Аннотация
Введение 5
1 Особенности разработки обучающих видеокурсов 7
1.1 Проблемы разработки обучающих видеоматериалов 7
1.1.1 Требования, предъявляемые к обучающим видеоматериалам 7
1.1.2 Особенности использования обучающих видеоматериалов 16
1.1.3 Форматы существующих видеокурсов 18
1.2 Анализ учебно-нормативной документации направления подготовки
09.03.02 Информационные системы и технологии 24
1.2.1 Анализ Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования и учебного плана направления подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии профиля «Информационные технологии в медиаиндустрии» 24
1.2.2 Анализ рабочей программы дисциплины «3И-моделирование в
медиаиндустрии» 26
1.3 Отбор содержания видеокурсов 28
1.4 Выбор средств и технологии для реализации обучающего видеокурса
по дисциплине «3И-моделирование в медиаиндустрии» 31
1.4.1 Технология скринкастинга, ее достоинства и недостатки и
возможности использования в педагогическом процессе 31
1.4.2 Анализ и выбор средств реализации обучающего видеокурса 33
2 Проектирование структуры и содержания обучающего видеокурса по дисциплине «3В-моделирование в медиаиндустрии» 39
2.1 Цель и назначение видеокурса «Основы работы в трехмерном
графическом редакторе Blender» по дисциплине «3И-моделирование в медиаиндустрии» 39
2.2 Жизненный цикл создания видеокурса по дисциплине «3D-
моделирование в медиаиндустрии» 39
2.3 Создание видеокурса «Основы работы в трехмерном графическом редакторе Blender» 41
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение 63
Вопросы повышения качества профессионального образования получили новые возможности решения с развитием информационнокоммуникационных компьютерных технологий и электронного образования, с созданием и внедрением в учебную практику электронных учебных видеокурсов.
Актуальность создания и использования обучающих видеокурсов обусловлена потребностью в разработке новых подходов и совершенствовании существующих методических основ для повышения качества обучения студентов.
Обучающие видеоматериалы приобретают все большую популярность, благодаря своей высокой эффективности. Обучающимся предоставляется отличная возможность непосредственно наблюдать за определенным научным процессом, ведь невозможно представить ни один сложный производственный процесс, который не нуждался бы в детальных и наглядных пояснениях высококвалифицированного специалиста.
Одной из приоритетных задач современного образования является подготовка высококвалифицированных педагогов профессионального обучения использованию средств компьютерной графики в своей будущей профессиональной деятельности, что осуществляется не только на дисциплинах общетехнического модуля, и на дисциплинах по выбору, одной из которых является дисциплина «SD-моделирование в медиаиндустрии», которая призвана заложить основы компьютерной графики и моделирования для корректирования изображений, проектирования средств обучения и разработки обучающих ресурсов. Однако использование только методических пособий и практикумов не эффективно, так как для лучшего восприятия и понимания принципов работы программы необходим наглядный пример с объяснениями, поэтому для формирования готовности к использованию средств компьютерной графики целесообразно разработать комплекс обучающих видеоматериалов, которые позволят увеличить эффективность освоения обучающимися учебной дисциплины «SD-моделирование в медиаиндустрии».
Объект исследования — процесс обучения студентов направления подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии профиля «Информационные технологии в медиаиндустрии».
Предмет исследования — учебно-методические материалы для изучения дисциплины «3D-моделирование в медиаиндустрии».
Цель выпускной квалификационной работы — создать обучающий видеокурс с дидактическими материалами «Основы работы в трехмерном графическом редакторе Blender» по дисциплине «3D-моделирование в медиаиндустрии».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и интернет-источники по разработке обучающих видеокурсов с целью выявления требований, предъявляемых к их структуре и содержанию.
2. Выбрать средства реализации обучающего видеокурса.
3. Разработать сценарии видеоуроков по теме «Основы работы в трехмерном графическом редакторе Blender».
4. Разработать видеокурс «Основы работы в трехмерном графическом редакторе Blender» для дисциплины «3D-моделирование в медиаиндустрии».
5. Разработать дидактические материалы к видеокурсу.
Информационные технологии развиваются с высокой скоростью, что способствует их широкому применению в сфере образования. Видеокурсы набирают все большую популярность с каждым днем, предоставляя обучающимся возможности обучения в любое время, независимо от преподавателя и в удобном темпе, для эффективного освоения дисциплины.
В рамках выпускной квалификационной работы был разработан обучающий видеокурс «Основы работы в трехмерном графическом редакторе Blender» с дидактическими материалами для направления подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии профиля «Информационные технологии в медиаиндустрии». Видеокурс включает в себя семь образовательных видеороликов. Для каждого видеоролика разработана шпаргалка с теоретической частью, задание для закрепления полученных знаний, чек-лист обучающегося для эффективного усвоения информации студентами и чек-лист преподавателя с требованиями к выполненным работам студентов для оценивания.
Был проведен анализ ФГОС ВО направления подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии, учебного плана профиля «Информационные технологии в медиаиндустрии», рабочей программы дисциплины «SD-моделирование в медиаиндустрии», а также уже существующих видеокурсов по дисциплине «3D-моделирование в медиаиндустрии».
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были разработаны:
• сценарий видеокурса «Основы работы в трехмерном графическом редакторе Blender»;
• семь обучающих видеороликов;
• шпаргалка для каждого видеоурока;
• задание с рисунками для каждого видеоурока;
• чек-лист обучающегося для каждого видеоурока;
• чек-лист преподавателя для каждого видеоурока.
При разработке видеокурса были использованы программы:
1. Blender, для создания трехмерной компьютерной графики.
2. Camtasia Studio, для видеозаписи экрана компьютера и монтажа видеороликов.
3. Adobe Illustrator, для создания дизайна шпаргалок, заданий и чек- листов.
4. Sublime Text, для создания оболочки курса на языке гипертекстовой разметки HTML.
При выполнении курсовой работы были решены следующие задачи:
• проанализирована литература и интернет-источники по разработке обучающих видеокурсов с целью выявления требований, предъявляемых к структуре и содержанию обучающих видеокурсов;
• выбраны средства реализации обучающего видеокурса;
• разработаны сценарии видеоуроков по теме «Основы работы в трехмерном графическом редакторе Blender»;
• разработан видеокурс «Основы работы в трехмерном графическом редакторе Blender» для дисциплины «SD-моделирование в медиаиндустрии»;
• разработаны дидактические материалы к видеокурсу.
1. Видеокурсы как вид контента: какие вопросы стоит себе задать, если вы хотите создать видеокурс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://texterra.ru/blog/videokursy-kak-vid-kontenta-kakie-voprosy-stoit-sebe-zada t-esli-vy-khotite-sozdat-videokurs.html (дата обращения: 02.03.2018).
2. Видеркер В. А. Применение технологии скринкастинга в разработке электронных учебных пособий [Текст] / В. А. Видеркер, О. А. Заживнова,
B. В. Романов // Образовательные технологии и общество. — 2013. — № 1. — С. 429-439.
3. Воробьева А. Н. Создание обучающих видеокурсов в системе дистанционного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iedtech.rU/files/journal/2013/4/vorobieva-distance-learning.pdf (дата обращения: 03.03.2018).
4. Гайдамак Е. С. Интерактивные технологии в проведении лекционного занятия в условиях электронного обучения [Текст] / Е. С. Гайдамак,
C. М. Закутская, Г А. Федорова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2017. — № 3. — С. 137-140.
5. Гремучая смесь: секреты бесплатного SD-редактора Blender [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://3dnews.ru/921411 (дата обращения: 03.03.2018).
6. Гуняшова Г. А. Использование видеоматериалов в обучении аудирования на уроке иностранного языка [Текст] / Г. А. Гуняшова // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. — № 2-3. — С. 34-37.
7. Для чего нужна программа Blender. И кому она нужна? Урок № 0 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.programishka.ru /catalog/-show_catalog/36/ (дата обращения: 03.03.2018).
8. Как создать видеокурс (видеоурок) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://blogiseo.ru/poleznoe/kak-sozdat-videokurs.html (дата обращения: 04.03.2018).
9. Ланских С. Ф. Реализация сертификационной подготовки будущих специалистов IT-сферы в рамках учебной дисциплины [Текст] / С. Ф. Ланских // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 6. — С. 74-82.
10. Методические рекомендации при создании видеоуроков по курсу Информатика и ИКТ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-pri-sozdanii-videourokov-po-kurs u-informatika-i-ikt-274685.html (дата обращения: 03.03.2018).
11. Методология разработки курсов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.hups.mil.gov.ua/periodic-app/article/4216/zhups_2015_2_41.pdf (дата обращения: 02.03.2018).
12. Никитин А. А. Многоуровневое интерактивное обучение одаренных обучающихся в системе электронного дистанционного образования [Текст] / А. А. Никитин, А. С. Марковичев, А. А. Пальянов // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2016. — № 1. — С. 79-87.
13. Никитин П. В. Возможности технологии стринкастинг при обучении будущих учителей информатики программированию [Текст] / П. В. Никитин, В. Г. Васильев // Вестник Марийского государственного университета. — 2015. — № 3. — С. 32-36.
14. Пакшина Н. А. Возможности применения видеороликов в учебном процессе [Текст] / Н. А. Пакшина, М. А. Емельянов // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 12-3. — С. 140-143.
15. Панова М. Ф. Новые образовательные технологии в СПО: инновации и эффективность [Текст] / М. Ф. Панова // Инновационные технологии в современном образовании. — 2015. — № 1. — С. 524-534....32