Заявление о самостоятельном выполнении годового курсового проекта 4
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Описание работы системы медицинского страхования в Российской Федерации 12
§1. Общее описание системы медицинского страхования в РФ 12
§2. Анализ существующего метода распределения объемов медицинской помощи в системе ОМС в РФ 14
2.1 Общая информация по распределению объемов медицинской помощи в системе ОМС в РФ 14
2.2 Вступление в реестр медицинских организаций для участия в распределении медицинской помощи в системе ОМС 18
2.3 Текущие критерии распределения объемов медицинской помощи 20
2.4 Корректировки в распределении медицинской помощи 23
§3. Принципы ОМС 26
§4. Фонды медицинского страхования 31
§5. Источники доходов Фонда ОМС (ФОМС) 34
§6. Источники расходов ФОМС 37
§7. Описание работы добровольного медицинского страхования (ДМС) 40
Глава 2. Описание распределения объёмов медицинской помощи в системе ОМС в Санкт-Петербурге 41
§1. Концепция «стратегического подхода» в системе ОМС 41
1.1 Описание концепции «стратегического подхода» в системе ОМС 41
1.2 Принципы «стратегического подхода» 43
1.3 Критерии «стратегического подхода» 44
§2. Опыт субъектов РФ в распределении объемов медицинской помощи в системе ОМС 47
2.1 Москва 47
2.2 Самарская область 48
2.3 Республика Башкортостан 49
§3. Система распределения объемов медицинской помощи в городе Санкт-Петербург 50
§4. Анализ распределения квот между медицинскими организациями по услугам ЭКО, МРТ, КТ 52
4.1 Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) 53
4.2 Магнитно-резонансная томография (МРТ) 56
4.3 Компьютерная томография (КТ) 58
4.4 Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями 59
4.5 Глубинные интервью с экспертами 61
4.6 Внедрение «стратегического подхода» к распределению объемов медицинской помощи в системе ОМС в Санкт-Петербурге 70
§5. Рекомендации 70
5.1 Рекомендации для Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Санкт-Петербурге 71
5.2 Рекомендации для органов управления здравоохранением 71
5.3 Рекомендации для медицинских организаций, работающих в системе ОМС 74
Заключение 76
Приложения 78
Список литературы 104
Выпускная квалификационная работа (далее — ВКР) посвящена анализу распределения объемов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) на примере города Санкт-Петербург.
В современном российском обществе система ОМС играет ключевую роль в обеспечении доступности и качества медицинской помощи для граждан. Одним из важных аспектов этой системы является распределение объемов медицинской помощи, которое оказывает влияние на функционирование здравоохранения в регионах по всей стране.
В данной ВКР рассмотрено распределение объемов медицинской помощи в системе ОМС на примере города Санкт-Петербург, который является крупным мегаполисом с развитой системой здравоохранения. Именно поэтому изучение данной темы в рамках этого города позволит получить практические выводы для анализа оптимальности распределения объемов медицинской помощи, которые могут служить примером для распределения объемов медицинской помощи в системе ОМС и для других крупных городов РФ.
В настоящее время в России существуют механизмы выделения объемов медицинской помощи медицинским организациям. Сейчас это распределение в большинстве своем характеризуется так называемым «пассивным подходом» . Он заключается в том, что Комиссия по разработке территориальной программы ОМС субъекта РФ распределяет через страховые медицинские организации объемы медицинской помощи в определенных размерах, опираясь на исторические данные: размеры, сроки работы, коечный фонд, укомплектованность штата медицинских работников медицинской организации и др., а не на эффективность их деятельности. Оплата медицинской помощи в системе ОМС основывается на предварительном распределении ее объемов между медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальных программ ОМС субъектов Российской Федерации. В тексте работы предложена новая система распределения, характеризующаяся «стратегическим подходом» , которая подразумевает фокус на показатели результатов работы медицинской организации и создание для них позитивных экономических стимулов. Способ распределения объемов медицинской помощи, учитывающий результаты работы медицинских организаций, может выступать ключевым компонентом для улучшения результатов в здравоохранении за счет повышения эффективности и чувствительности системы .
Анализ «стратегического подхода» является темой научных работ многих зарубежных экспертов: С. Грир с соавторами в статье ‘Power and Purchasing: Why Strategic Purchasing Fails’ (2020) рассматривают «стратегический подход» к распределению объемов медицинской помощи, как способ повысить эффективность системы здравоохранения, Т. Хабихт и его коллеги в публикации ‘Strategic purchasing reform in Estonia: Reducing inequalities in access while improving care concentration and quality’ (2015) говорят об необходимости разрабатывать показатели качества, которые будут измерять конечные результаты деятельности, М. Петерсон с соавторами в статье ‘Disruptive Procurement’ (2020) анализировали инструменты для измерения эффективности клинической деятельности медицинских организаций. Подробнее об этом будет рассмотрено в Части 1 §1 Главы 2...
Система обязательного медицинского страхования носит социально важный характер и нуждается в постоянном обновлении и актуализации методов распределения объемов медицинской помощи. Данная выпускная квалификационная работа была направлена на анализ распределения объемов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
В результате была подтверждена исследовательская гипотеза, заключающаяся в том, что на данный момент, в Санкт-Петербурге используется «пассивный подход» к распределению объемов медицинской помощи. Данная система распределения основывается на принципе «планирование от достигнутого» независимо от результатов деятельности медицинской организации. Это происходит в результате отсутствия контроля за результатами работы медицинских организаций или мер по воздействию на качество предоставляемых медицинских услуг .
Предложенная в работе концепция «стратегического подхода» к распределению объемов медицинской помощи в системе ОМС предлагает ориентироваться на показатели эффективности медицинских организаций и создавать для них позитивные экономические стимулы за счет повышения качества условий конкуренции. По мнению экспертов, с которыми были проведены глубинные интервью, введение «стратегического подхода» к распределению объемов медицинской помощи в системе ОМС в г. Санкт-Петербург, возможно. Внедрение такого подхода может существенно повысить эффективность системы здравоохранения, улучшить качество медицинских услуг, обеспечить более справедливое распределение ресурсов и оптимизировать расходы бюджетных средств. Применение метода «стратегического подхода» к распределению медицинской помощи в системе ОМС имеет потенциал значительно оптимизировать процесс корректировки выделяемой помощи по сравнению с «пассивным подходом». Это возможно по двум причинам: 1) новый метод позволит точно адаптировать распределение ресурсов под конкретные потребности общества, в то время как «пассивный подход» может быть ограничен данными о предыдущих расходах без учета изменяющихся потребностей и тенденций в настоящем и будущем, и 2) внедрение «стратегического подхода» к распределению объемов медицинской помощи в системе ОМС в Санкт-Петербурге поможет оптимизировать время, которое ранее использовалось для корректировки выделенных средств в соответствии с изменениями в здравоохранении. Поскольку этот метод базируется на более актуальных данных, процесс анализа и корректировки распределения ресурсов может быть более эффективным и менее подверженным ошибкам
Разработанный комплекс мер по внедрению «стратегического подхода» может служить основой для внесения изменений в систему ОМС в Санкт-Петербурге и других городов России. Практическая значимость результатов данной работы заключается в их потенциальном применении Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Санкт-Петербурге, органами управления здравоохранением и медицинскими организациями, работающими в системе ОМС.
1. А.Г. Барабашев (ГУ-ВШЭ) // «Совершенная бюрократия и «новый менеджмент»: альтернатива, синтез или новый подход» (2006) // [Электронный доступ] // URL: https://vk.cc/cwXpv7 // Дата обращения: 11.01.2024 г
2. Высшая школа организации и управления здравоохранением // Гузель Улумбекова «Нужно ли России система ОМС // [Электронный ресурс] // URL: https://www.vshouz.ru/journal/2019-god/guzel-ulumbekova-nuzhna-li-rossii-sistema-oms/. Дата обращения: 20.03.2024
3. Высшая школа Экономики Национальный исследовательский университет // Транспарентность системы здравоохранения: состояние, ограничения, перспективы // Препринт WP8/2023/01 Серия WP8 Государственное и муниципальное управление. - Москва: 2023// [Электронный ресурс] // URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/852073937.pdf Дата обращения: 10.04.2024
4. Осборн Д., Гэблер Т. // «Переосмысливая управление. Как дух предпринимательства трансформирует публичный сектор» [Osborne, Gaebler, 1992] // Дата обращения: 11.01.2024 г
5. Степанов И.М. Распределение объемов медицинской помощи в системе ОМС: регулирование и реальные практики // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 2. С. 74–102. DOI: 10.17323/1999- 5431-2023-0-2-74-102. // [Электронный ресурс] // URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/838501603.pdf Дата обращения: 10.04.2024
6. Michael F. Strohmer, Stephen Easton Martin Eisenhut, Elouise Epstein Robert Kromoser, Erik R. Peterson Enrico Rizzon // Disruptive procurement // Stephen Easton London, UK Elouise Epstein Kearney San Francisco, VA, USA Erik R. Peterson Kearney’s Global Business Policy Council Arlington, VA, USA Michael F. Strohmer Kearney Vienna, Austria Martin Eisenhut Kearney Munich, Germany Robert Kromoser Kearney Vienna, Austria Enrico Rizzon Kearney Melbourne, VIC, Australia, 2020 // [Электронный ресурс] // URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/978-3-030-38950-5.pdf Дата обращения: 15.02.2024
7. Purchasing to improve health systems performance // Josep Figueras, Ray Robinson & Elke Jakubowski // European Observatory on Health Systems and Policies, 2005 // Книга // Доступ: https://eurohealthobservatory.who.int/docs/librariesprovider3/studies---external/purchasing-to-improve-health-systems-performance.pdf?sfvrsn=244a40bc_3&download=true. Дата обращения: 01.12.2023 г
8. Sanderson, J., Lonsdale, C. and Mannion, R. (2019) // ‘What’s needed to develop strategic purchasing in healthcare? Policy lessons from a realist review’, International Journal of Health Policy and Management, 8(1), pp. 4–17. DOI: 10.15171/IJHPM.2018.93 // Дата обращения: 26.04.2024
9. Scott L. Greer, Katarzyna Klasa, Ewout van Ginnekenc // Power and Purchasing: Why Strategic Purchasing Fails // University of Michigan, School of Public Health, European Observatory on Health Systems and Policies, Berlin University of Technology. - 2020 // [Электронный ресурс] // URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/1468-0009.12471 Дата обращения: 20.03.2024
10. Triin Habicht, Jarno Habicht, Ewout van Ginnekenc // Strategic purchasing reform in Estonia: Reducing inequalities in access while improving care concentration and quality // Ministry of Social Affairs, Estonia, WHO Country Office, World Health Organization, Republic of Moldova, Berlin University of Technology, Germany d European Observatory on Health Systems and Policies, Belgium, 2015 // [Электронный ресурс] // URL: https://tarjomefa.com/wp-content/uploads/2017/11/8114-English-TarjomeFa.pdf Дата обращения: 15.02.2024
11. MOS.RU // Власть // Документы // Документы Правительства Москвы "№ 494-ПП от 25.10.2011 Об утверждении Положения о Московском городском фонде обязательного медицинского страхования" от 27.10.2011 № 606 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2011 // [Электронный ресурс] // URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/9615220/ Дата обращения: 21.04.2024
12. Гарант.Информационно-правовое обеспечение // Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/403335795/. Дата обращения: 20.03.2024
13. Гарант.Информационно-правовое обеспечение // Приложение N 1. Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" // Приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 октября 2020 г. N 1130н // Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/74840123/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ Дата обращения: 15.04.2024
14. Гардиум // Глава 48. Страхование (ст. 927 - 970) Глава 48. Страхование // Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) // [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/10164072/26b51394d24d68079c9de5cb79741e33/ Дата обращения: 01.04.2024
15. Гардиум // Статья 970. Применение общих правил о страховании к специальным видам страхования// Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) // [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/10164072/14e2b928dd03eb2e10c23f4a99f2de41/ Дата обращения: 01.04.2024...59