ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО АНСАМБЛЯ НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ КАК СПОСОБА ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Патриотическое воспитание: понятие, сущность, пути развития 9
1.2. Ансамбль как самодеятельный творческий коллектив 23
1.3. Специфика организации работы самодеятельного творческого
коллектива 39
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО
АНСАМБЛЯ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ КАК СПОСОБА
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ 53
2.1. Характеристика ансамбля народных инструментов «Радуга»
(с. Кочневское, Свердловская область) 53
2.2. Особенности организации работы самодеятельного ансамбля народных
инструментов «Радуга» 60
2.3. Анализ работы ансамбля народных инструментов «Радуга»
(с. Кочневское, Свердловская область) как способа патриотического воспитания подростков 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
Приложение 1. Викторина для участников ансамбля 82
Приложение 2. План занятий ансамбля 84
Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение ряда проблем в стране во многом зависит от уровня сформированное™ гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Главный результат данного направления воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской ответственности личности, сознательного предпочтения добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к развитию и нравственному самосовершенствованию.
Проблемой воспитания патриотизма и гражданственности активно занимался в своих работах филолог, литературовед, историк культуры, общественный деятель Д.С. Лихачев. По Лихачеву, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа, заботу об интересах родины, проявление гражданских чувств и сохранение верности и преданности родине, гордость за культурные достижения своей страны, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины, своего народа, его обычаям и традициям.
Патриотическое воспитание прежде всего должно быть направлено на подрастающее поколение, которому предстоит определять наше будущее, и работа с которыми будет наиболее продуктивной. Основы патриотического воспитания закладываются еще в ранние детские годы.
Основой патриотического воспитания личности является приобщение подростков к народной культуре. Без обращения к ее истокам невозможно патриотическое воспитание. Народная культура включает в себя фольклор, декоративно-прикладное искусство, пение, танцы и музыку. Каждый народ имеет свои национальные инструменты, история которых уходит вглубь веков. Издревле люди сопровождали пение, танцы и быт в целом игрой на музыкальных инструментах. Эти уникальные народные музыкальные инструменты дошли до нас от наших предков.
К сожалению, сегодня наметилось падение интереса к народной культуре, в том числе к народной музыкальной культуре, к традиционному пению и игре на музыкальных инструментах особенно среди молодежи и подростков. Популярность ансамблей народных инструментов в наше время намного ниже по сравнению с другими. Сегодня гораздо больше музыкальных коллективов исполняющих современную музыку. Поэтому так важно приобщать детей к игре на национальных народных музыкальных инструментах. Сделать это можно в процессе занятий ансамбля народных инструментов.
Все это подводит нас к выявлению противоречий между:
1) необходимостью широкого использования потенциала ансамблей народных инструментов для патриотического воспитания и недостаточным их количеством;
2) потребностью в профессиональных педагогах, руководителях ансамблей народных инструментов и недостатком специалистов такого профиля;
3) высоким потенциалом деятельности ансамблей народных инструментов в патриотическом воспитании подростков и недостаточным использованием этого потенциала.
...
Проблемы патриотизма и патриотического воспитания актуальны для любого государства и любого исторического периода, актуальны эти проблемы и для современной России. Сегодня, когда мы наблюдаем крушение идеалов, нравственных и духовных ориентиров, тема гражданского и патриотического воспитания становится особенно актуальной.
Под патриотизмом в данной работе мы понимаем чувство любви и гордости за своё Отечество, его историю и великие свершения, а также стремление своими действиями служить его интересам. В свою очередь патриотическое воспитание - это специфический процесс целенаправленного взаимодействия на психологию человека, коллектива, общества в целом. Патриотическое воспитание прежде всего должно быть направлено на подрастающее поколение, которому предстоит определять наше будущее, и работа с которыми будет наиболее продуктивной. Важным направлением приобщения подростков к национальной культуре является изучение народной музыкальной культуры, в том числе обучение традициям вокально - инструментальной музыки и исполнению на народных инструментах.
Оркестры и ансамбли народных инструментов были и остаются одной из наиболее распространенных форм коллективного музицирования. Основная цель этих коллективов: формирование и воспитание
художественного вкуса, позитивных социальных установок и интересов подрастающего поколения; приобщение возможно большего количества детей, подростков, молодежи к национальной и народной музыкальной культуре. Ансамбли народных инструментов - ансамбли, состоящие из национальных музыкальных инструментов в их подлинном или реконструированном виде.
Организация таких ансамблей должна рассматриваться в соответствии с требованиями современного менеджмента и подчиняться основным его функциям: организация, планирование, координация, контроль, распорядительство, мотивация, информирование и развитие. При работе с самодеятельным коллективом руководитель-дирижер должен быть педагогом в прямом смысле слова, т.е. заботиться о совершенствовании исполнительского мастерства и культурного развития подопечных.
Апробация воспитательного значения ансамбля народных инструментов на подростков проводилась нами в Кочневском сельском Доме культуры (Камышловский район, Свердловская область) в период с июня 2016 по июнь 2017 года. В составе ансамбля 10 детей с 11 до 16 лет. Репертуар ансамбля составляют обработки народных песен, сочинения советских композиторов, песни военных лет в авторском переложении на народный состав инструментов. В тесном творческом сотрудничестве с ансамблем постоянно находятся другие коллективы Кочневского СДК. Занятия ансамбля делятся на теоретические и практические.
В процессе исполнительской деятельности в рамках работы ансамбля народных инструментов отрабатывались необходимые исполнительские навыки, без которых не может быть организовано ансамблевое исполнение, а именно: правильная посадка, правильное звукоизвлечение, игра в ансамбле. Отработка навыков проходила в процессе подготовки к концертам и другим мероприятиям. Занятия ребят в ансамбле народных инструментов, репетиции, разучивание народных песен и песен времен Великой отечественной войны способствовало погружению детей в народную музыку, а значит в мир народной культуры.
Одновременно с репетиционной деятельность проходила опытнопоисковая работа, состоящая из трех этапов: констатирующего,
формирующего и контрольного. На констатирующем этапе были определены критерии, показатели и уровни сформированности патриотического сознания подростков. Для определения первоначального уровня сформированности этих показателей учащимся были предложены различные формы опроса (анкеты, викторины) и практические задания.
...
1. Бурдыкина, Н.М. Примерная программа по учебному предмету «Ансамбль» [Текст] / Н.М. Бурдыкина. - Москва: Аллегро, 2005. - 42 с.
2. Буянова, Н.Б. Роль дирижера в художественно-творческом
процессе [Текст] / Н. Б. Буянова // Искусство и образование. - 2011. - № 3
(71). - С. 53-60.
3. Бычков, В.В. Аранжировка аккомпанемента для оркестра и ансамбля русских народных инструментов [Текст] / В.В. Бычков.
• Москва: Советская Россия, 1988. - 94 с.
4. Вахромеев, В.А. Ладовая структура русских народных песен и ее изучение в курсе элементарной теории музыки [Текст] / В.А. Вахромеев.
• Москва: Музыка, 1968. - 101 с.
5. Виханский, О.С., Наумов, А. И. Практикум по курсу Менеджмент [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - Москва: Гардарики. 2008. - 350 с.
6. Гуренко, Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. Философский анализ [Текст] / Е.Г. Гуренко. - Новосибирск: Наука, 1982.
• 441 с.
7. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / гл. ред. В.В. Давыдов. - Москва: Большая российская энциклопедия, 19931999. - 1160 с.
8. Дружинин, В.Н. Современная психология [Текст] / В.Н. Дружинин. - Москва: Инфра, 1999. - 624 с.
9. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников [Текст] / Г. Ефремова // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17-21.
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости [Текст] / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 304с.
11. Ильичёв, Л. Ф. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под. ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалёва, В. Г. Панова.
• Москва: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
12. Каргин, А.С. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов [Текст] / А.С. Каргин. - Москва: Музыка, 1987. - 166 с.
13. Каргин, А.С. Руководитель самодеятельного оркестра русских народных инструментов [Текст] // Методическая разработка для студентов 1-5 курсов по специальным дисциплинам. - Москва: Музыка, 1988. - 252 с.
14. Корженко, О. М., Свинцова Д. А. Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона) [Текст] / О.М. Коженко, Д.А. Корженко // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2014. - С. 224-226.
15. Лесовиченко, А. М. Музыкальный инструмент как фактор национальной идентификации [Текст] / А. М. Лесовиченко // Традиции и современность в народной музыке Евразии: материалы научнопрактической конференции III Международного фестиваля традиционной музыки «Звуки Евразии». - Улан-Удэ: НоваПринт, 2008. - 211 с.
... всего 36 источников