Аннотация
Введение 7 1 Теоретический аспект применения стандартов в образовании в России .... 12
1.1 Исторические аспекты становления профессиональных стандартов . 12
1.2 Профессиональные стандарты: принципы формирования,
используемые методики 23
1.3 Описание Федеральных государственных образовательных стандартов 27
1.4 Принципы формирования образовательных программ 32
1.5 Характеристика уровней квалификации 34
Выводы по первой главе 43
2 Описание Формирования дополнительных компетенций бакалавра в соответсвии с профессиональными стандартами 45
2.1 Сравнительный анализ образовательного стандарта и профессиональных стандартов 45
2.1.1 Характеристика образовательного стандарта 45
2.1.2 Сравнение образовательного стандарта с профессиональным
стандартом «Специалист по информационным системам» 55
2.1.3 Сравнение образовательного стандарта с профессиональным
стандартом «Специалист по интеграции прикладных решений» 61
2.1.4 Сравнение образовательного стандарта с профессиональным
стандартом «Системный аналитик» 63
2.2 Формирование переговорной компетенции 65
2.3 Формирование аналитической компетенции 67
2.4 Представление результатов 68
2.4.1 Описание электронного ресурса 68
2.4.2 Управление контент-блоком 69
2.4.3 Содержание контент-блока 70
2.5 Апробация 77
Выводы по второй главе 81
Заключение 82
Список использованных источников 84
Приложение А 94
Приложение Б 96
Приложение В 103
Всеобщая информатизация общества плотно укоренилась в настоящее время. На сегодняшний день, с помощью смартфона можно: отправлять электронную почту, заказывать еду с доставкой, совершать видео-звонки, следить за своей физической активностью и т.д. Данные функции, возможно, реализовывать только с разработкой программного обеспечения (информационных систем). Для этого создаются различные компании и корпорации, способные обеспечить потребности современных пользователей. Понятно, что компании стоящие на передовой линии разработки должны быть обеспеченны качественными рабочими кадрами. В свою очередь система образования пытается соответствовать современным требованиям и установить тесное сотрудничество с работодателями.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» говорит о необходимости создания единого образовательного пространства на всей территории страны [25]. Для выполнения данного требования необходимо создавать и совершенствовать Федеральные государственные образовательные стандарты, в которые включены требования к уровню подготовки выпускников по различным направлениям подготовки. Единые требования к выпускникам способствуют получать качественное образование, не зависимо от учебного заведения.
Так же Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предписывает формировать федеральные государственные стандарты профессионального образования на основе профессиональных стандартов (при наличии) [25].
Всеобъемлющее внедрение профессиональных стандартов открывают новые горизонты в области исследования стандартизации образования.
В связи с этим не возможно не воспринимать профессиональные стандарты. Поэтому необходимо учитывать их требования в разработке образовательных программ.
Исходя из вышесказанного, актуальность исследования на социальнопедагогическом уровне обусловлена наличием социального заказа общества на выпускников, способных соответствовать актуальному уровню требований работодателей.
На научно-теоретическом уровне актуальность обусловлена не разработанностью теоретических подходов применения профессиональных стандартов в образовании.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется отсутствием учебных материалов позволяющих сформировать дополнительных компетенции бакалавров на основе профессиональных стандартов в области информатики и вычислительной техники.
Ключевые понятия исследования:
Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации....
Стандартизация профессиональной деятельности в Российской Федерации пока что носит рекомендательный характер. Это обусловлено не проработанностью данного вопроса. Но законотворческий процесс не останавливается на месте и медленно движется в область повсеместного применения профессиональных стандартов. Так же выпускаются поправки в трудовой кодек.
Создание профессиональных стандартов является устойчивой тенденцией в профильных сообществах. Работодатели желают видеть на своих рабочих местах квалифицированных специалистов, способных решать необходимые задачи. С каждым годом вовлеченность компаний в процесс создания профессиональных стандартов возрастает.
Уже сегодня все больше профильных сообществ подключается к разработке профессиональных стандартов, а компании входящие в состав данных сообщество применяют профессиональных стандарты.
Но все при проведении сравнительного анализа находятся расхождения между образовательными и профессиональными стандартами.
Обязательное внедрение профессиональных стандартов, позволит образовательным организациям готовить выпускников соответствующим конкретному набору трудовых функций.
При всех видимых преимуществах профессиональных стандартов, на их актуализацию требуется значительные объемы ресурсов, как финансовых, так и человеческих.
В данной работе, исходя из цели — выявить трудовые функции профессиональных стандартов не обеспеченные образовательным стандартом и разработать учебные материалы позволяющие формировать дополнительные компетенции бакалавров, были поставлены и решены следующие задачи:
• проанализирован федеральный государственный образовательный стандарт и профессиональные стандарты;
• с целью выявления трудовых функций проведен сравнительный анализ профессиональных и образовательного стандартов;
• разработаны учебные модули, позволяющие формировать дополнительные компетенции на основе профессиональных стандартов;
• проведена апробация.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Анализ состояния исследуемой проблемы позволил выявить, что применения профессиональных стандартов является стратегическим направлением.
2. Сравнение трудовых функций профессиональных стандартов и профессиональных компетенций образовательного стандарта, позволило, выявить расхождения в подготовке специалистов.
3. Формирование дополнительных компетенций, расширяет возможности выпускника и позволяет соответствовать профессиональным стандартам.
Основные положения и выводы, содержащиеся в работе, дают основание считать, что задачи настоящего исследования решены, гипотеза подтверждена. Результаты исследования позволяют утверждать, что выполненная работа имеет научную и практическую значимость.
Проведенное исследование показало значимость полученных результатов для образовательного процесса. Настоящее исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы, но может служить концептуальной и теоретической основой для дальнейшего научного поиска.
1. Анцупов А. Я. Словарь конфликтолога [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И Шипилов. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 526 с.
2. Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.apkit.ru/ (дата обращения: 11.06.2018).
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект [Текст] / Ю. К. Бабанский. — Москва: Педагогика, 1977. — 254 с.
4. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие [Текст] / Н. В. Басова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 416 с.
5. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2010. — № 10. — С. 8-14.
6. Брану Э. Изучаем JavaScript. Руководство по созданию современных веб-сайтов. [Текст] / Э. Браун. — Москва: Альфа-книга, 2017. — 368 с.
7. Бухарова Г. Д. Магистерская диссертация: подготовка, оформление, защита [Текст] / Г. Д. Бухарова // Теория и методика профессионального обучения: сборник научных статей. — Минск: РИПО, 2015. — №2. — С. 201-211.
8. Бухарова Г. Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие [Текст]/ Г. Д. Бухарова , Л. Н. Мазаева, М. В. Полякова. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. — 298 с.
9. Давлетчина С. Б. Словарь по конфликтологии [Текст] /
С. Б. Давлетчина. — Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. — 100 с.
10. Дакетт Д. HTML и CSS. Разработка и дизайн веб-сайтов (+CD). [Текст] / Д. Дакетт. — Москва: Эксмо, 2017. — 480 с.
11. Еремина И. И. Формирование информационно-коммуникационной компетенции субъектов образовательного процесса в условиях информационной образовательной среды вуза [Текст] / И. И. Еремина // Педагогика. Психология. — 2012. — № 1. — C. 162-169.
12. Зеер Э. Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетент- ностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / Э. Ф. Зеер // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов. — отв. ред. Ткаченко Е. В., Галагузова М. А. — Москва: «ВЛАДОС», 2007. — Вып. 5. — С. 345-356.
13. Коулз М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. [Текст] / М. Коулз О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева. — Москва: РИО ТК им. А. Н. Коняева, 2009. — 115 с.
14. Мастерская бизнес-анализа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://blog.business-analyst.info/ (дата обращения: 11.06.2018).
15. Матвеева Т. А. Образовательная траектория студента в поле формирования профессиональной компетентности [Текст] / Т. А. Матвеева, Г. Д. Бухарова // Образование и наука. — 2008. — № 2. — С. 81-87....70