Аннотация
Введение 5
1 Теоретические основы разработки электронного учебного практикума 7
1.1 Теоретические аспекты проектирования электронного учебного
практикума для образовательных организаций среднего профессионального образования 7
1.1.1 Общая характеристика электронного учебного практикума 7
1.1.2 Основные виды электронных образовательных ресурсов,
используемых в учебном процессе 10
1.1.3 Анализ существующих электронных учебных практикумов по
междисциплинарному курсу «Программное обеспечение компьютерных систем» 11
1.2 Технологические требования, предъявляемые к разработке
электронного учебного практикума и средства его реализации 14
1.2.1 Функционал и требования к разрабатываемому электронному
учебному практикуму 14
1.2.2 Анализ и выбор средств реализации электронного учебного
практикума 16
1.3 Педагогический адрес 20
1.3.1 Общая характеристика Уральского технологического колледжа —
филиала «Национального исследовательского ядерного университета «Московского инженерно-физического института» 20
1.3.2 Анализ учебно-программной документации подготовки по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» 21
2 Разработка структуры и интерфейса электронного учебного практикума по
междисциплинарному курсу «Программное обеспечение компьютерных систем» 30
2.1 Интерфейс и структура электронного учебного практикума по
междисциплинарному курсу «Программное обеспечение компьютерных систем» 30
2.2 Описание структуры и интерфейса разделов электронного учебного
практикума по междисциплинарному курсу «Программное обеспечение компьютерных систем» 37
2.4 Апробирование электронного учебного практикума по междисциплинарному курсу «Программное обеспечение компьютерных систем» 50
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение 58
В настоящее время осуществляется модернизация системы образования, что тесно связано с интенсивным проникновением компьютерной техники и информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе в образование. Соответственно изменяется методика применения этих информационных систем для обучения различным учебным предметам, дисциплинам и видам учебной деятельности.
Сегодня невозможно представить деятельность предприятия или фирмы без использования web-технологий, одной из которых является собственный сайт, который необходим как для привлечения новых клиентов, так и для детализации предоставляемых услуг и товаров. Сайт — это наличие различной документации, разнообразие платежных систем и сервисов, поэтому, можно сказать, что сайт является ключевой составляющей коммерческой деятельности организации.
В связи с этим одним из требований к выпускникам специальности «Программирование в компьютерных системах» является наличие навыков разработки web-ресурсов с помощью компьютерных программ или информационных систем, которые используются для организации и обеспечения процесса по совместному созданию и управлению и редактирования сайта.
Многие статистические исследования показывают, что использование и применение обучающих программных продуктов по различным дисциплинам позволяет повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине или междисциплинарному курсу. Известно, что обучающиеся лучше воспринимают зрительную информацию, подкрепленную текстовой, чем электронные обучающие ресурсы и отличаются от традиционных учебных изданий. Однако на сегодняшний день нет качественно разработанного учебно-методического обеспечения для изучения междисциплинарного курса (МДК) «Программное обеспечение компьютерных систем» для обучения студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» Уральского технологического колледжа — филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт» (УрТК НИЯУ МИФИ).
Все вышесказанное, говорит нам о необходимости разработки электронного учебного практикума для изучения технологии web- программирования студентами — будущими разработчиками web- приложений.
Объект исследования — процесс обучения студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» Уральского технологического колледжа — филиала НИЯУ МИФИ
Предмет исследования — учебные материалы по междисциплинарному курсу «Программное обеспечение компьютерных систем».
Цель выпускной квалификационной работы — разработать электронный учебный практикум по междисциплинарному курсу «Программное обеспечение компьютерных систем» для студентов, обучающихся по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу и интернет-источники по разработке электронного учебного практикума.
2. Определить требования, предъявляемые к электронному учебному практикуму и выбрать средства реализации электронного учебного практикума.
3. Проанализировать учебно-программную документацию по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
4. Реализовать структуру и интерфейс электронного учебного практикума по междисциплинарному курсу «Программное обеспечение компьютерных систем» для студентов, обучающихся по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
Современный уровень высшей школы характеризуется глобальной информатизацией образовательного процесса с целью повышения качества профессиональной подготовки специалистов. На первый план выдвигаются вопросы организации самостоятельной работы обучающихся, главная цель которой — расширить и углубить знания, умения и навыки, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности. В традиционной педагогике, при очном обучении, самостоятельная работа включает в себя чаще всего лишь работу с литературой. С использованием информационных технологий возможности организации самостоятельной работы расширяются.
В результате проделанной работы были рассмотрены основные аспекты разработки электронного учебного практикума. Электронный учебный практикум является неотъемлемой частью студентов, так как иногда студент слишком быстро усваивает материал, а практикум помогает ему идти дальше или в случае отставания обучающийся может «догнать» своих одногруппников. Компьютерное образование является необходимым средством, которое дополняет традиционные виды образования.
Целью выпускной квалификационной работы была разработка электронного учебного практикума по МДК.03.04 «Программное обеспечение компьютерных систем» для обучения студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
На первом этапе выполнения выпускной квалификационной работы была проанализирована литература и интернет-источники по разработке электронного учебного практикума для того, чтобы определить требования, предъявляемые к электронному учебному практикуму.
Для отбора содержания электронного учебного практикума, была изучена учебно-программная документация по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
Для реализации интерфейса электронного учебного практикума была выбрана CMS Joomla!, которая имеет преимущество по сравнению с другими компьютерными программами и информационными системами.
Для проверки корректной работоспособности было проведено апробирование данной электронного учебного практикума в ходе, которого выяснилось, что данный электронный учебный практикум соответствует запросам заказчиков и комфортен для обучающихся.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы был разработан интерфейс и структура электронного учебного практикума по МДК.03.04 «Программное обеспечение компьютерных систем» для обучения студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
1. Власов Д. А. Технические процедуры создания электронного учебника [Текст]: учебник / Д. А. Власов, Л. С. Кузина, В. М. Монахов. — Москва: МЭСИ, 2013. — 118 с.
2. Глоссарии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 24.03.2018).
3. Для тех, кто делает сайты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://htmlbook.ru/ (дата обращения: 19.03.2018).
4. Дронов В. А. HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов [Текст] / В. А. Дронов. — Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2014. — 416 с.
5. Задачи на основы языка PHP [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://theory.phphtml.net/osnovy-yazyka-php-dlya-novichkov.html (дата обращения: 19.03.2018).
6. Из опыта создания электронных учебников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ido.rudn.rU/vestnik/2009/2009_1/3.pdf (дата обращения: 21.04.2018).
7. Интерфейс — что это такое? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://chto-eto-takoe.ru/interface (дата обращения: 01.04.2018).
8. Исаченко О. В. Программное обеспечение компьютерных сетей [Текст] / О. В. Исаченко. — Москва: ИНФРА-М, 2014. — 117 с.
9. Как начать изучать PHP [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://php720.com/lesson/49 (дата обращения: 24.03.2018).
10. Какую CMS выбрать? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lifehacker.ru/kakuyu-cms-vybrat-dlya-sajta-sravnenie-wordpress-joomla-i- drupal/ (дата обращения: 19.03.2018).
11. Колисниченко Д. Н. Самоучитель Joomla! [Текст] / Д. Н. Колисниченко. — Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2015. — 224 с.
12. Критерии оценивания. Справка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://help.blackboard.com/ru-ru/Learn/Instructor/Grade/Rubrics (дата обращения: 19.03.2018).
13. Модель электронного учебного курса как средства организации самостоятельной подготовки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-elektr-ucheb-kursa (дата обращения: 22.01.2018).
14. Официальный сайт CMS Joomla! [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.joomla.org/ (дата обращения: 19.03.2018).
15. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/ (дата обращения: 20.03.2018)....35