Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковое конструирование образа музыканта в романе Б. Маклаверти “Grace Notes”

Работа №146268

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы81
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Художественный текст как предмет исследования 4
1.1. Художественный текст и подходы к его изучению 4
1.2. Понятие художественного образа 10
1.3. Особенности языка художественного произведения 16
1.3.1. Лексические средства выразительности 17
1.3.2. Синтаксические приемы и ритм прозы 21
1.3.3. Фонетические средства выразительности 26
Выводы по главе I 30
Глава 2. Языковые средства создания образа музыканта в романе Б. Маклаверти Grace Notes. 32
2.1. Лексические средства создания образа музыканта 32
2.2. Синтаксические средства создания образа музыканта 55
2.3. Фонетические средства создания образа музыканта 62
Выводы по главе II 70
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Список использованных электронных ресурсов 77



Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию языковых средств, использованных в романе Б. МакЛаверти “Grace Notes” для создания образа музыканта — главной героини Catherine McKenna.
Актуальность работы обусловлена интересом современных исследователей к женским образам в художественных произведениях. Образ главной героини романа “Grace Notes” (опубликованного в 1997 г.) многогранен: она не только талантливый музыкант и композитор, но и мать, которая растит ребенка без отца. Она пересматривает свои религиозные убеждения, что приводит к конфликту с родителями. Таким образом, представляется интересным проследить, какие языковые средства используются в романе для характеристики героини в различных социальных ролях (музыкант, мать, дочь, католик). Все эти социальные роли тесно связаны с профессией героини, так как в ее творчестве отражается ее отношение к религии и отношения с семьей.
Новизна работы заключается в том, что исследование лингвистических (лексических, синтаксических и фонетических) средств для создания образа музыканта в романе проводится впервые. Исследование носит междисциплинарный характер, сочетая методы литературоведения и лингвистики.
Объектом исследования работы является образ главной героини романа “Grace Notes”.
Предмет исследования работы – лексические, синтаксические и фонетические средства создания образа главной героини.
Цель работы — выявление и изучение языковых средств создания образа музыканта в романе “Grace Notes”.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) изучить теоретические работы, посвященные когнитивистике, лингвокультурологии, стилистике, интерпретации художественного текста и созданию образа героя в художественном произведении;
2) выявить языковые средства создания образа музыканта в романе “Grace Notes”
3) классифицировать языковые средства:
I. лексические (термины, заимствования, стилистические приемы и т.д.);
II. синтаксические средства (повтор, синтаксический параллелизм, парцелляция, ритм в прозе и т. д.);
III. фонетические средства (аллитерация, ассонанс и ономатопея);
4) определить роль языковых средств в создании образа главной героини.
Методы исследования, используемые в данной работе, включают контекстуальный, стилистический и семантический, лингвокультурологический анализ.
Теоретической основой исследования стали работы по интерпретации художественного текста (Виноградов В.В., Кухаренко В. А., Маслова В.А.), об исследовании художественного образа (Борисова Е. Б., Гончарова Е. А.), а также работы по стилистике (Гальперин И. Р., Арнольд И. В., Жирмунский В. М.)
Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в изучение особенностей художественного текста и средств создания образа персонажа в произведении.
Практическая значимость работы состоит в возможности использовать полученные результаты в дальнейших исследованиях, связанных с изучением языковых средств создания образа персонажа в художественном произведении.
Источником языкового материала для данной работы является текст рассматриваемого произведения.
Объем и структура работы. В работу входят введение, теоретическая и практическая главы, завершающиеся выводами, заключение и список использованной литературы, насчитывающий 39 наименований на русском и английском языках.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель выпускной квалификационной работы состояла в том, чтобы проанализировать языковые средства создания образа музыканта в романе “Grace Notes” Бернарда Маклаверти. Для достижения цели были выполнены все поставленные задачи: изучены теоретические работы по стилистике, когнитивистике, лингвокультурологии, интерпретации художественного текста и созданию художественного образа, выявлены и классифицированы языковые средства в романе “Grace Notes”, а также определена их роль в создании образа музыканта.
В теоретической части работы были рассмотрены свойства художественного текста и различные подходы к его интерпретации. На основе изученной теоретической литературы было определено, что для полноценного исследования художественного текста необходимо сочетать методы нескольких подходов: литературоведческого, лингвистического, когнитивного и лингвокультурологического.
Проанализированы различные подходы к определению и содержанию понятия “художественный образ”. Основываясь на работах Е. Б. Борисовой, С. В. Черновой и Л. И. Тимофеева было сформулировано следующее определение художественного образа: основная единица художественной формы, творческое освоение реальной действительности, конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, которая в литературном произведении создается с помощью различных языковых средств.
В работе проведена классификация языковых средств, служащих для создания образа героини. Так, рассмотрены лексические, синтаксические и фонетические средства выразительности, характерные для романа “Grace Notes”. Рассмотрены теоретические работы, посвященные такому понятию, как ритм в прозе, актуальному в контексте анализируемого произведения. Основываясь на изученной теоретической литературе, были определены основные средства создания ритма в прозе: парцелляция, повторы и синтаксический параллелизм.
В практической части работы были проанализированы языковые средства создания образа музыканта в романе Б. Маклаверти “Grace Notes”, классифицированные на три категории: лексические, синтаксические и фонетические. Рассмотрены 100 примеров, из которых в работу вошли 85.
На основе анализа материала было выявлено, что тематика романа предопределяет его лексические особенности: в тексте используется большое количество лексики, относящейся к музыкальной сфере — музыкальные термины, названия произведений, имена композиторов и музыкантов, а также названия музыкальных инструментов. Данная категория лексики служит для создания непосредственного фона жизни и творчества героини-музыканта, для описания ее творческого пути, ее отношения к музыке как творческому процессу, а также музыкальных произведений ее авторства. Основными лексическими средствами конструирования образа музыканта являются метафоры и звукоподражательные глаголы.
Из синтаксических средств наиболее часто в романе используется парцелляция, которая встречается, в основном, в несобственно-прямой речи и в описаниях музыкальных произведений в качестве средства создания ритма в прозе. В несобственно-прямой речи главной героини парцелляция и другие синтаксические средства передают ее образ мышления и создают речевой портрет.
Фонетические средства чаще всего используются для передачи уникального восприятия мира героини-музыканта, особенностью которого является ее внимательность ко всем звукам, которые ее окружают. Основные фонетические средства, используемые в романе, включают в себя аллитерацию, ассонанс и ономатопею.
Таким образом, роман Б. Маклаверти “Grace Notes” насыщен музыкальными терминами, названиями музыкальных инструментов, метафорами и сравнениями. Сочетание ритма в прозе, создаваемого парцелляцией и параллельными конструкциями, лексических повторов, звукоподражательных слов, аллитерации и ассонанса помогают Б. Маклаверти создать яркий образ женщины-музыканта.


1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык. М.: Флинта: Наука, 2002.
2. Блэк М. Метафора // Теория метафоры. М., 1990.
3. Борисова Е. Б. Художественный образ в английской литературе XX века: типология-лингвопоэтика-перевод: автореф. дис. кандидата филологических наук : 10.02.04. Самара, 2010.
4. Быкасов С. В. Парцелляция как средство членения высказывания. Вестник Камчатского государственного технического университета. 2009.
5. Борисова Е. Б. О содержании понятий “художественный образ” и “образность” в литературоведении и лингвистике. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 35 (173). Филология. Искусствоведение. Вып. 37. С. 20–26.
6. Виноградов В.В. О языке художественной прозы // Избранные труды. Том 5. М., 1980.
7. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 5-е, стер. – Москва : КомКнига, 2007.
8. Гончарова, Е.А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор персонаж в художественном тексте. / Е.А.Гончарова. — Издательство Томского университета, 1983.
9. Дэвидсон Д. Что означают метафоры // Теория метафоры. М., 1990.
10. Ерошин А. П., Гусаров Д. А., Савченко Е. П. Способы межъязыковой передачи словесной игры в литературе (на примере перевода романа Олдоса Хаксли “Those Barren Leaves”). Russian Linguistic Bulletin, 2023. №5 (41).
11. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. / А.Б. Есин. М. : ФЛИНТА, 2000.
12. Жирмунский В. М. Теория стиха. М: Советский писатель, 1975.
13. Жолос Л. М. Игра слов в художественном тексте как переводческая проблема. Гуманитарные и социальные науки, 2016. №6.
14. Загрядская Н. А. Функции несобственно-прямой речи в художественной литературе США начала XX века. Мир науки, культуры, образования. 2019.
15. Задорнова В.Я. Словесно-художественное произведение на разных языках как предмет лингвопоэтического исследования : автореф. дис. д-ра филол. наук: 10.02.04. Москва, 1992...39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ