ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «ГЛОБАЛЬНАЯ БРИТАНИЯ» 13
1.1 Дискуссии о международной роли Великобритании после брексита 13
1.2 Интерпретация содержания концепции «Глобальная Британия» 17
1.3 «Мягкая сила» как основа внешнеполитической концепции «Глобальная Британия» 26
ГЛАВА 2. СОТРУДНИЧЕСТВО В ИНДО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ «ГЛОБАЛЬНАЯ БРИТАНИЯ» 34
2.1 Фактор «особых отношений» с США в реализации концепции «Глобальная Британия» 34
2.2 Новое партнерство со странами Содружества наций 39
2.3 Великобритания и ее отношения с ключевыми партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе 44
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ИНДО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ 54
3.1 Кризис британо-китайских отношений на пути реализации концепции «Глобальная Британия» 54
3.2 Внутренние и внешнеполитические факторы, препятствующие реализации политики Великобритании в Индо-Тихоокеанском регионе. 59
3.3 Сценарии развития концепции «Глобальная Британия» в Индо-Тихоокеанском регионе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
Приложение № 1. Контент-анализ выступлений первых лиц Великобритании, посвященных внешнеполитическим решениям 2016-2023 гг. 86
Приложение № 2. Ивент-анализ политики Великобритании в Индо-Тихоокеанском регионе 2017-2023 гг. 101
Актуальность исследования: Великобритания, имея глобальные интересы и обязательства, традиционно входит в число тех государств, которые принимают участие в разработке ключевых международных решений, влияющих на направленность развития мировых процессов. Сегодня Великобритания – одна из крупнейших государств Европы, ядерная держава, участник «Группы семи», «Группы двадцати». Как постоянный член Совета Безопасности ООН, она имеет право вето и важный голос в поддержку Всеобщей декларации прав человека ООН. Британский монарх является главой Содружества Наций, организации, в состав которой входит 56государств. Будучи ведущим членом НАТО после США и командующим Объединенными экспедиционными силами НАТО со значительным передовым развертыванием сил на «Крайнем Севере».
Бывший министр обороны Гэвин Уильямсон сказал: «Великобритания является глобальной державой с поистине глобальными интересами. Страна с пятой по величине экономикой на планете. Страна с пятым по величине оборонным бюджетом в мире и вторым по величине экспортером обороны. И поскольку новая Глобальная Большая Игра будет проходить на глобальном игровом поле, мы должны быть готовы конкурировать за наши интересы и наши ценности далеко-далеко от дома».
Правительство Великобритании сформировало новую внешнеполитическую и оборонную концепцию для достижения глобальных целей государства как морской державы и восстановления международного авторитета. Центральным элементом этих усилий является опубликованная 16 марта 2021 года внешнеполитическая и оборонная стратегия «Глобальная Британия в эпоху конкуренции: Комплексный обзор безопасности, обороны, развития и внешней политики».
Идея «Глобальной Британии» сопряжена с достижением глобальных целей государства как морской державы и восстановлением международного авторитета за пределами Европы, особенно в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). Главная стратегическая задача правительства в ИТР - сохранение значимой роли в региональной политике и торговле, а также расширение военно-морского присутствия, проявляя при этом интерес к региональным организациям и партнерствам. Актуальность выбранного направления связана с тем, что географические регионы Индийского и Тихого океанов и происходящие там события уже начинают влиять на формирование нового мирового порядка и «открытых обществ» в «конкурентную эпоху». К тому же Индо-Тихоокеанский регион является источником общих для многих стран транснациональных и глобальных угроз, которые нельзя разрешить без общего сотрудничества. Регион быстро становится центром современных геополитических процессов и пересечением интересов Китая с Индией, США, Австралией и Японией.
Так, «Глобальная Британия» провозглашает значимость роста присутствия в ИТР, с учетом экономических и политических перспектив, которые дает этот регион для Великобритании, что поможет укрепить стратегическое положение страны как в регионе, так и в мире.
В рамках новой стратегии, Лондон намерен укрепить военные и торговые позиции на пространстве Индийского и Тихого океанов. В качестве первого крупного примера можно назвать открытие новой военно-морской базы Великобритании в Бахрейне в 2018 году, поддержание военного форпоста в Брунее и доступа к военно-морскому вспомогательному объекту в Сингапуре. Созданы ударные группы военных кораблей с базированием в районе Индийского и Тихого океанов. В области морской безопасности ИТР отмечаются меры по борьбе с терроризмом, пиратством и защите подводных коммуникаций в Индийском океане. Важным стало присоединение к Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о Транстихоокеанском партнерстве и подача заявки на присоединение к региональному форуму АСЕАН.
На Индо-Тихоокеанский регион уже приходится более одной шестой всей мировой торговли Великобритании, и за последние несколько лет Великобритания подписала новые торговые соглашения с Австралией, Японией, Новой Зеландией, Сингапуром и Вьетнамом и начала расширение торгового партнерства с Индией в качестве предшественника официального торгового соглашения. К тому же Великобритания активно сотрудничает с Австралией и Японией в военно-технической сфере. Проводятся совместные учения в рамках оборонного соглашения пяти держав. Новый оборонный пакт Великобритании с США и Австралией – AUKUS – стал поворотным и ключевым моментом в стратегическом взаимодействии Запада с Китаем в ИТР.
У Великобритании также есть исторические связи, которые она намерена развивать – с Сингапуром и Малайзией через Соглашения об обороне пяти держав, оборонный пакт, который также включает Австралию и Новую Зеландию, и через Содружество Наций с Брунеем, Малайзией и Сингапуром в качестве членов.
...
В результате проведенного исследования выявлено, что с 2016 г. правительство Великобритании начинает проводить новую внешнюю политику, постепенно формируя ее в концепте «Глобальной Британии. Двумя основными документами, посвященных этой новой политике, стали Комплексный обзор 2021 г. и его переосмысленная версия Обновленный обзор 2023 г. Основой документов стало намерение расширить внешнюю политику Великобритании за пределы ЕС, с «уклоном» в Индо-Тихоокеанский регион. Оба документа таким образом делают особый акцент на индо-тихоокеанском направлении, признавая растущую значимость этого региона в международных делах в политическом, экономическом и демографическом плане и решающее значение для интересов экономики и безопасности Великобритании.
Можно выделить следующие основные направления: идеологический концепт «силы добра» как защитника демократии в обновленном международном порядке, приверженность лидирующей роли в поддержании безопасности, борьба с трансграничными угрозами, развитие научно-технического потенциала, развитие институционального сотрудничества в целях обеспечения международной безопасности, и углубление старых двусторонних партнерств и установление новых отношений, в первую очередь с государствами ИТР в области обороны и торговли. Основными партнерами для развития отношений на разных уровнях признаются страны Quad и Содружества.
Правительство Великобритании также уделяет внимание продвижению своей «мягкой силы», при этом комбинируя ее с инструментами «жесткой силы» – военной дипломатией, участием в двусторонних и многосторонних учениях, отправкой сил ВМС для патрулирования и соблюдения санкций ООН, развертыванием прибрежных групп реагирования и так далее, в целях поддержания своей политики в ИТР.
Важно отметить, что в Обновленном обзоре прямо больше не упоминается тезис о «Глобальной Британии», однако же так или иначе повторяются основные положения и идеи первого документа и кардинальных изменений в индо-тихоокеанской политике не отмечается. Теперь предпочтение отдается многостороннему Евро-Атлантическо-тихоокеанскому партнерству, что во многом свидетельствует о закреплении индо-тихоокеанского вектора в основе внешней политике, как второго важного региона для Великобритании.
Делая акцент на новой самостоятельной внешнеполитической роли, правительство Великобритании, однако, уделяет главное внимание «особым отношениям» с США, во многом синхронизируя свою деятельность в ИТР с американской стратегией, особенно в вопросах безопасности, намереваясь тем самым закрепить свою глобальную роль. При этом сам уровень «особых отношений» значительно снизился в последние годы, британская внешняя политика во многом зависит от американской, а следование интересам США в регионе может негативно сказываться на достижении целей самой Великобритании и ее национальных интересах.
Анализ британской политики в отношении Содружества свидетельствует о намерении правительства переосмыслить это организацию и придать ей новый импульс, используя ее для восстановления имиджа страны. Однако пока не совсем понятно, в чем именно будут заключаться данные изменения, поскольку активность на этом направлении остается на низком уровне.
Сама индо-тихоокеанская политика Великобритании в ИТР характеризуется тремя основными направлениями: оборона и безопасность на фоне роста китайской угрозы, экономика и инвестиции, и идеологические нормативы «силы добра» для продвижения демократических и либеральных убеждений свобод и взглядов в странах региона.Второе направление – экономика и инвестиции –связано с установлением и развитием экономических и торговых отношений со странами региона и включением в морские торговые потоки товаров и энергоносителей, что особенно важно для финансового и коммерческого процветания Великобритании.
Великобритания, вместе с ключевыми региональными союзниками, продвигает тезис о «свободе судоходства» и о «свободном и открытом Индо-Тихоокеанском регионе», отдавая приоритет сотрудничеству в вопросах морской безопасности.
С 2017 г. правительство Великобритании приступило к продвижению в ИТР: было подписано несколько двусторонних торговых, оборонных и других соглашений, Королевский ВМС начал базироваться и патрулировать в водах Индийского и Тихого океанов и участвовать в совместных учениях, Великобритания стала партнером по диалогу АСЕАН и подала заявку на членство, присоединилась к «Партнерству в синем Тихом океане» и проекту «Сеть голубых точек». Тремя основными британскими инициативами, своеобразными якорями ее политики в ИТР стали AUKUS, CPTPP и GCAP.
В отношении Китая, обозначающегося теперь как «эпохальный и системный вызов», был принят довольно расплывчатый трехсторонний подход «защищать, согласовывать и вовлекать». Сама политика в отношении Китая, проходящая под явным влиянием США, характеризуется противоречивостью и двойственностью, при этом отмечается важная для общей британской политики в ИТР тенденция попытаться наладить отношения, хотя и сохраняется много разногласий.
Заметен приоритет налаживанию отношений со странами Quad, отношения с которыми имеют решающее значение не только из-за широты и глубины существующего и потенциального сотрудничества, но и из-за веса этих государств в региональной политике.
В результате анализа были выявлены следующие основные внутренние факторы, препятствующие реализации политики Великобритании в ИТР: внутриполитический кризис и проблема преемственности внешнеполитического курса; экономический кризис; социальный кризис; миграционный кризис; дефицит финансирования, особенно в области обороны, несбалансированный бюджет и вопрос распределения ресурсов; количество и масштаб заявленных целей; игнорирование планов союзников и партнеров, и реальных рисков в регионе в оборонных документах; ограниченный, незначительный и малоэффективный уровень военного присутствия; разрыв заявленных целей и амбиций с реальными возможностями и положением страны в регионе; отсутствие отдельной целостной стратегии и единых, последовательных приоритетов в ИТР.
К внешним факторам относятся: влияние США на «самостоятельную» внешнюю политику; двойственная политика в отношении Китая; тенденция налаживания торговли со странами ЕС; труднодостижимые масштабные цели в сотрудничестве с ключевыми партнерами региона; слабая поддержка западных ценностей в странах ИТР; приоритет сфере обороны и безопасности; проблема возрождения старых отношений.
Что касается будущего концепции, то следует отметить, что основные документы, посвященные внешней политике, выступления как членов Консервативной партии, так и партии лейбористов, отмечают решающее значение ИТР для экономики, безопасности и международных интересов Великобритании. Учитывая эти факторы, а также существующие риски, долгосрочная устойчивость индо-тихоокеанского направления хоть и вызывает сомнения, но маловероятно, что весь курс будет свернут. Многие внешнеполитические амбиции Великобритании труднодостижимы для выполнения и маловероятно, что будут реализованы. Однако поддержание и укрепление по крайней мере достигнутых двусторонних и многосторонних соглашений и проектов с союзниками в регионе необходимо для будущего развития страны на мировой арене, учитывая большой потенциал, который демонстрирует индо-тихоокеанский вектор.
Правительству важно корректировать внешнеполитические амбиции и инструменты с доступными ресурсами, реальными возможностями и стратегическими приоритетами. При этом, несомненно, Великобритания добилась определенного прогресса в своей индо-тихоокеанской политике за последние годы. Однако, в случае победы Лейбористской партии на ближайших выборах, очевидно, что произойдет смена приоритетов во внешнеполитическом курсе и основной вектор будет смещен в Европу.
Таким образом, подводя итог анализу концепции «Глобальной Британии» в Индо-Тихоокеанском регионе, можно сделать вывод, что правительству Великобритании было сложно выработать стратегический подход к внешней политике во многом из-за быстрой смены международной обстановки и проблем внутри страны, что приводило к быстрой потере актуальности старых продуманных целей.
1. Британия-2022: смена премьеров, смена монарха: [монография] / Е.В. Ананьева и [и др.]. – М.: Ин-т Европы РАН, 2023.– 194 с.
2. Годованюк К.А. «Глобальная Британия» в преддверии брекзита: монография / К.А. Годованюк. – М.: Ин-т Европы РАН, 2020.– 160 с.
3. Годованюк К.А. Приоритеты Великобритании в Индо-Тихоокеанском регионе // Современная Европа. – 2020. № 1. – С. 37–48.
4. Годованюк К.А. Содействие международному развитию на службе «Глобальной Британии». – М.: Научно-аналитический центр ИЕ РАН, 2020. №4. – С. 101 -105.
5. Годованюк К.А. Старт торговых переговоров США и Великобритании // М.: Институт Европы РАН. – 2020. №28. – С. 1-6.
6. Ледовская А. А. «Содружество Наций как компонент «мягкой силы» Великобритании» // Социальные и гуманитарные науки. Актуальные вопросы: сборник научных статей. Выпуск 2 / под редакцией А.И. Климина и других; Ассоциация «НИЦ «Пересвет».– СПб.: Ассоциация «НИЦ «Пересвет», 2021. – С. 11-16.
7. Леонова О.Г. Влияние стратегического партнерства АУКУС на геополитическую ситуацию в Индо-Тихоокеанском регионе // Вестник международных организаций.– 2022. Т. 17. № 3. – С. 194-211.
8. Мамедова А.О. Фактор СШA в отношениях Британии и Китая // Современная Европа. – 2021. №4. – С. 47-57.
9. Толстухина А. Быть ли Британии снова глобальной? // Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/17260 (дата обращения 22.10.2023).
10. Харитонова Е.М. «Мягкая сила» Великобритании: сравнительный анализ механизмов, инструментов и практик // Сравнительная политика. – 2017. №1. – С. 5-20.
11. Хахалкина Е.В. «Глобальная Британия»: от идеи к воплощению // Современная Европа.– 2021. №1. – С. 21-32.
12. Яньбинь У. Индо-Тихоокеанская стратегия Великобритании: историческая ностальгия, ответы безопасности и амбивалентность в отношении Китая // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2023. Т. 14. № 1. – С. 166–181.
13. Ambrose J. China's nuclear power firm could be blocked from UK projects // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/environment/2021/jul/26/chinas-nuclear-power-firm-could-be-blocked-from-uk-projects (дата обращения: 22.03.2024).
14. Anqi F. US-UK deal weak in substantive cooperation; Hyping ‘Russia, China threats’ a gesture to hide imbalance in transatlantic ties // Global Times. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202306/1292303.shtml (дата обращения 22.03.2024).
15. Barns-Graham W. Project Defend: New approach to national security aims to diversify supply and 'reshore' manufacture // Institute of export & international trade. URL: https://www.export.org.uk/insights/trade-news/project-defend-new-approach-to-national-security-aims-to-diversify-supply-and-reshore-manufacture/ (дата обращения: 22.03.2024).
...
44 источника