ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 9
1.1. Рабочая программа как документ 9
1.2. Нормативные требования к разработке рабочей программы 23
2. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА» В РАМКАХ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 29
2.1. Общая характеристика основной образовательной программы
среднего профессионального образования 29
2.2. Методика разработки рабочей программы учебной дисциплины «Корпоративная культура» для специальностей среднего профессионального образования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
1. Таблица соответствия общих компетенций в ФГОС разного поколения 49
2. Рабочая программа по дисциплине «Корпоративная культура
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что не все педагогические работники понимают юридическое, правовое, содержательное значение рабочей программы, поэтому требуется специальная подготовка и раскрытие содержания данной темы. Сложность разработки рабочей программы заключается в том, что она должна соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и требованиям той образовательной программы, в рамках которой она разработана. Специфика и новизна разработки рабочей программы по дисциплине «Корпоративная культура» определяется заключенным между Первоуральским металлургическим колледжем и Группой ЧТПЗ договором, подразумевающим для обучающихся в рамках программы «Будущее белой металлургии» студентов по окончанию колледжа возможность претендовать на рабочие места в Группе ЧТПЗ. Уже на стадии обучения у студентов необходимо формировать корпоративную культуру группы Челябинского трубопрокатного завода. Исходя из этого, нужно разрабатывать рабочую программу дисциплины в условиях сотрудничества с работодателем.
Рабочая программа - это локальный документ образовательной организации, который показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе федерального государственного образовательного стандарта. Рабочая программа - это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Объектом работы является изучение учебно-методической документации, регламентирующей разработку рабочих программ для специальностей среднего профессионального образования.
Предметом работы является рабочая программа по дисциплине «Корпоративная культура» в Первоуральском металлургическом колледже.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рабочей программы по дисциплине «Корпоративная культура» при подготовке специалистов среднего звена.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• изучить характеристики рабочей программы как документа, включая требования к его структуре и содержанию;
• проанализировать требования нормативно-правового содержания к наполнению и порядку разработки рабочей программы;
• охарактеризовать основную образовательную программу среднего профессионального образования ГАПОУ СО «ПМК» с целью определения содержательного наполнения дисциплины «Корпоративная культура»;
• изучить нормативные документы, регламентирующие методику разработки рабочей программы в ГАПОУ СО «ПМК» и разработать рабочую программу по дисциплине «Корпоративная культура».
Для достижения цели был проведен анализ литературы, по теме ВКР; нормативных требований к разработке рабочих программ; анализ нормативной документации по теме разработки рабочих программ основной профессиональной образовательной программы в ГАПОУ СО «ПМК»; синтез изученной информации; метод обобщения.
В качестве теоретической базы для написания выпускной квалификационной работы использовались следующие научные труды.
Вопросы, связанные с исследованием и предоставлением рекомендаций, направленных на разработку рабочих программ согласно требованиям федерального государственного стандарта были рассмотрены в работах Пулиной А.С. «Рекомендации по разработке рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС» , Михайловского Ф.А., Новиковой С.Н. «Рабочая программа как инструмент реализации требований ФГОС» .
В трудах Скорлуханова Е.К., Слюсарь Н.Ю. «Алгоритм сопряжения рабочих программ среднего профессионального образования с требованиями профессиональных стандартов» , Серкова Г.Г. «Теоретические основы формирования профессиональных компетенций студентов организаций СПО в условиях практикоориентированного обучения» проанализированы нормативные документы по вопросу гармонизации требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов при разработке образовательных программах СПО, а также предложен алгоритм сопряжения рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей с учетом требований профессиональных стандартов, а также рассмотрена технология формирования профессиональных компетенций будущих специалистов на основе требований новых ФГОСов, актуализированных в соответствии с профессиональными стандартами, к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы. При этом используется опыт дуального (практико-ориентированного) обучения студентов.
Тема обеспечения совершенствования учебного процесса при помощи правильно спланированной рабочей программы учебной дисциплины раскрывается в трудах Корочанской С.П., Быкова И.М., Хвостовой Т.В., Мелконяна К.И. «Рабочая программа как основной документ, обеспечивающий совершенствование учебного процесса» , Рыковой Е.А. «Рабочие программы общеобразовательных учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО» .
Проблемы организации учебного процесса и создания методической базы учебной дисциплины, а также важность наличия методического обеспечения дисциплины для образовательного процесса раскрываются в трудах Аверьяновой Л.В. «Методические особенности организации учебного процесса» , Васькова Е.Я. «Информационно-методическое обеспечение педагогического процесса» .
Вопросы, связанные с профессиональным общением, типами корпоративной культуры с точки зрения ее влияния на процессы контроля и управления в организации, а также корпоративным управлением раскрыты в следующих работах Гущин В.В., Порошкина Ю.О., Сердюк Е.Б. «Корпоративное право» , Шеламова Г.М. «Основы культуры профессионального общения» , Макеев В.А. «Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации» .
Особенности интеграции предприятий в образовательный процесс и механизмы, регулирующие этот процесс, а также характеристика процесса обучения на предприятии, которое является необходимой составляющей дуальной системы и технология формирования профессиональных компетенций на опыте практико-ориентированного обучения студентов раскрываются в трудах Рогалевой Е.В. «Дуальное обучение как технология развития профессиональных компетенций обучающихся СПО» и Шилина О.А. «Обучающее предприятие как важнейшая составляющая процесса обучения в дуальной системе профессионального образования Германии» .
В процессе работы также были изучены Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, локальные акты образовательной организации, в том числе Положение «О порядке разработки рабочих программ основной профессиональной образовательной программы в ГАПОУ СО «ПМК», Положение «О цикловой комиссии» .
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке рабочей учебной программы дисциплины «Корпоративная культура».
Исследования, необходимые для написания данной выпускной квалификационной работе, проводились в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Первоуральский металлургический колледж» (ГАПОУ СО «ПМК»), который находится по адресу Свердловская область, город Первоуральск, ул. Торговая, 1 (Образовательный центр Челябинского трубопрокатного завода).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами, которые нужно решить при написании работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Рабочая программа - это локальный нормативный документ образовательной организации, основной целью которого является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине. Рабочие программы составляются на основе Примерных программ (при их наличии) и авторской учебно-методической документации.
• Требования к форме рабочих программ на законодательном уровне не закреплены, поэтому, чтобы избежать на уровне образовательной организации, необходимо разработать общие подходы к написанию и оформлению рабочих программ и закрепить их Положением о рабочей программе. Структуру рабочей программы вправе определять сама образовательная организация, однако в нее должны быть включены определенные обязательные элементы, такие как титульный лист; пояснительная записка; содержание учебного предмета, курса; тематический план; требования к уровню подготовки студентов, проходящих обучение по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретной учебной дисциплины); критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся; перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; список литературы (основной и дополнительной); учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Каждый педагогический работник имеет право вносить изменения во все структурные элементы рабочей программы, если она разрабатывается на основе Примерной программы по дисциплине. Каждая рабочая программа должна пройти обязательные этапы внедрения для того, чтобы ее утвердили.
При разработке рабочей программы нужно учитывать все предъявляемые нормативные требования. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рабочая программа является частью образовательной программы, разработка и утверждение которой относится к компетенции образовательной организации.
Рабочая программа - обязательный документ образовательной организации, она является обязательным элементом основной образовательной программы. Образовательная программа разрабатывается на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов.
В профессиональных стандартах указаны требования к уровню квалификации работников. Квалификация характеризуется через уровень знаний, умений, навыков и компетенций, которые определяют готовность к выполнению профессиональной деятельности. В федеральных государственных образовательных стандартах прописаны знания, умения, навыки и компетенции, которые должны быть сформированы у студентов в процессе обучения.
В настоящее время идет процесс сопряжения требований к квалификации в федеральных государственных образовательных стандартах и профессиональных стандартах. Рабочая программа, как обязательный элемент основной образовательной программы, должна быть разработана на основе требований к квалификации студентов, указанных в данных стандартах.
Главной особенностью Первоуральского металлургического колледжа является его социальное партнерство с Группой Челябинского трубопрокатного завода. При поддержке Правительства Свердловской области и финансовой поддержке Группы ЧТПЗ была реализована программа Будущее белой металлургии, главная цель которой заключается в подготовке грамотных специалистов для Группы ЧТПЗ.
В связи с этим социальный партнер предъявляет требования по подготовке специалистов в рамках основных образовательных программ ББМ.
Его инициативой было введение в вариативную часть ООП дисциплины «Корпоративная культура», которая должна формировать у студентов приверженность к философии, миссии и ценностям Белой металлургии.
Так появилась необходимость разработки рабочей программы по данной дисциплине. Поскольку общие компетенции, указанные в ФГОС, для основных образовательных программ ББМ звучат типично, было принято решение разработать одну рабочую программу для нескольких направлений обучения.
Процесс разработки рабочей программы по дисциплине «Корпоративная культура» велся в соответствии с Положением «О порядке разработки рабочих программ основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «ПМК». Рабочая программа по дисциплине «Корпоративная культура» была разработана совместно с преподавателем-стажером, который является тьютером автора выпускной квалификационной работы.
При разработке рабочей программы учитывались требования социального партнера, запланировано формирование у студентов общих компетенций, рассматриваемых Группой ЧТПЗ в качестве приоритетных. Содержание дисциплины «Корпоративная культура» расширяет и углубляет знания, сформированные у студентов при изучении предшествующих дисциплин «основа корпоративной культуры», «Корпоративная культура (тимбилдинг)».
При оформлении и разработке рабочей программы ориентировались на критерии и показатели, использующиеся при проведении технической и содержательной экспертизы рабочей программы. Все практические задания, указанные в тематическом плане, обеспечивают приобретение студентами практических знаний и умений, направленных на формирование общих компетенций.
Рабочая программа прошла содержательную экспертизу в цикловой комиссии, техническую экспертизу в методической комиссии, после чего была утверждена на заседании учебно-методического объединения.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.
3. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 12.05.2015 № 122-ФЗ // Российская газета 2015. 6 мая.
4. О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 №23 // Российская газета. 2013. 28 января.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям): утв. Приказом Минобрнауки России от 18.04.2014 № 344 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: www.pravo.gov.ru
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки 15.02.08 Технология машиностроения: утв. Приказом Минобрнауки России от 18.04.2014 № 350 [Электронный ресурс] // Официальный интернет- портал правовой информации. Режим доступа: www.pravo.gov.ru
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки 22.02.01 Металлургия черных металлов: утв. Приказом Минобрнауки России от 21.04.2014 № 355 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: www.pravo.gov.ru
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки 22.02.04 Металловедение и термическая обработка металлов: утв. Приказом Минобрнауки России от 21.04.2014 № 358 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: www.pravo.gov.ru
9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки 22.02.05 Обработка металлов давлением: утв. Приказом Минобрнауки России от 21.04.2014 № 359 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации Режим доступа: www.pravo.gov.ru
10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта: утв. Приказом Минобрнауки России от 22.04.2014 № 383 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: www.pravo.gov.ru
11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям): утв. Приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 831 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: www.pravo.gov.ru
12. Положение о порядке разработки рабочих программ основной профессиональной образовательной программы в ГАПОУ СО «ПМК»: утв. Директором ГАПОУ СО ПМК от 21.11.2018 № 389 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pmk-online.ru
13. Положение о цикловой комиссии: утв. Директором ГАПОУ СО ПМК от 21.11.2018 № 388 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pmk- online.ru
14. Информационные карты по участкам цеха № 8 ПНТЗ. (не опубликовано).
15. Кодекс делового поведения и этики: введен в действие приказом ОАО «ПНТЗ» №003 от 20.01.2017. (не опубликовано).
16. Коллективный договор на 2017-2020 года: Утвержден Комиссией по разработке Коллективного договора, протокол от 15.03.2017 г. № ПН01- 000107 - Первоуральск: ОАО «ПНТЗ», 2017.
17. 30n.ruбиблиотека студента [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www. 30n.ru
18. Информационный портал «Немного обо всем» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.best-about.bcardbook.com
19. Корпоративный сайт ЧТПЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chelpipe.ru
20. Образовательный проект «Будущее белой металлургии»
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bbmprof.ru
21. Электронно-библиотечная система IPRbooks [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.iprbookshop.ru
22. Образовательный проект Будущее Белой металлургии
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bbmprof.ru
23. Первоуральский металлургический колледж [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pmk-online.ru
Литература:
1. Аванесов, В.С. Форма тестовых заданий: учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. Москва: Центр тестирования, 2005. С. 156.
2. Аверьянова Л.В. Методические особенности организации учебного процесса // Профессионал. 2009. №2. С. 13-15.
3. Васьков Е.Я. Информационно-методическое обеспечение
педагогического процесса // Профессионал. 2007. №4. С. 77-92.
4. Владиславова Н.В., Лопухина Е.В. Мастер коммуникации: четыре важнейших закона общения. Москва: ООО «Издательство АСТ», 2017. 288 с.
5. Власюк И.В., Зайцева Н.Н. Экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. №1. С. 13-18.
6. Гущин В.В., Порошкина Ю.О., Сердюк Е.Б. Корпоративное право: учебник. Москва: ДОМПТАТ, 2012. 900 с.
7. Иванов В.Г. Междисциплинарные связи в образовательном процессе // СПО 2000. №12. С. 44-46.
8. Казакова Л.Н., Полякова А.В. Кейс-технологии (CASE-STUDY) как средство формирования общих профессиональных компетенций обучающихся в системе СПО // WSCHODNIOEUROPEJSKIE CZASOPISMO NAUKOWE. 2017. №2-2. С. 100-103.
9. Корочанская С.П., Быков И.М., Хвостова Т.В., Мелконян К.И. Рабочая программа как основной документ, обеспечивающий совершенствование учебного процесса // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №4-1. С. 136-138.
10. Макеев В.А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации. Москва: Ленанд, 2017. 300 с.
11. Максимова И.В. Технология и особенности разработки рабочих программ учебных дисциплин в системе СПО // Проблемы современного аграрного образования. Материалы научно-методической конференции. 2016. С. 178-181.
12. Михайловский Ф.А., Новикова С.Н. Рабочая программа как инструмент реализации требований ФГОС // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: исторические науки. 2013. №1. С. 114-120.
13. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. Москва: Логос, 2011. 288 с.
14. Пулина А.С. Рекомендации по разработке рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС // Образование - территория инноваций. 2017. №1. С. 21-32.
15. Рогалева Е.В. Дуальное обучение как технология развития профессиональных компетенций обучающихся СПО // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения. 2016. С. 709-713.
16. Рыкова Е.А. Рабочие программы общеобразовательных учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО // Научные исследования в образовании. 2012. №5. С. 26-29.
17. Серкова Г.Г. Теоритические основы формирования профессиональных компетенций студентов организаций СПО в условиях практикоориентированного обучения // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. №3. С. 70-77.
18. Скорлуханова Е.К., Слюсарь Н.Ю. Алгоритм сопряжения рабочих программ среднего профессионального образования с требованиями профессиональных стандартов // Региональное образование: современные тенденции. 2016. №1. С. 88-93.
19. Стрелкова Л.Ю. Реализация межпредметных связей. Москва: Специалист. 2003. №3. С. 23-24.
20. Фадеев С.А. Социальное партнерство колледжа с работодателями как условие повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов // Среднее профессиональное образование. 2009. №5. С.62-65.
21. Шеламова Г.М. Основы культуры профессионального общения. Москва: Академия, 2012. 155 с.
22. Шилина О.А. Обучающее предприятие как важнейшая составляющая процесса обучения в дуальной системе профессионального образования Германии // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. 2009 № 12 (16). С. 243-248.