ВВЕДЕНИЕ 6
1. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ 9
1.1. Подход к управлению знаниями в стандартах ИСО 9000 и ИСО 10000 9
1.2. Стандарты системы менеджмента знаний 16
1.3. Практика (примеры) применения системы менеджмента знаний 39
1.4. Документирование процессов системы менеджмента знаний 55
2. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ДП «УПРАВЛЕНИЕ
ЗНАНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ» ЗАО «ЗМК «МАГНУМ»» 59
2.1. Характеристик системы менеджмента качества предприятия 59
2.2. Разработка элементов системы менеджмента знаний, как способ
улучшения в системе менеджмента качества 65
2.3. Формирование содержания документированной процедуры «Управление знаниями организации» 71
2.4. Разработка плана мероприятий по внедрению документированной
процедуры «Управление знаниями организации» на ЗАО «ЗМК «МАГ¬НУМ»» 74
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
ПЕРСОНАЛА ЗАО «ЗМК «МАГНУМ»» К ВНЕДРЕНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Функциональная схема взаимодействия подразделений предприятия «Магнум» 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Матрица процессов предприятия «Магнум», распределение ответственности 94
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Документированная процедура «Управление знаниями организации» 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - План мероприятий по внедрению документированной процедуры «Управление знаниями организации» 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Матрица компетенций персонала службы главного инженера 118
Сегодня, в обстановке острой конкурентной борьбы, чтобы принимать адекватные решения, важно четко знать, какой суммой знаний располагает организация. Сейчас это необходимое условие выживания. Как правило, компании обладают огромным исходным багажом данных и практического опыта. Пока эта информация рассредоточена в базах данных, хранилищах документов, сообщениях электронной почты, отчетах о продажах и в головах сотрудников. Проблема в том, чтобы организовать доступ к этим данным, придав им удобную для использования форму.
Внедрение систем управления знаниями на крупных предприятиях началось совсем недавно, но они считаются одним из главных факторов победы в конкуренции. Наибольшую пользу управление знаниями способно принести в планировании, обслуживании клиентов, обучении персонала и сотрудничестве в рамках проектов. Одна из центральных идей управления знаниями - использовать более эффективно уже существующее знание.
Актуальность темы: концепция управления знаниями относится к числу понятий, которые могут одновременно являются как всеобъемлющими, так и не означающими ничего конкретного. За последние годы эту концепцию отождествляли то с управлением документами, то с информационными системами для бизнеса, то со средствами коллективной работы, то с корпоративными пор-талами и многими другими модными новинками. Но система управления знаниями - это не просто отдельно взятый продукт. Речь скорее идет о всеохватывающей стратегии предприятия, цель которой - выявить и обратить на пользу фирме всю имеющуюся у нее информацию, опыт и квалификацию сотрудников, с тем чтобы повысить качество обслуживания клиентов и сократить время реакции на меняющиеся рыночные условия.
Управление знаниями дает каждой организации возможность:
- быстрее отвечать на требования клиентов с помощью более эффективных инновационных решений и препятствовать тому, чтобы клиенты искали эти решения у конкурентов;
- оперативно воплощать инновации в продукты с тем, чтобы поставить их клиенту;
- использовать интеллектуальные активы партнеров, осуществляя сов-местную техническую, функциональную, отраслевую экспертизы;
- ускорять обучение и передачу навыков для персонала;
- экономить ресурсы за счет повторного использования однажды найденных решений.
Для достижения этих целей разработано достаточное количество как международных, так и национальных стандартов в области менеджмента знаний. Предприятия рассматривают внедрение этих стандартов так же и как инструкцию для выполнения требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 - 2015 в части выполнения пункта 7.1.6, в котором сказано:
- организация должна определить знания, необходимые для функционирования ее процессов и для достижения соответствия продукции и услуг.
- знания должны поддерживаться и быть доступными в необходимом объеме.
- при рассмотрении изменяющихся нужд и тенденций организация должна оценивать текущий уровень знаний и определять, каким образом получить или обеспечить доступ к дополнительным знаниям и их необходимым обновлениям [4].
Предприятие ЗАО «ЗМК «Магнум» имеет свою сертифицированную систему менеджмента качества. Для развития СМК, а также для соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 - 2015 принято решение о внедрении элементов системы МЗ на предприятие и разработке документированной процедуры.
Объект исследования: система менеджмента знаний.
Предмет исследования: документированная процедура «Управление знаниями организации».
Цель: разработка документированной процедуры «Управление знаниями организации» на предприятии ЗАО «ЗМК «Магнум»».
Задачи:
- изучить нормативные основания системы менеджмента знаний;
- изучить подходы к внедрению менеджмента знаний;
- разработать структуру и содержание документированной процедуры «Управление знаниями организации» на предприятии ЗАО «ЗМК «Магнум»»;
- разработать методические материалы для подготовки персонала ЗАО «ЗМК «Магнум»» к внедрению элементов системы менеджмента знаний.
Целью данной работы являлась разработка документированной процедуры «Управление знаниями организации».
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были достигнуты следующие задачи:
- в результате изучения нормативных оснований системы менеджмента знаний были определены основные стандарты СМЗ;
- выявлены подходы к внедрению менеджмента знаний;
- разработана структура и содержание документированной процедуры внедрения элементов системы менеджмента знаний на предприятии ЗАО «ЗМК «Магнум»»;
- разработан план внедрения ДП в производство;
- разработаны методические материалы для подготовки персонала ЗАО «ЗМК «Магнум»» к внедрению элементов системы менеджмента знаний.
Основной целью документированной процедуры является систематизация управления знаниями на предприятии, их систематическая актуализация и обмен с целью непрерывного улучшения.
Требования обязывают организацию использовать свои возможности для постоянного совершенствования результатов работы и системы менеджмента качества.
Документированная процедура предназначена для применения всеми структурными подразделениями организации.
Разработка проекта документированной процедуры «Управление знаниями предприятия» направлена на согласование в руководство предприятия ЗАО «ЗМК «Магнум»».
1. Аристов О.В. Управление качеством : учебное пособие. - Москва : ИНФРА-М, 2009. - 239 с.
2. Аскаров Е. Процессный подход в системе менеджмента качества // Региональный еженедельник «Без проблем». - 2007. - № 45. - С. 12-18.
3. Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. Управление качеством/ под. ред. Б.И. Герасимова. - 2-е изд. - Москва : ФОРУМ, 2009. - 256 с.
4. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Москва : Стандартинформ, 2015.
5. ГОСТ Р 54875-2011. Менеджмент знаний. Руководство по устоявшейся практике внедрения системы менеджмента знаний. - Введ. 2012-09-01// Техэксперт. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/1200102255.
6. ГОСТ Р ИСО 10013-2007. Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества. - Москва : Стандартинформ, 2015. - 16 с.
7. ГОСТ Р 54877-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент знаний. Руководство для персонала при работе со знаниями. Измерение знаний. - Введ. 2017-06-01 // Техэксперт. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/1200140431.
8. ГОСТ Р 57127-2016/PAS 2001:2001 Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по наилучшей практике. - Введ. 2017-06-01 // Техэксперт. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/1200140433.
9. ГОСТ Р 57321.1-2016 Национальный стандарт Российской Федерации.
Менеджмент знаний. Менеджмент знаний в области инжиниринга. - Введ. 2016-06-01 // Техэксперт. - Режим доступа :
http://docs. cntd.ru/document/1200142902.
10. ГОСТ Р ИСО 10015-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению. - Введ. 2008-06-01 // Техэксперт. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/901802296.
11. Документированная процедура «Управление документацией». - Березовский, 2015. - 22 с.
12. Документированная процедура «Порядок проведения внутренних аудитов». - Березовский, 2015. - 23 с.
13. Компания РиК (Результат и Качество) : официальный сайт. - Режим доступа : http : // www.rik-company.ru/ seminars_corp.html.
14. Коноплев С.П. Управление качеством: учебное пособие. - Москва : ИНФРА - М, 2009. - 252 с.
15. Курьян А.Г., Серенков П.С. Использование IDEF0 для описания и классификации процессов в рамках системы качества МС ИСО серии 9000 версии 2000 года. - Минск, 2001.
16. Мазур И. И. Управление качеством : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Управление качеством» / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. - 5-е изд., стер. - Москва : Изд-во «Омега-Л», 2008. - 399 с.
17. Международный стандарт ISO 9001 - 2000. Системы менеджмента качества. Требования. - Режим доступа : http ://niits.ru/public/2003/069.pdf.
18. Положение об отделе технического контроля «Магнум». - Березовский, 2015. - 5 с.
19. Российская Федерация. Законы. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования // Консультант Плюс. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/.
20. Р 50.1.058-2011. Методика оценки стоимости разработки и экспертизы национальных стандартов Российской Федерации. - Введ. 2011-05-12. - Екатеринбург, 2014 // Консультант Плюс. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/.
21. Руководство по качеству «Магнум». - Березовский, 2015. - 29 с.
22. Совершенство управления процессами / пер. с англ. А.Л. Раскин; под науч. ред. В.В. Брагина. - Москва : РИА «Стандарты и качество», 2007. - 192 с.
23. Вершинина Ю.А., Часовских В.П. Методологические принципы построения системы менеджмента качества // Научное обозрение. Экономические науки. - 2017. - № 4. - С. 5 - 11. - Режим доступа : http://science- economy.ru/ru/article/view?id=946.
24. Карта процессов 7.4-01-12 «Управление закупками металлоконструкций». - Березовский, 2015. - 8 с.
25. Карта процессов 7.5-01-12 «Производство». - Березовский, 2015. - 40 с.
26. ГОСТ Р ИСО 10019-2007. Руководство по выбору консультантов по
системам менеджмента качества и использованию их услуг. - Введ. 2008¬06-01// Техэксперт. - Режим доступа :
http://docs.cntd.ru/document/1200057526
27. ГОСТ Р 57320-2016 Менеджмент знаний. Применение процессно¬
ориентированного менеджмента знаний на малых и средних предприятиях. - Введ. 2017-06-01 // Техэксперт. - Режим доступа :
http://docs.cntd.ru/document/1200142673.
28. ГОСТ Р 57331-2016/PAS 1063:2006 Менеджмент знаний. Руководство по практическому применению менеджмента знаний в сетях малых и средних предприятий. - Введ. 2017-06-01 // Техэксперт. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/1200142896.
29. ГОСТ Р 57134-2016 Менеджмент знаний. Мастерство приобретения знаний. Руководство по наилучшей практике. - Введ. 2017-06-01 // Техэксперт. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/1200140439.
30. ГОСТ Р 57319-2016 Менеджмент знаний. Руководство для успешного достижения целей малых предприятий. - Введ. 2017-06-01 // Техэксперт. - Режим доступа :http://docs.cntd.ru/document/1200142901.