Развитие физических качеств у детей среднего школьного возраста средствами каратэ киокушинкай в дополнительном образовании (Российский Государственный Педагогический Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: спортивный клуб “Fudoshin” (г. Санкт-Петербург).
Выборка: 14 спортсменов группы начальной подготовки 1 года обучения возраста 12-13 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования 6
1.1 Характеристика каратэ киокушинкай и его особенности 6
1.2. Особенности возрастного развития детей среднего школьного возраста 13
1.3 Метод круговой тренировки для развития физических качеств в каратэ киокушинкай в дополнительном образовании 16
Глава 2. Методы и организация исследования 19
2.1 Организация исследования 19
2.2 Методы исследования 20
Глава 3. Анализ исследования и их обсуждение 23
3.1 Характеристика экспериментальной методики физических качеств у каратистов (киокушинкай) в дополнительном образовании 23
3.2. Анализ исследования 29
Заключение 36
Список использованной литературы 40
Приложение 43
Актуальность. Современное каратэ вполне справедливо называют искусством. Оно является частью общей физической культуры, оставаясь в то же время грозным оружием, одной из самых эффективных систем рукопашного боя. Обучаясь каратэ, любой человек может овладеть разнообразными приемами нападения и защиты, отточить технику их выполнения. Однако самым важным здесь является воспитание моральных качеств и силы воли. Занятия любым стилем каратэ развивают силу, ловкость, координацию, укрепляют здоровье. При этом они неизбежно приводят к изучению собственно человека во всех его многогранных проявлениях. Положительное влияние каратэ на наши физические и психические качества позволяет рассматривать его не просто как вид спорта или боевых единоборств, но и как систему воспитания, развития гармоничной личности.
Каратэ киокушинкай отличается своим разнообразным и агрессивным стилем ведения боя, вызывающим высокое эмоциональное напряжение у бойцов и оказывающим разностороннее воздействие на их организм. Этот вид единоборств считается одним из самых сложных, где высоко ценятся психологическая устойчивость, физическая подготовка и техническое мастерство спортсменов. Безусловно, физическая форма играет ключевую роль в подготовке каратистов.
Популярность каратэ обусловлено его доступностью. Им, фактически может заниматься любой человек со средним здоровьем, независимо от того какой у тебя возраст и пол. В наше непростое время абсолютно все хотят чувствовать себя в полной безопасности, владеть особыми знаниями и техникой каратэ, дать должный отпор обидчику, даже более сильному человеку. В настоящее время, в каратэ идет поиск оптимальных средств и методов, которые бы больше реализовывали потенциал настоящих и будущих спортсменов.
Метод круговой тренировки представляет собой последовательное выполнение специально подобранных упражнений, оказывающих воздействие на различные группы мышц и функциональные системы путем непрерывной или интенсивной работы.
Круговая тренировка заключается в повторном серийном выполнении нескольких видов физических упражнений, с интервалами отдыха между сериями.
Применение метода круговой тренировки на занятиях по каратэ киокушинкай направлено на эффективное развитие физических качеств, двигательных навыков и умений в ограниченный промежуток времени при строго регулируемой дозировке используемых средств.
Исследование эффективности подбора средств и методов, а также их взаимодействия для улучшения подготовки каратистов при использовании метода круговой тренировки представляет собой актуальную задачу. Этот процесс способен не только улучшить, но и разнообразить тренировочный процесс для учеников, занимающихся карате стиля киокушинкай.
Цель исследования: разработать и обосновать опытно-экспериментальную методику развития физических качеств у детей среднего школьного возраста средствами каратэ киокушинкай в дополнительном образовании.
Объект исследования: процесс развития физических качеств у детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования: формирование физических качеств обучающихся, средствами каратэ киокушинкай с использованием разработанного комплекса упражнений.
Гипотеза исследований: предполагаем, что разработанная методика будет положительно влиять на развитие физических качеств детей среднего школьного возраста средствами каратэ киокушинкай.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю каратэ киокушинкай и его особенности.
2. Изучить особенности возрастного развития детей среднего школьного возраста.
3. Изучить метод круговой тренировки.
4. Разработать методику развития физических качеств для детей среднего школьного возраста средствами каратэ киокушинкай в дополнительном образовании.
5. Провести опытно-экспериментальные исследования методики развития физических качеств у детей среднего школьного возраста средствами каратэ киокушинкай.
Практическая значимость: разработанная методика развития физических качеств у детей среднего школьного возраста, занимающихся карате киокушинкай может быть использована педагогами с целью улучшения эффективности тренировочного процесса.
Каратэ представляет собой систему тренировок, направленную на развитие физических качеств, таких как гибкость, ловкость, выносливость и скорость. Киокушинкай, с другой стороны, это вид единоборства, где для преодоления соперника используются удары руками и ногами, исключая при этом технику бросков.
В России давно укоренился стиль боевых искусств - киокушинкай, который, по сути, является разновидностью кулачного боя и отражает русский национальный характер, связанный с традицией кулачных поединков. Отечественные спортсмены достигли значительных успехов на чемпионатах различных стран и континентов, включая Россию, Японию, Европу, Америку, Африку, а также на мировых соревнованиях, что позволило им занять достойное место наряду с японскими мастерами.
Тренировочные методы в каратэ способствуют всестороннему развитию личности, придавая силу, гибкость, выносливость и отвагу, укрепляя дух и волю. Этот вид единоборства значительно снижает агрессивность у детей и подростков, обеспечивая им не только крепкое здоровье, но и навыки самообороны. После достижения зрелого возраста каратэ помогает молодым людям в период службы в армии, работе в правоохранительных органах, охране и т.д. Особенно популярен стиль киокушинкай среди студентов и представителей различных профессий. Многие предприниматели и бизнесмены продолжают заниматься киокушинкай, находя в нем вдохновение, решимость и волю для успешного выживания в современном бизнес-мире.
Развитие организма происходит неравномерно, как в физическом, так и в психическом аспекте. Ускоренными темпами формируется структура тела, особенно у девочек. Происходит повышение мышечной силы и выносливости. К 14 годам закрепляется окончательное соотношение различных типов мышечных волокон, определяющее скоростные способности человека. Рост конечностей значительно превосходит рост грудной клетки и таза.
Периодически возникает переоценка своих сил. Педагог должен предлагать лишь выполнимые задания, чтобы не навредить организму тренирующегося. Скелет подростка все еще находится в процессе формирования, но становится более прочной. Важно постоянно контролировать осанку, походку.
Исследование проводилось на базе Спортивного клуба «Fudoshin», находящегося по адресу: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 130.
В исследовании приняли участие 14 подростков в возрасте 12-13 лет. Все испытуемые были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы.
Контрольная группа занималась по стандартной программе каратэ киокушинкай, а на занятиях в экспериментальной группе применялись комплексы специальных упражнений с применения кругового метода тренировки в подготовке школьников 12-13 лет.
В ходе исследования комплекс физических упражнений проводился три раза в неделю. Еженедельно, один раз (в субботу), проходили тренировочные занятия по методике круговой тренировки на специально оборудованных "станциях", включающие в себя упражнения общей физической подготовки и упражнения с отягощением. Еще одно занятие в неделю включало в себя кросс и тренировку общей физической подготовки (в воскресенье).
Станцию проходили по три раза и делали отдых между упражнениями - 30 секунд, между станциями – 3 минуты.
Упражнения экспериментального комплекса:
1.Из боевой стойки выполняется удар задней рукой в мешок или лапу, который наносится в течение 30 секунд: сначала в одной стойке, затем в другой. Важно следить за точностью и силой ударов.
2.Из боевой стойки выполняются серии ударов («двойка или тройка») руками, наносящие удары в лапы в течение 30 секунд на каждую позицию. Один набор из двух или трех ударов считается за один цикл.
3. Удар задней рукой, за которым следует удар передней ногой (маваси-гери), также выполняется из боевой стойки в лапы, по 30 секунд на каждую стойку. Одна комбинация (рука + нога) считается за один повтор.
4.Отжимания — это упражнение, включающее упор лежа на горизонтальной поверхности, при котором руки полностью выпрямлены в локтевых суставах, а туловище и ноги выстраиваются в одну линию. При выполнении отжиманий необходимо использовать опору на кулаках. Упражнение засчитывается, когда человек, коснувшись грудью пола, возвращается в исходное положение. Движения в тазобедренных суставах при выполнении отжиманий считаются недопустимыми. Продолжительность отжиманий составляет 30 секунд.
5. Из положения упор присев, лицом вперед, выполняется кувырок. Длительность теста составляет 30 секунд, в течение которых подсчитывается общее количество совершенных кувырков за это время.
6. "Маваси-гери" — это удары передней ногой в мешок, которые выполняются круговым движением. Каждая нога наносит удар в течение 30 секунд, после чего меняется нога и производится аналогичный удар другой ногой в течение того же времени. Каждый удар каждой ноги оценивается отдельно.
7. Пресс «книжка», 1 мин.
8. Прыжки на скакалке в течение 1 мин. Засчитывается количество полных прыжков за данное время.
9. Излюбленные комбинации «кумитэ», 1 мин.
Проведение данной методики привело к увеличению эффективности учебного процесса, что подтверждается статистически значимыми данными математической статистики. Результаты обширного педагогического исследования показали улучшение большинства характеристик, которые развиваются у детей в процессе занятий, при применении разработанной методики.
Полученные в результате педагогического эксперимента данные свидетельствуют о подтверждении предполагаемой гипотезы исследования. Использование средств каратэ киокушинкай и методика круговых тренировок доказывают, что они эффективным способом повышают развитие физических качеств у детей среднего школьного возраста. Цели и задачи, поставленные в начале исследования, успешно достигнуты и выполнены.
1. Богуш Д.А. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2023. – с. 77
2. Ипатов А.А., Степанов С.А. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций в процессе спортивной тренировки и соревновательной деятельности юных каратистов // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КубГАФК / Под ред. В.А. Якобашвили и А.И.Погребного. Том.5. – Краснодар: Куб ГАФК, 2023, C. 45 – 48.
3. Тернбулл С. Самураи. Военная история / Пер. с англ. А.Б. Никитина. – СПб.: Издательская группа «Евразия», 1999. – с. 72
4. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. – М., 2022. – 863 с.
5. Ояма М. Философия каратэ / Пер. с англ. - М.: Файра, 2021. - 112 с
6. Ояма М. Классическое карате / М. Ояма. – М.: Эксмо, 2021. – 256 с.
7. Ояма М. Путь каратэ Кёкусинкай / Пер. с англ., предисловие и комментарии В.П.Фомина. – М.: До-информ, 1992. – с. 65
8. Маряшин Ю. Современное каратэ. Функциональная гимнастика / Ю. Маряшин. – М.: АСТ, 2021. – 176 с
9. Сато, Хироаки. Самураи: история и легенды. Перевод: Котенко Р.В. – СПб.: «Евразия», 2022. – 416 с
10. Тарас А.Е. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. – Мн.: Харвест, 2022. – с. 183
11. Иванов – Катанский С.А., Высшая техника каратэ. [Текст] / С.А. Иванов – Катанский – Москва, Фаир-пресс, 2023
12. Степанов, С.В. Методика развития силы в тренировке каратистов 12-15 лет (учебно-методическое пособие). КуюГУ. – Краснодар. – 2021. – 53 с
13. Мисакян М.А. Каратэ Киокушинкай: Самоучитель / Мисак Арцрунович Мисакян. – М.: ФАИРПРЕСС, 2022. – с. 106
14. Сила Карате - Кук Д.Ч. – 2022
15. Книга самурая: Юдзан Дайдодзи. Будосёсинсю. Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ. Юкио Мисима. Хагакурэ нюмон. Перевод на русский: Котенко Р.В., Мищенко А.А. – СПб.: Евразия, 2021. – с. 55
16. Рояма Х. Моя жизнь – каратэ. Кн. 1 / Х. Рояма. – М.: Городец, 2023. – 224 с.
17. Водзилих, С. Современная система отбора юных спортсменов для занятий спортом // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2023. № 2, C. 51 – 55.
18. Волков, Л. В. Теория и методика детского юношеского спорта [Текст] / Л. В. Волков. – М., 2022. – 294 с
19. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -М., 2021. -51 с
20. Сенчурин С.В. Циклы, периоды и этапы спортивной тренировки в каратэ Кёкусинкай (метод, пособие). - Пермь.: МОУДОД «Детско-юношеская спортивная школа Кёкусинкай каратэ № 7», 2022
21. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 3 изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2022. – с. 43.
22. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П. Матвеев. — Санкт-Петербург: «Лань», 2021. — с.67
23. Калашникова Р.В. Метод комплексно - круговой тренировки и ее применение на занятиях физической культуры. - Иркутск: ИГМУ, 2023.с. 99
24. Бачурков, И.С. Физическая культура. / И.С. Бачурков М.: Советский спорт, 2023. – с. 87
25. Борьба вольная: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва. — М.: Советский спорт, 2023. — с. 87
26. Захарова Л.В., Лыпыгина О.В. Круговая тренировка как метод организации учебно-тренировочного процесса в школе// Физическое воспитание студентов. 2021. №3. С. 47
27. Жуков, Р.С. Основы спортивной тренировки/Р.С.Жуков; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022.– с. 89
28. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «академия», 2023. – с. 66
29. Васильева, В.В. Физиология человека: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. В.В. Васильевой. - М.: Физкультура и спорт, 1984. – С. 67
30. Сидоров Д.Г. Организация и методика проведения круговой тренировки. Комплексы упражнений [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пос. / Д.Г. Сидоров. Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун-т: – Н. Новгород: ННГАСУ, 2022. – 63 с