Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Словообразовательные и лексические средства языковой игры в детской поэзии М.Д. Яснова

Работа №146266

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы51
Год сдачи2024
Стоимость4640 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы языковой игры и детского словотворчества. 7
1.1 Понятие языковой игры и подходы к его изучению 7
1.2 Детское словотворчество 10
1.3 Михаил Яснов и его творчество для детей 11
Выводы по главе 14
2. Анализ языковой игры в поэзии Михаила Яснова 15
2.1. Словообразовательные средства создания языковой игры 16
2.1.1. Аффиксация 16
2.1.2. Сложение и словослияние 24
2.1.3. Транспозиция 29
2.2. Лексические средства создания языковой игры 33
2.2.1. Полисемия и омонимия 33
2.2.2. Паронимы 41
Выводы по главе 44
Заключение 46
Материал исследования 49
Список литературы 49
Список словарей 51

В мире детской литературы поэзия играет важную роль в образовании и развитии ребёнка. В настоящей работе внимание сосредоточено на анализе языковой игры в поэтическом творчестве Михаила Давидовича Яснова. Исследование стремится выявить, как элементы языковой игры, применяемые Михаилом Ясновым, резонируют с восприятием детей, обогащая их взаимодействие с текстом и стимулируя интерес к литературе.
Актуальность данной дипломной работы обусловлена важностью понимания механизмов языковой игры в детской поэзии. Исследование языковых приёмов, таких как словообразовательные и лексические средства, позволяет глубже анализировать, как поэты, в частности Яснов, взаимодействуют со своей молодой аудиторией. Понимание этого взаимодействия критически важно для развития методов литературного образования, которые способствуют стимулированию интереса к чтению и развитию языковых навыков у детей. Также это исследование вносит вклад в литературную науку, расширяя представления о структуре детской поэзии и о том, как она влияет на формирование креативного мышления.
Цель исследования - систематизировать словообразовательные и лексические приемы языковой игры, используемые Ясновым.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы языковой игры и детского словотворчества. Это включает анализ литературных источников по теме языковой игры, её видов и функций, а также обзор исследований, посвящённых особенностям детского словотворчества.
2. Определить основные признаки и функции языковой игры в детской поэзии М. Д. Яснова. Для этого необходимо выделить и описать ключевые словообразовательные и лексические средства, используемые автором.
3. Проанализировать примеры языковой игры в избранных стихотворениях М. Д. Яснова, выявляя особенности их структуры и семантики, а также рассмотреть эти примеры в контексте детского мировосприятия.
4. Классифицировать приёмы языковой игры. Классификация должна основываться на анализе конкретных стихотворений и включать описание способов игры с языком, которые использует поэт.
5. Сравнить приёмы языковой игры у М. Д. Яснова с примерами детского словотворчества, чтобы выявить сходства и различия в способах игры с языком.
Объектом исследования является языковая игра в детской поэзии Михаила Дмитриевича Яснова. Предметом исследования выступают словообразовательные и лексические средства создания языковой игры в детской поэзии М. Д. Яснова. Изучение предмета направлено на анализ словообразовательных и лексических средств, с помощью которых автор создаёт игровую атмосферу в своих произведениях, делая их понятными и близкими детскому восприятию.
Материал исследования. В рамках исследования были проанализированы стихотворения Михаила Яснова из его последнего сборника «Полное собрание стихотворений для детей» (2020), который включает практически все его детские стихотворения. Этот выбор позволил охватить широкий спектр творчества поэта и предоставил богатый источник различных приёмов языковой игры для всестороннего изучения их функционирования в контексте детской поэзии и взаимодействия с детским мировосприятием....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование языковой игры в поэзии Михаила Яснова показало, что его произведения являются ярким примером использования различных лингвистических приемов для создания увлекательных и образовательных текстов. В первой теоретической главе были рассмотрены понятия языковой игры и детского словотворчества, выявлены ключевые теоретические подходы и методы анализа. Эти теоретические основы позволили глубже понять механизм создания языковой игры и её роль в детской литературе.
В первой главе были рассмотрены ключевые аспекты понятия языковой игры. Анализ показал, что языковая игра включает в себя сознательное нарушение языковых норм для создания комического эффекта, усиления выразительности и привлечения внимания к языковым правилам. Это явление рассматривалось через призму работ таких исследователей, как Витгенштейн, Санников и Земская. Было установлено, что языковая игра может принимать различные формы, включая использование каламбуров, метафорических номинаций и искажения орфографии и произношения. Особое внимание было уделено специфике детского мировосприятия и словотворчества, что особенно важно для понимания языковых инноваций в детской речи.
Во второй главе проведен детальный анализ конкретных примеров языковой игры в стихотворениях Яснова. Было выявлено, что поэт активно использует такие приемы, как аффиксация, сложение, словослияние, транспозиция, полисемия, омонимия и паронимия. Эти методы позволяют создавать новые слова и конструкции, которые привлекают внимание детей и стимулируют их интерес к языку и литературе. Важно отметить, что использование языковой игры способствует не только развлечению, но и развитию языковых и когнитивных навыков у детей. Анализ показал, что Яснов умело использует аффиксацию для создания новых слов и выражений, что позволяет ему играть со смыслом и формой, вызывая у детей интерес к языковым экспериментам. Сложение и словослияние, применяемые в поэзии Яснова, позволяют комбинировать основы различных слов, создавая уникальные лексические единицы с богатыми семантическими и стилистическими свойствами. Транспозиция, хотя и представлена в ограниченном количестве примеров, также играет важную роль в создании ярких и динамичных образов. Лексические приемы, такие как полисемия, омонимия и паронимия, способствуют установлению неожиданных связей между словами, создавая комический эффект и углубляя смысловые пласты текста.
Практическое значение результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в образовательной практике для разработки методик преподавания литературы и развития языковых навыков у детей. Понимание и использование языковой игры в процессе обучения способствует более глубокому и осознанному восприятию языка и литературы, развивает креативное мышление и способность к языковым экспериментам. Кроме того, результаты данного исследования могут быть полезны для педагогов и психологов, занимающихся развитием речи и когнитивных способностей у детей.
Исследование также подтвердило актуальность и значимость понимания языковой игры в контексте детской литературы. Применение этих приемов в поэзии Яснова помогает детям развивать креативное мышление и языковую компетенцию, что является важным для их общего развития и образования. Анализ творчества Яснова демонстрирует, что языковая игра не только развлекает, но и служит важным инструментом образовательного процесса, способствующим формированию у детей устойчивого интереса к языку и литературе...


1. Барковская Н. В. Листёнок и снегопух: о новых стихах Михаила Яснова// Филологический класс. 2017. №2 (48).
2. Барковская Н. В. Серия «Библиотека Михаила Яснова»: поэт как организатор книжного пространства // Детские чтения. 2020. №2.
3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001. 448 с.
4. Голубева А.Ю., Калашникова А.А. Общая характеристика транспозиции как способа словообразования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 10(76): в 3-х ч. Ч. 1. С. 93-95. Гридина Т А. Объяснительный словарь детской речи: лексикографический проект // Филологический класс. 2013. № 2 (32). С. 7-12.
5. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург, 1996.214 с.
6. Гридина Т. А. Ассоциативные проекции игрового слова в «детской поэзии» (на материале произведений Михаила Яснова) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. №189.
7. Гридина Т. А. Метаязыковая рефлексия как форма лингвокреативного мышления ребенка // Проблемы онтолингвистики — 2016: материалы ежегодной международной научной конференции (23-26 марта 2016, Санкт-Петербург). Иваново: Листос, 2016.
8. Губайдуллина А. Н. Принцип диалога в стихотворениях Михаила Яснова для детей // Детские чтения. 2020. №2.
9. Денисова М. А. Взаимоотношения ребенка и взрослого в современной поэзии для детей // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2019. №4.
10.Земская Е. А. Словообразование как деятельность. М.: Наука, 1992. 221 с.
11. Земская Е. А., Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М.: Наука, 1983.239 с.
12. Кондаков Б. В., Попкова Т. Д. Художественный мир литературы и феномен детского миросознания. Статья первая // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. №4.
13. Кондаков Б. В., Попкова Т. Д. Художественный мир литературы и феномен детского миросознания. Статья вторая // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. № 2 (22).
14. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1976.
15. Лойтер С. М., Ровенко Н. В. Великая игра в слово: особенности идиостиля детской поэзии Михаила Яснова // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. №4 (109)...(24)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ