ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КИТАЙСКОЙ МОДЕЛИ СЕМЕЙНЫХ КОМПАНИЙ И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 11
1.1 Особенности китайской семейной модели предпринимательства 11
1.1.1 Достоинства и недостатки системы 11
1.1.2 Жизненный цикл китайского семейного предприятия 17
1.1.3 Неопределенность экономической политики как стимулирующий фактор развития семейных компаний 20
1.2 Китайская практика поглощений 22
1.2.1 Специфика сделок слияния и поглощения семейных компаний КНР 22
1.2.2. Государственный контроль за поглощениями 26
1.3 Специфика китайской модели корпоративного управления 28
1.3.1 Особенности систем корпоративного управления в мировой практике 28
1.3.2 Классические теории и проблемы корпоративного управления в семейных компаниях КНР 32
1.3.3 Практика корпоративного управления в китайских семейных компаниях 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СПЕЦИФИКИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЛИТИКИ ПОГЛОЩЕНИЙ В СЕМЕЙНЫХ КОМПАНИЯХ КНР 38
2.1 Роль поглощений для семейных компаний КНР: экономические эффекты 38
2.2 Подходы к оценке эффективности сделок слияния и поглощений. Корпоративная и общественная эффективность 42
2.3 Формирование гипотез 50
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И УСПЕШНОСТИ ПОЛИТИКИ ПОГЛОЩЕНИЯ КИТАЙСКИХ СЕМЕЙНЫХ КОМПАНИЙ 53
3.1. Методология исследования 53
3.2. Формирование выборки семейных компаний КНР 54
3.2. Описательная статистика переменных 56
3.5. Результаты исследования 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Приложение 1. Гистограмма распределения переменной B 74
Приложение 2. Корреляционный анализ для поиска взаимосвязей между переменными 74
Приложение 3. Ковариационная матрица регрессоров и векторов остатков регрессионной модели 74
Теория семейного предпринимательства находится на этапе своего активного развития, все больше ученых предметом своего научного интереса делают именно данный феномен. В рамках гражданского общества семейные отношения продолжают свое развитие и трансформацию, поскольку испытывают на себе воздействие целого ряда факторов:
– демографических;
– политических;
– социальных;
– экономических;
– религиозных. [Торгузова, Корчисов, 2019]
В настоящее время семья, рассматриваемая в качестве базы предпринимательства, является малопрозрачной и закрытой хозяйственной системой. Это может являться причиной того, что ни российские, ни зарубежные ученые все еще не представили комплексное исследование семейных фирм и семейной модели предпринимательства.
Особенностью семейной модели предпринимательства выступает специфичность отрасли научных исследований, поскольку экономическая модель хозяйствования находится в тесной взаимосвязи с факторами социально-психологического характера. В частности, в качестве основного субъекта в семейном предпринимательстве выступает семья, рассматриваемая как социальная общность, сформированная узами супружества, родства, родительства и действующая в соответствии с разнообразными нормами – как формальными, так и не формальными.
В соответствии с научным мнением К.М. Потия и А.А. Жук, ««…ряд важных исследовательских задач, решение которых является необходимым условием повышения эффективности семейного бизнеса, в настоящее время даже не сформулирован российскими исследователями…». [Жук, Потий, 2017]
В Российской Федерации термины «семейное предпринимательство» и «семейный бизнес» до сих пор не нашли закрепления в действующем законодательстве. Также не определены их научные единогласные определения. Такая ситуация в РФ складывается на фоне того, что в глобальном масштабе семейное законодательство выступает едва ли не самым перспективным и устойчивым направлением экономического и социального развития общества. Важно отметить, что в России показатели развития предпринимательства существенно ниже аналогичных общемировых.
В июне 2016 года группой депутатов Государственной Думы Российской Федерации был разработан проект федерального закона №1094602-6 «О развитии семейного предпринимательства в Российской Федерации». Тем не менее, в настоящее время все еще отсутствует стратегия развития данной сферы, не сформулированы и не введены в научный оборот категории «семейное законодательство» и «семейный бизнес».
На состояние отрасли семейного предпринимательства оказывают влияние значительное число факторов, которые, в свою очередь, являются крайне динамичными и изменчивыми. Существует большое число различных вариаций видовых признаков социально-экономических субъектов, которые могут быть отнесены к отрасли семейного предпринимательства.
В частности, И.А. Плотникова предлагает следующее определение термина «семейное предпринимательство»: социально-институциональная форма малого бизнеса, являющаяся особенным образом сформированной и функционирующей системой трудовой и финансовой деятельности, которая работает в процессе социальных отношений между членами одной семьи или людьми с разной степенью родства. В данную систему включены важные принципы общественной морали, нормы и стандарты поведения, которые направлены на развитие общества и удовлетворяют возникающие в нем потребности. [Плотникова, 2015]
Единого определения «семейная компания» не существует. Несмотря на распространенность как самих семейных компаний, так и их исследований, на данный момент не существуют общепризнанного определения, которое можно было бы использовать и в данной работе.
Тем не менее, в работу необходимо ввести данное определение, чтобы не только поставить рамки исследования и сузить его объем, но и понимать, что будет относится к семейным компаниям, а что нет. Источниками различных определений будут служить научные работы и статьи.
Все определения семейной компании можно разделить на две большие категории: качественные и количественные.
1. Определения из первой группы характеризуют степень близости родства, качественные критерии семейности, включают в себя слова «значительно», «в высокой степени», «сильно» и так далее. Данные определения могут служить основой исследования, но недостаток в них цифр не позволяет взять их за основу в работе, так как это повлечет к необъективности и размытым критериям составления выборки компаний для эмпирического исследования...
В исследовании «Влияние особенностей корпоративного управления на успешность политики поглощений в семейных компаниях» были выделены особенности корпоративного управления семейных компаний КНР, изучены и описаны сделки по поглощению, в которых семейная компания выступала покупателем, приведены основные характеристики компаний с семейной формой собственности.
Данная работа затронула не только тему взаимосвязи корпоративного управления и сделок по слиянию и поглощению, но добавила к ней старновой и культурный контекст КНР, который нашел отражение во многих общепринятых моделях и понятиях и повлиял на их модернизацию.
Результатом эмпирического исследования «Влияние особенностей корпоративного управления на успешность политики поглощений в семейных компаниях» стала вывленная статистически значимая взаимосвязь между долей иностранных акционеров семейной компании КНР и успешностью ее политики поглощений, также взаимосвязь между успехом политики поглощений семейных компаний и месторасположением компании-цели поглощения. Не менее важным результатом можно считать и доказанное и статистически значимое для выборки отсутствие взаимосвязи успешности политики поглощения семейной компании и иных факторов ее корпоративного управления. Данный вывод открывает новое поле для будущих исследований, в рамках которых отсутствие взаимосвязи будет объяснено либо же найдены иные значимые взаимосвязи.
and Acquisitions. – 2000. – Vol. 1. – Pp. 7-41.
2. Akbulut M.E. Do Overvaluation-Driven Stock Acquisitions Really Benefit Acquirer Shareholders // Journal of Financial and Quantitative Analysis. – 2013. – Vol. 48 (4). – Pp. 1025-1055.
3. Alexandridis et al. Value Creation from M&As: New Evidence // Journal of Corporate Finance. – 2017. – Vol. 45 (C). – Pp. 632-650.
4. Allen et al., 2018 (Trust, leadership and conflict: the impact of HR practices during family firm M&As Stella Charlotte Lind and Frank Lattuch)
5. Andrade, G. et al. New Evidence and Perspectives on Mergers // The Journal of Economic Perspectives. – 2001. – Vol. 15 (2). – Pp. 103-120.
6. Betton, S. et al. Corporate Takeovers // Handbook of Empirical Corporate Finance. – 2022. – Vol. 2. – Pp. 291- 429.
7. Brown, S.J., & Warner, J.B. (1985). Using Daily Stock Returns: The Case of Event Studies. Journal of Financial Economics, 14(1), 3-31.
8. Bruner R., Does M&A Pay? A Review of the Evidence for the Decision-Maker // Journal of Applied Finance. – 2022. – Vol. 12. – Pp. 48-68.
9. Caves, R. Mergers, Takeovers, and Economic Efficiency // International Journal of Industrial Organization. – 1989. – No. 1. – Pp. 151-174.
10. Chinalaw.Center: Правовая база нормативных документов КНР [Электронный ресурс] // Положения Государственного совета КНР «О пороге для декларирования концентрации участников хозяйственной деятельности) (ред. 2018 г.). – Режим доступа:https://chinalaw.center/business_law/china_economic_concentration_declaration_threshold_revised_2018_russian/, свободный. (Дата обращения: 27.05.2024)
11. Datta, D., et. al. Factors Influencing Wealth Creation from Mergers and Acquisitions: A Meta-analysis // Strategic Management Journal. – 1992. –Vol. 13 (1). – Pp. 67-84.
12. Defrancqa Corneel, Huyghebaertb Nancy, Luypaert Mathieu Influence of family ownership on the industry-diversifying nature of a firm’s M&A strategy: Empirical evidence from Continental Europe // Corneel Defrancqa, Nancy Huyghebaertb, Mathieu Luypaert // Journal of Family Business Strategy. – 2016. – №7. – P.210-226.
13. Du, Y., Xie, J., and Chen, J. Y. (2019). CEO’s financial background and the financialization of entity enterprises //China Industrial Econ. 8. – 2021 – Р.136–154.
14. Eckbo, B.E. et al. Are Stock-financed Takeovers Opportunistic? // Journal of Financial Economics. – 2018. – Vol. 118 (3). – Pp. 443-465.
15. Ellis, K.M. et al. Transfer Effects in Large Acquisitions: How Size-specific Experience Matters // Academy of Management Journal. – 2011. – Vol. 54 (6). – Pp. 1261-1276...68