РАЗРАБОТКА КЕЙС-СТАДИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЕЙС СТАДИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЯ 8
1.1. Состояние проблемы в педагогической теории и практике 8
1.2. Сущностная характеристика метода и классификация кейсов 15
1.3. Основные подходы к разработке кейсов и кейс-стади 24
2. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВ 31
2.1. Методические рекомендации для разработки кейс-стади при
подготовке специалистов в области документоведения и архивоведения 31
2.2. Кейс-стади для формирования компетенций у специалистов
среднего звена в области документоведения и архивоведения 37
2.3. Методические рекомендации по организации работы с кейс-стади 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЕЙС СТАДИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЯ 8
1.1. Состояние проблемы в педагогической теории и практике 8
1.2. Сущностная характеристика метода и классификация кейсов 15
1.3. Основные подходы к разработке кейсов и кейс-стади 24
2. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВ 31
2.1. Методические рекомендации для разработки кейс-стади при
подготовке специалистов в области документоведения и архивоведения 31
2.2. Кейс-стади для формирования компетенций у специалистов
среднего звена в области документоведения и архивоведения 37
2.3. Методические рекомендации по организации работы с кейс-стади 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
В современном образовании происходит активный поиск инновационных образовательных технологий для подготовки компетентного и грамотного специалиста. Учебный процесс будет эффективен в том случае, если он будет строиться на познавательной деятельности и активности самих обучающихся, при изучении различных дисциплин. Поэтому на сегодняшний день не достаточно применять только традиционные педагогические технологии, необходимо внедрение новых методик, которые позволят подготовить обучающихся к условиям профессиональной деятельности за счет получения знаний и навыков, ориентированных на практическое освоение будущей профессии. Главная цель таких методик должна быть направлена, прежде всего, на формирование у будущих специалистов, наряду с теоретическими знаниями, достаточно прочных навыков практической деятельности на предприятиях и организациях выбранного профиля.
Современное состояние подготовки компетентного специалиста предполагает развитие у обучающихся таких способностей как умение делать выбор из множества альтернатив, видеть диапазон возможных вариантов, прогнозировать последствия выбора того или иного варианта решения, владеть способностью к исследовательской деятельности, к профессионально-педагогической рефлексии, где важную роль играюбдт интерактивные методы обучения.
Сегодня одним из ведущих активных методов обучения можно выделить метод конкретных ситуаций - кейс-стади. Он находит широкое применение во многих учебных дисциплинах, например, в педагогике, психологии, социологии и других социально-гуманитарных дисциплинах.
Будучи интерактивным методом обучения, метод кейс-стади завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Он воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
Опыт написания кейсов невелик, банк кейсов еще предстоит формировать. Однако очевидно, что решение кейсов значительно расширяет возможности формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов различных областей.
Данная тема является актуальной на сегодняшний день. Актуальность обуславливается практико-ориентированным профессиональным образованием, данный метод позволяет ориентироваться на реальные жизненные ситуации, с которыми обучающиеся могут столкнуться в своей профессиональной деятельности. Тем самым происходит адаптация к профессиональной практической деятельности, что позволяет сформировать профессиональную мобильность, компетентность и принимать верное решение при любой сложившейся ситуации.
Объектом исследования является кейс-метод.
Предметом исследования является кейс-стади для формирования общих и профессиональных компетенций у специалистов в области документоведения и архивоведения.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка кейс- стади для формирования общих и профессиональных компетенций у специалистов в области документоведения и архивоведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему исследования в теории и практике профессионального образования
2. Изучить основные подходы к разработке кейс-стади
3. Разработать методические рекомендации для разработки кейс-стади и по организации работы с ними
4. Разработать сборник кейс-стади для подготовки специалистов в области документоведения и архивоведения
Методы, используемые при написании выпускной квалификационной работы:
1. Анализ литературы, с помощью которого мы узнали сущность метода кейс-стади, историю его появления, назначение, подходы различных авторов по использованию данного метода в образовательном процессе.
2. Классификация применялась при характеристике видов и типов кейсов, которые были классифицированы по различным признакам.
3. Синтез, который позволил нам обобщить проанализированную информацию.
4. Сравнение, дало нам возможность сопоставить предлагаемые определения понятия кейс-стади, методические рекомендации по разработке и использованию кейс-стади, различные структуры кейса.
Наиболее полно данную тему в своих работах рассматривали авторы такие как:
Стрекалова Н.Д. и Беляков В.Г. в практическом руководстве «Разработка и применение учебных кейсов» рассматривают сущность кейс-метода и виды кейсов, описывают методических рекомендаций для преподавателей по работе с кейсами, а также организации работы с ними в студенческой аудитории .
В пособии «Инновационные методы обучения: особенности кейс-стади метода и пути его практического использования» Юлдашев З.Ю. и Бобохужаев Ш.И предлагают различные варианты проведения учебных занятий с использованием кейс-метода, раскрывают цели, которые преследует данный метод, формат проведения занятий, типы кейсов, а также этапы подготовки и проведения занятий .
В статье «Технологии формирования профессиональных компетенций» Логачева А.Г. и Голованова И.И. делают обзор образовательных технологий, применяемых при формировании профессиональных компетенций студентов. Раскрывают технологии формализованных образовательных ситуаций, технология решения профессионально-ориентированных задач (заданный подход) и кейс-технологию .
В книге Поповой С.Ю. (Смолик) и Прониной Е.В. «КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования» описывается метод, активно используемый в современной образовательной деятельности - кейс-стади, который опирается на решение конкретных задач - ситуаций. Так же рассмотрена история возникновения метода, принципы создания кейса, виды кейсов и методика их решения. Представлены примеры кейсов, разработанные практиками для использования в разных сферах образовательной деятельности .
В пособии «Организация активных и интерактивных форм проведения занятий» Фарафонтова И.А. и Павлова С.А. раскрывают особенности активного и интерактивного обучения, рассматривают виды активных и интерактивных методов обучения, приводят основные требования к организации и проведению занятий в активной и интерактивной форме.
В книге «Ситуационный анализ или анатомия кейса» Сурмин Ю.П. и Сидоренко А.И. раскрывают подробное и всестороннее анатомирование метода, рассмотрение его многообразных структур, срезов и технологий .
Темина С.Ю. и Андриади И.П. в своей книге «Кейс-метод в педагогическом образовании. Тематический сборник кейсов» рассматривают историю появления, дидактические основы и технологию применения кейс- метода (метода анализа конкретных ситуаций) в образовании. В книге представлено тридцать кейсов, ранжированных по тематическим рубрикам и разработанных на основе реальных событий педагогической практики.
В статье «Кейс-стади как метод педагогического исследования» Сорокина Н.В. рассматривает особенности кейс-стади как метода научного исследования, возможности и ограничения его использования в педагогических исследованиях.
Структура выпускной квалификационной работы строится в соответствии с поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы (включая методические рекомендаций для разработки кейс-стади и их использованию, а также кейс-стади для формирования общих и профессиональных компетенций у специалистов в области документоведения и архивоведения), заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложение.
Современное состояние подготовки компетентного специалиста предполагает развитие у обучающихся таких способностей как умение делать выбор из множества альтернатив, видеть диапазон возможных вариантов, прогнозировать последствия выбора того или иного варианта решения, владеть способностью к исследовательской деятельности, к профессионально-педагогической рефлексии, где важную роль играюбдт интерактивные методы обучения.
Сегодня одним из ведущих активных методов обучения можно выделить метод конкретных ситуаций - кейс-стади. Он находит широкое применение во многих учебных дисциплинах, например, в педагогике, психологии, социологии и других социально-гуманитарных дисциплинах.
Будучи интерактивным методом обучения, метод кейс-стади завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Он воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
Опыт написания кейсов невелик, банк кейсов еще предстоит формировать. Однако очевидно, что решение кейсов значительно расширяет возможности формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов различных областей.
Данная тема является актуальной на сегодняшний день. Актуальность обуславливается практико-ориентированным профессиональным образованием, данный метод позволяет ориентироваться на реальные жизненные ситуации, с которыми обучающиеся могут столкнуться в своей профессиональной деятельности. Тем самым происходит адаптация к профессиональной практической деятельности, что позволяет сформировать профессиональную мобильность, компетентность и принимать верное решение при любой сложившейся ситуации.
Объектом исследования является кейс-метод.
Предметом исследования является кейс-стади для формирования общих и профессиональных компетенций у специалистов в области документоведения и архивоведения.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка кейс- стади для формирования общих и профессиональных компетенций у специалистов в области документоведения и архивоведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему исследования в теории и практике профессионального образования
2. Изучить основные подходы к разработке кейс-стади
3. Разработать методические рекомендации для разработки кейс-стади и по организации работы с ними
4. Разработать сборник кейс-стади для подготовки специалистов в области документоведения и архивоведения
Методы, используемые при написании выпускной квалификационной работы:
1. Анализ литературы, с помощью которого мы узнали сущность метода кейс-стади, историю его появления, назначение, подходы различных авторов по использованию данного метода в образовательном процессе.
2. Классификация применялась при характеристике видов и типов кейсов, которые были классифицированы по различным признакам.
3. Синтез, который позволил нам обобщить проанализированную информацию.
4. Сравнение, дало нам возможность сопоставить предлагаемые определения понятия кейс-стади, методические рекомендации по разработке и использованию кейс-стади, различные структуры кейса.
Наиболее полно данную тему в своих работах рассматривали авторы такие как:
Стрекалова Н.Д. и Беляков В.Г. в практическом руководстве «Разработка и применение учебных кейсов» рассматривают сущность кейс-метода и виды кейсов, описывают методических рекомендаций для преподавателей по работе с кейсами, а также организации работы с ними в студенческой аудитории .
В пособии «Инновационные методы обучения: особенности кейс-стади метода и пути его практического использования» Юлдашев З.Ю. и Бобохужаев Ш.И предлагают различные варианты проведения учебных занятий с использованием кейс-метода, раскрывают цели, которые преследует данный метод, формат проведения занятий, типы кейсов, а также этапы подготовки и проведения занятий .
В статье «Технологии формирования профессиональных компетенций» Логачева А.Г. и Голованова И.И. делают обзор образовательных технологий, применяемых при формировании профессиональных компетенций студентов. Раскрывают технологии формализованных образовательных ситуаций, технология решения профессионально-ориентированных задач (заданный подход) и кейс-технологию .
В книге Поповой С.Ю. (Смолик) и Прониной Е.В. «КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования» описывается метод, активно используемый в современной образовательной деятельности - кейс-стади, который опирается на решение конкретных задач - ситуаций. Так же рассмотрена история возникновения метода, принципы создания кейса, виды кейсов и методика их решения. Представлены примеры кейсов, разработанные практиками для использования в разных сферах образовательной деятельности .
В пособии «Организация активных и интерактивных форм проведения занятий» Фарафонтова И.А. и Павлова С.А. раскрывают особенности активного и интерактивного обучения, рассматривают виды активных и интерактивных методов обучения, приводят основные требования к организации и проведению занятий в активной и интерактивной форме.
В книге «Ситуационный анализ или анатомия кейса» Сурмин Ю.П. и Сидоренко А.И. раскрывают подробное и всестороннее анатомирование метода, рассмотрение его многообразных структур, срезов и технологий .
Темина С.Ю. и Андриади И.П. в своей книге «Кейс-метод в педагогическом образовании. Тематический сборник кейсов» рассматривают историю появления, дидактические основы и технологию применения кейс- метода (метода анализа конкретных ситуаций) в образовании. В книге представлено тридцать кейсов, ранжированных по тематическим рубрикам и разработанных на основе реальных событий педагогической практики.
В статье «Кейс-стади как метод педагогического исследования» Сорокина Н.В. рассматривает особенности кейс-стади как метода научного исследования, возможности и ограничения его использования в педагогических исследованиях.
Структура выпускной квалификационной работы строится в соответствии с поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы (включая методические рекомендаций для разработки кейс-стади и их использованию, а также кейс-стади для формирования общих и профессиональных компетенций у специалистов в области документоведения и архивоведения), заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложение.
На сегодняшний день в образовании необходимо применение инновационных образовательных технологий с целью подготовки грамотного специалиста. Такой специалист должен обладать рядом общих и профессиональных компетенций, он должен владеть не только теоретической базой, но и быть адаптированным к профессиональной практической среде. Одним из таких методов сегодня является метод конкретных ситуаций - кейс- стади. Главная сущность метода заключается в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. В качестве учебной задачи участникам предлагают ее проанализировать и предложить свое решение. Предлагаемые студентами решения могут быть оценены по степени эффективности, по степени риска, по обоснованности решения, по затратам ресурсов, но при этом самые разные решения будут правильными, соответствующие заданию. Данный метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучаемого и обучающего. Однако, в настоящее время, использование кейс- метода не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стади используется как исследовательская методика.
В России данный метод начал внедрятся относительно недавно, в 70-е годы прошлого века в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, поэтому база готовых кейсов мала. Происходит быстрое распространение метода в образовании, но при этом возникают и определённые трудности. Прежде всего, они связаны с поверхностным отношением преподавателей к методологической основе метода. Часто возникают ситуации, когда под использованием метода кейс-стади подразумевается привнесение в учебный процесс «псевдо» ситуаций, так называемых примеров из жизни, а образовательная дискуссия подменяется разговором про жизнь. В тоже время, кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности преподавателя, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.
Использование кейс-метода представляет собой сложный процесс, в котором значительную роль играет уровень подготовленности педагога и обучающихся к деятельности в таком режиме. В процессе работы кейс-стади развивают умение: анализировать и устанавливать проблему, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию, общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.
Метод кейс-стади можно использовать как для закрепления изученного ранее учебного материала, так и для усвоения нового. Следует отметить, что использование кейс-метода эффективнее будет применять на занятиях контроля, так как это позволит студентам продемонстрировать не только уровень сформированных знаний, но и уровень компетентности, что делает использование этого метода еще более ценным и актуальным. Использование кейс-метода как средства контроля состоит в том, что обучающиеся добиваются целей в ходе учебного процесса. Со временем обучающиеся приходят к тому, что пользоваться должны только своими знаниями. Начинают изучать больший объем материала, заниматься самостоятельно. Таким образом, мы можем сказать о том, что кейс-метод вызывает мотивацию достижения.
Изучив литературу по данной теме, мы выявили разные методы и способы разработки и составления кейс-стади. Методика составления кейс- стади у каждого автора своя, но у большинства имеет схожую структуру. В выпускной квалификационной работе были рассмотрены различные возможные структуры кейс-стади и методы их составления. Описана сущность метода, главная цель, представлена классификация кейсов по различным признакам.
На основании проанализированных работ различных авторов нами была составлена и предложена альтернативная методика для разработки кейс-стади при подготовке специалистов в области документоведения и архивоведения. Она призвана облегчить работу авторам по созданию кейс-стади, и носит рекомендательный характер. По данной методике был составлен сборник кейс- стади для подготовки специалистов в области «Документоведение и архивоведение». Кейс-стади направлены на повышение общих и профессиональных компетенций, учат находить, принимать решения в нестандартных ситуациях и нести ответственность за них, что позволит обучающимся стать грамотными специалистами, способными быстро адаптироваться к рабочей среде. Вторая глава так же включает в себя методические рекомендации по организации работы с кейс-стади. Они поэтапно раскрывают план построения учебного занятия с использованием метода кейс-стади.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что цели, задачи данной выпускной квалификационной работы были достигнуты в полном объеме.
В России данный метод начал внедрятся относительно недавно, в 70-е годы прошлого века в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, поэтому база готовых кейсов мала. Происходит быстрое распространение метода в образовании, но при этом возникают и определённые трудности. Прежде всего, они связаны с поверхностным отношением преподавателей к методологической основе метода. Часто возникают ситуации, когда под использованием метода кейс-стади подразумевается привнесение в учебный процесс «псевдо» ситуаций, так называемых примеров из жизни, а образовательная дискуссия подменяется разговором про жизнь. В тоже время, кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности преподавателя, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.
Использование кейс-метода представляет собой сложный процесс, в котором значительную роль играет уровень подготовленности педагога и обучающихся к деятельности в таком режиме. В процессе работы кейс-стади развивают умение: анализировать и устанавливать проблему, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию, общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.
Метод кейс-стади можно использовать как для закрепления изученного ранее учебного материала, так и для усвоения нового. Следует отметить, что использование кейс-метода эффективнее будет применять на занятиях контроля, так как это позволит студентам продемонстрировать не только уровень сформированных знаний, но и уровень компетентности, что делает использование этого метода еще более ценным и актуальным. Использование кейс-метода как средства контроля состоит в том, что обучающиеся добиваются целей в ходе учебного процесса. Со временем обучающиеся приходят к тому, что пользоваться должны только своими знаниями. Начинают изучать больший объем материала, заниматься самостоятельно. Таким образом, мы можем сказать о том, что кейс-метод вызывает мотивацию достижения.
Изучив литературу по данной теме, мы выявили разные методы и способы разработки и составления кейс-стади. Методика составления кейс- стади у каждого автора своя, но у большинства имеет схожую структуру. В выпускной квалификационной работе были рассмотрены различные возможные структуры кейс-стади и методы их составления. Описана сущность метода, главная цель, представлена классификация кейсов по различным признакам.
На основании проанализированных работ различных авторов нами была составлена и предложена альтернативная методика для разработки кейс-стади при подготовке специалистов в области документоведения и архивоведения. Она призвана облегчить работу авторам по созданию кейс-стади, и носит рекомендательный характер. По данной методике был составлен сборник кейс- стади для подготовки специалистов в области «Документоведение и архивоведение». Кейс-стади направлены на повышение общих и профессиональных компетенций, учат находить, принимать решения в нестандартных ситуациях и нести ответственность за них, что позволит обучающимся стать грамотными специалистами, способными быстро адаптироваться к рабочей среде. Вторая глава так же включает в себя методические рекомендации по организации работы с кейс-стади. Они поэтапно раскрывают план построения учебного занятия с использованием метода кейс-стади.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что цели, задачи данной выпускной квалификационной работы были достигнуты в полном объеме.



