Аннотация
Введение 5
1 Теоретические основы разработки электронного учебного пособия 8
1.1 Информационная безопасность в электронной коммерции 8
1.2 Анализ рабочей программы дисциплины 11
1.3 Анализ литературы и интернет-источников по теме «Информационная
безопасность в сфере электронной коммерции» 15
1.4 Анализ литературных и интернет-источников, посвященных
технологии разработки электронных учебных пособий 21
1.5 Рекомендации по созданию и разработке электронного учебного
пособия 23
1.6 Обзор аналогичных электронных учебных пособий 26
1.7 Обоснование выбора средств разработки электронного учебного
пособия 30
1.8 Выводы по главе 32
2 Описание электронного учебного пособия «Информационная безопасность
в сфере электронной коммерции» 34
2.1 Педагогический адрес 34
2.2 Структура электронного учебного пособия 34
2.3 Интерфейс электронного учебного пособия 36
2.4 Описание разделов электронного учебного пособия 43
2.5 Рекомендации по работе с электронным учебным пособием 48
2.6 Результаты апробации 49
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение 58
Без информационных технологий сложно представить современную жизнь. Они повсюду вокруг нас: на работе, дома, на улице. Информационные технологии не стоят на одном месте, и как все в нашем мире, движутся вперед, развиваясь и самосовершенствуясь.
Только недавно сеть Интернет использовалась только для обмена почтовыми сообщениями и передачей разнообразных файлов. Сегодня же Интернет может рассматриваться как огромный рынок, способный охватить в потенциале практически все население Земли.
В последнее время в мире бурно развивается электронная коммерция в сети Интернет. Естественно, что этот процесс осуществляется при непосредственном участии кредитно-финансовых организаций. И этот способ торговли становится все более популярным, по крайней мере там, где новым электронным рынком можно воспользоваться значительной части предприятий и населения.
Благодаря росту популярности Интернета большие и малые фирмы в своей деятельности используют возможности электронной коммерции. Частные лица также прибегают к услугам электронной коммерции при осуществлении покупок. Развитие электронной коммерции и распространение Интернета упрощает процесс заимствования, кредитования, аренды, обмена товарами и услугами.
Но и в этом случае есть свои недостатки. За рубежом, где наиболее широко развивается электронная коммерция, сделки или стоимость товаров часто ограничиваются небольшой величиной. Это объясняется недостаточным решением проблем информационной безопасности. По оценке Комитета Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и борьбе с ней, компьютерная преступность вышла на уровень одной из международных проблем. В США этот вид преступной деятельности по доходности занимает третье место после торговли оружием и наркотиками.
В настоящее же время актуально изучение того, как сохранность и обеспечение безопасности влияют на электронную коммерцию. Так как без использования возможностей электронной коммерции экономика любого отдельно взятого предприятия и всей страны в целом сегодня просто трудно представима, а также того, что постоянное совершенствование техники, условий и организации труда приводит к усложнению трудовых функций работников и росту экономической значимости результатов их деятельности, от которых зависит качество работы, то существует потребность подготовки в ВУЗах специалистов, умеющих правильно и своевременно оценить степень угрозы ,а также сделать все возможное для пресечения опасности на корню.
Электронная коммерция и информационные системы постоянно развиваются, что вызывает необходимость модернизации учебных материалов необходимых для формирования актуальных знаний и умений и в плане их содержательной составляющей, и в плане используемых средств и методов обучения. Обучать Информационной безопасности в электронной коммерции необходимо с помощью современных средств обучения. К числу таких средств можно отнести электронные учебные пособия.
Электронное учебное пособие (ЭУП) может быть использовано как при очном и заочном обучении, так и для самостоятельной работы и дистанционного образования. Электронное учебное пособие становится полезным помощником для преподавателя как при предоставлении нового учебного материала, так и при проверке знаний обучающихся.
В учебном плане направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика включена дисциплина по выбору студента «Электронная коммерция». Для её изучения требуются средства обучения, которые необходимо постоянно актуализировать, развивать и дорабатывать. Таким средством может стать электронное учебное пособие, у которого легче обеспечить высокую степень актуальности представляемого материала, взаимосвязь различных компонентов, возможность его дополнения и развития. Электронное учебное пособие так же имеет высокую комплексность и интерактивность, тем самым делает учебный процесс для обучающегося более увлекательным, ярким и в конечном итоге более продуктивным и запоминающимся.
Объектом исследования является процесс обучения студентов направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика профиля «Прикладная информатика в экономике» разделу «Информационная безопасность в сфере электронной коммерции» дисциплины «Электронная коммерция».....
Электронные образовательные ресурсы позволяют дополнить и развивать курс обучения разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для обучаемых.
Высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курсов, комплексность и интерактивность делают электронные учебные пособия полезными как для обучающего, так и для обучаемого.
Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей процесс обучения становится более эффективным и вовлекающим.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. На первом этапе был проведен анализ рабочей программы дисциплины «Информационные технологии в экономике», литературы и интернет- источников по данной теме, который позволил отобрать и структурировать необходимый для создания ЭУП материал.
Был проведен анализ литературы и интернет-источников с целью выделения требований, предъявляемых к электронным учебным пособиям и технологиям их разработки.
2. С учетом выявленных требований была разработана структура электронного учебного пособия.
В состав пособия включены следующие компоненты:
• стартовая страница;
• аннотация;
• рекомендации по использованию;
• введение;
• теория;
• лабораторный практикум;
• контроль;
• дополнительные материалы.
3. Для реализации ЭУП, создания удобного интуитивно понятного интерфейса были реализованы следующие действия:
• установка веб-сервера Apache;
• установка PHP и его компонентов;
• установка системы управления базами данных MySQL.
4. Отобран и структурирован теоретический материал, который представлен в теоретическом блоке пособия, снабженный иллюстрациями.
5. Разработаны лабораторные работы, медиа материалы и средства контроля.
6. Учебное пособие реализовано в электронном виде и разработано при помощи новейшей версии виртуальной обучающей среды «Moodle 3.5» и может работать в любом современном браузере.
1. Алексунин В.А. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://refdb.ru/look/1571893.html (дата обращения: 07.05.2018).
2. Балабанов И.Т. Электронная коммерция: Учебник для вузов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/245810/ (дата обращения: 08.05.2018).
3. Бриденко И.И. Основы разработки электронных учебных пособий [Текст] / И.И.Бриденко. — Москва: Лань, 2016. — 144 с.
4. Гаврилова Л.П. Электронная коммерция Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст] / Л.П Гаврилова. —Москва: Юрайт 2018. — 363 c.
5. Голдовский И. Безопасность платежей в Интернете [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docplayer.ru/29355566-I-goldovskiy- bezopasnost-platezhey-v-internete.html (дата обращения: 02.05.2018).
6. Горелик С.Л. «Информационная безопасность в системах электронных услуг» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22285544 (дата обращения: 20.05.2018).
7. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200053103 (дата обращения: 03.04.2018).
8. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные техноло
гии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс]. — Режим доступа
http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения: 03.04.2018).
9. ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200032010 (дата обращения: 02.04.2018).
10. ГОСТ Р ИСО 9241-8-2007 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document /1200064120 (дата обращения: 03.04.2018).
11. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 Информационная технология (ИТ). Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование [Электронный ресурс — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document /1200025075 (дата обращения: 03.04.2018).
12. «ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 — Информационная технология — Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности — Требования». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://internet-law.ru/gosts/gost/5736/ (дата обращения: 03.04.2018).
13. Дёмина А.В. Электронный бизнес. [Текст] / А.В Дёмина. — Саратов, Оптимус, 2015. — 176 с.
14. Джерк Н. Разработка приложений для электронной коммерции
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://amwwc.dplab-
msk.ru/detskie/razrabotka-prilojeniy-dlya-elektronnoy-kommertsii-cd-rom-n- djerk.php (дата обращения: 03.05.2018).
15. Дшхунян В.Л. Электронная идентификация. [Текст] / В.Л Дшхунян; В.Ф. Шальгин. — Москва: АСТ, 2013. — 376 с....40