства.
Нами были выявлены три основных перспективных направления стратегического развития международной туристской индустрии России:
1) формирование имиджа России как страны, благоприятной для
туризма;
2) создание собственного туристического бренда России;
3) развитие межрегионального туризма на территории России.
Направления стратегического развития российской международной туристской индустрии в современных условиях, поспособствуют совершенствованию данной отрасли. Сформируется конкурентоспособный комплекс,
что обеспечит широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах и повысит роль туристской индустрии в экономике Российской Федерации.
Таким образом, развитие международной туристской индустрии Российской Федерации имеет большие перспективы развития и может значительно повысить международный престиж страны, принеся ей значительные
инвестиции и доходы.
Глобальный этический кодекс туризма [Электронный ресурс]:
Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 21 дек. 2001 г. // Организация Объединенных Наций. Разд. «Документы».
2. Хартия туризма [Электронный ресурс]: Одобрена резолюцией I
VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской Организации 22
сен. 1985 г. // Российский Союз Туриндустрии. Разд. «Законодательная база
туристской деятельности».
3. Гаагская декларация по туризму [Электронный ресурс]: Принята
14 апр. 1989 г. в Гааге // Российский Союз Туриндустрии. Разд. «Законодательная база туристской деятельности».
4. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 года [Электронный ресурс]: с изменениями от 21 июл. 2014 года // Справочная правовая
система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк
«Версия Проф».
5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 нояб. 1994 г. №
51-ФЗ [Электронный ресурс]: с изменениями от 28 март 2017 года // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
Информ. банк «Версия Проф».
6. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию [Электронный ресурс]: федер. закон: от 15 авг. 1996 г. №
114-ФЗ в ред. от 17 апр. 2017 г. // Справочная правовая система «Консультант
Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
7. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: федер. закон: от 24 нояб. 1996 г. № 132-ФЗ: в ред. от
28. дек. 2016 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
8. Об организации страхового дела в Российской Федерации [Электронный ресурс]: закон: от 27 нояб. 1992 г. № 4015-1 в ред. от 3 июл. 2016 г.58
// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
9. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: закон: от 7
фев. 1992 г. № 2300-1 в ред. от 3 июл. 2016 г. // Справочная правовая система
«Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия
Проф».
10. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и
въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 г.)» [Электронный
ресурс]: Постановление Правительства РФ от 2 авг. 2011 № 644 в ред. от 31
янв. 2017 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
культуры и туризма» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 317 в ред. от 31 март. 2017 г. //
Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
12. О регулировании отдельных вопросов в сфере туризма [Электронный ресурс]: Закон Белгородской области от 29 дек. 2016 г. № 138 //
Вестник нормативно правовых актов Белгородской области: офиц. сайт:
[сайт]. – Режим доступа: https://zakon.belregion.ru/upload/iblock/f99/138.pdf.
13. Абазян, А. Г. Маркетинг в туристской индустрии [Текст] : учеб.
пособие / А. Г Абазян, Д. А. Горбачева, А. Н. Секисов. – Краснодар : КГУКИ,
2015. – 118 с.
14. Аникин, Е. Н. Актуальные проблемы соответствия развития
транспортного комплекса России современным требованиям туристской индустрии [Текст] / Е. Н. Аникин // Сервис plus. – 2016. № 3. – С. 18-27.
15. Барабанов, М. В. Перспективы развития новых форм туризма в
России [Текст] / М. В. Барабанов // Прохоровские чтения: сб. статей. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2016. – С. 114 – 118.59
16. Белгородская область [Электронный ресурс]: [сайт]. – Национальный календарь событий. - Режим доступа:
http://eventsinrussia.com/region/belgorod-oblast.
17. Борисова, А. О. Международный въездной туризм как составляющая механизма устойчивого развития регионов России [Текст] / А. О. Борисова // Экономические исследования. – 2016. - № 2. – С. 33-42.
18. Братановский , С. Н. Правовое регулирование туризма в Российской Федерации [Текст] : учеб. пособие / С. Н. Братановский, М. С. Братановская, С. А. Кочерга. – М. : Директ-Медиа, 2014. – 180 с.
19. Бренд города Белгорода [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. –
Сайт органов местного самоуправления города Белгород. - Режим доступа:
http://www.beladm.ru/o-belgorode/brend-goroda-belgoroda/.
20. Бурутина, А. В. Положительное влияние туризма на экономику
страны [Текст] / А. В. Бурутина, А. А. Никитенко, Н. Н. Саяпина // Проблемы
развития индустрии туризма и гостеприимства: опыт и инновации: сб. статей.
– Чита: Издательство ЗабГУ, 2016. – С. 80 – 83.
21. Васильева, Д. В. Влияние туризма на экономический потенциал
Российской Федерации [Текст] / Д. В. Васильева, С. Е. Грицай // Символ науки. – 2016. - № 11. – С. 30-32.
22. Вирина, Н. Е. Некоторые вопросы международно-правового регулирования туристской индустрии [Текст] / Н. Е. Вирина // Проблемы развития современной науки: сб. статей. – Пермь: Издательство ИП Сигитов Т.
М., 2016. – С. 140 – 141.
23. Власова, Т. А. Проблемы развития туристической отрасли и их
решение в контексте проведения политики импортозамещения [Текст] / Т. А.
Власова, Е. Н. Трофименко, Е. В. Дзюбенко // Дискурс. – 2017. - № 1. –
С.197-203.
24. Власова, Т. И. Ключевые направления развития культурного туризма в России [Текст] / Т. И. Власова // Глобальный научный потенциал: реакция и туризм. – 2016. - № 10. – С. 74-77.60
25. Волков, С. К. Маркетинговое продвижение России как туристического направления [Текст] : учеб. пособие / С. К. Волков. – Волгоград :
ВолГТУ, 2016. – 128 с.
26. Волошин, Н. И. Международный туризм: Правовые акты [Текст]
/ Н. И. Волошин, М. В. Михайлов. – М. : Логос, 2014. – 575 с.
27. Воскресенский, В. Ю. Международный туризм [Текст] : учеб. пособие / В. Ю. Воскресенский. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 462 с.
28. Динамика спроса на туристские услуги в России: [Текст]: бюллетень о текущих тенденциях российской экономики / Аналитический центр
при правительстве Российской Федерации; отв. ред. Л. Григорьев, А. Лобанова, В. Павлюшина. – М. : Аналитический центр при правительстве Российской Федерации, 2016. – 16 с.
29. Зенченко, С. В. Методические основы формирования стратегии
развития туризма в регионе [Текст] / С. В. Зенченко, Е. О. Леденева // Вестник Северо-Кавказского Федерального университета. – 2016. - № 3. – С. 71-
76.
30. Зобнин, А. Ю. Международный туризм как фактор экономического развития Российской Федерации [Текст] / А. Ю. Зобнин // Успехи современной науки и образования. – 2016. - № 12. – С. 75-78.
31. Илюхина, Е. Ю. Проблемы и перспективы сервисного обслуживания в туристской индустрии России [Текст] / Е. Ю. Илюхина, Е. Н. Хабалева // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки: сб.
статей. – Орел: Издательство ОрелГУЭТ, 2016. – С. 159 - 160.
32. Индустрия туризма и индустрия гостеприимства [Электронный
ресурс]: [сайт]. – Гостиничное дело. Теория и практика - Режим доступа:
http://dw6.ru/industriya_turizma_i_industriya_gostepriimstva.html.
33. Квартальнов, В. А.Туризм [Текст] : учеб. пособие / В. А. Квартальнов. – М. : Финансы и статистика, 2014. – 336 с.
34. Конкурс Министра сельского хозяйства России 2009 – 2012гг.
Елены Скрынник «Летний отпуск – в российском селе!» [Электронный ре-61
сурс]: [офиц. сайт]. – Международный независимый институт аграрной политики. - Режим доступа: http://мниап.рф/institute/competition-for-farmers/.
35. Коновалова, Е. Е. Актуальные проблемы въездного туризма в
Россию [Текст] / Е. Е. Коновалова, А. А. Силаева, В. П. Леонова // Сервис в
России и за рубежом. – 2016. - № 7. – С. 105-112.
36. Коновалова, Е. Е. Развитие молодежного туризма в России
[Текст] / Е. Е. Коновалова, Н. В. Косарева // Сервис в России и за рубежом. –
2016. - № 1. – С. 196-208.
37. Коршунов, А. Г. Перспективы развития туристской индустрии
[Текст] / А. Г. Коршунов // Материалы Ивановских чтений. – 2016. - № 5. – С.
296-300.
38. Котлер, Ф. Маркетинг: гостеприимство, туризм [Текст]: учеб. пособие. / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. – М. : Юнити-Дана, 2015. – 1071
с.
39. Кривошеева, Т. М. Формирование имиджа России как страны,
благоприятной для туризма [Текст] / Т. М. Кривошеева // Сервис России и за
рубежом. – 2014. - № 7. – С. 33-34.
40. Кульгачёв, И. П. Статистика туризма в России: историография
вопроса (на примере российского статистического ежегодника) [Текст] / И.
П. Кульгачев // Южно-Уральские научные чтения. – 2015. - № 1. – С. 74-78.
41. Курбан М. К. Правовое регулирование туристской деятельности в
Российской Федерации [Текст] / М. К. Курбан // Социально-экономические
исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. –
2016. – № 10. – С. 130-134.
42. Курилова, Е. В. Особенности подготовки кадров для туристской
индустрии [Текст] / Е. В. Курилова, Т. Ю. Чикурова // Вестник Югорского
государственно университета. – 2015. - № 4. – С. 12-16.
43. Листопад, М. Е. Развитие въездного туризма как направление
обеспечения устойчивого развития туристической отрасли России [Текст] /62
М. Е. Листопад, И. С. Щеголькова // Приоритетные научные направления: от
теории к практике. – 2016. - № 32. – С. 119-123.
44. Мадиев, Б Н. Проблемы инвестиционного развития инфраструктуры туристской индустрии России [Текст] / Б. Н. Мадиев // Качество управления: методология. – 2014. - № 3. – С. 37-39.
45. Мамедов, Л. А. Туризм - как одно из перспективных направлений
развития экономики туристических регионов России [Текст] / Л. А. Мамедов
// Молодая наука: сб. статей. – Евпатория: ООО «Издательство Типография
«Ариал», 2016. – С. 241 – 242.