Актуальность исследования. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (статья 779 ГК РФ).
Правила главы 39 ГК РФ призваны регулировать обширный, неограниченный перечень услуг и применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам:
- подряда;
- выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
- перевозки;
- транспортной экспедиции;
- банковского вклада;
- банковского счета;
- расчетов;
- хранения;
- поручения;
- комиссии;
- доверительного управления имуществом.
Цель исследования – выявить общие черты и особенности договоров фактического оказания услуг.
Деление услуг на фактические и юридические известно еще дореволюционному русскому гражданскому праву. В.О. Нерсесов, автор авторитетной монографии «Представительство и ценные бумаги в гражданском праве» отделяет юридические услуги (юридический характер деятельности представителя) от фактических услуг, фактического соучастия и т.д.
На практике, конечно, редко встречаются договора, которые в качестве предмета выделяют исключительно юридические услуги. Представителю наряду с юридическими, приходится совершать определенные фактические, предметные действия, однако это не меняет природы обязательства. Видовая сущность каждого договора определяется его основной целью, а не сопутствующими моментами. Поскольку выполнение одних лишь фактических действий не обеспечивает достижение цели представительства, то основным в нем приходится признавать юридические обязанности поверенного.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, № 5, ст. 410.
2. Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг: Учеб. пособие. Челябинск, 2002. – 211 с.
3. Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг. Набереж. Челны: изд-во Камс. гос. политехн. ин-та, 2003. – 219 с.
4. Ситдикова Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России. М., 2008. – 199 с.
5. Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав. М., 2005. – 311 с.
6. Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002. – 201 с.
7. Ситдикова Л.Б. Проблемы определения содержания круга существенных условий в договоре возмездного оказания информационных услуг // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 7.