Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа на Яузе».
Выборка: 10 детей в возрасте 7 - 8 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ…7
1.1. Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогических подходах…7-13
1.2. Психологические особенности развития коммуникативных умений у младших школьников с ОВЗ………………………………………………14-20
1.3. Технологии работы по развитию коммуникативных умений у младших школьников с ОВЗ в условиях образовательной организации…………21-27
Выводы по первой главе………28-30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ…31
2.1. Организация и методы исследования...31-37
2.2. Комплекс занятий по развитию коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ38-43
2.3. Анализ результатов работы по развитию коммуникативных умений у младших школьников с ОВЗ……………………………………………..44-48
Выводы по второй главе………49-50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………51-52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….53-57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………….58-75
Актуальность исследования обусловлена тем, что в наши дни проблема развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является крайне важной. Успешность обучения во многом зависит от умения наладить контакт с окружающими людьми и возможности адаптивно чувствовать себя в условиях школы. Именно в школьные годы происходит разностороннее и разноплановое развитие личности. Коммуникативные знания и умения закладываются и развиваются в процессе общения и взаимодействия детей на уроках, внеклассных и внеурочных мероприятиях, переменах.
Общение делает жизнь человека интересной, познавательной, насыщенной, полной ярких открытий и вдохновения. Процесс общения имеет важное значение в формировании личности на всех этапах его развития. В процессе общения дети учатся выражать свои мысли, чувства, эмоции, переживания, учатся понимать друг друга, устанавливают межличностные контакты. Навыку общения детей нужно учить. Обучение начинается в самом раннем детстве и длится всю жизнь. Особенно активно, ярко и результативно этот процесс развивается в годы обучения в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся (далее ФГОС) с ОВЗ перед каждой школой выдвигает ряд требований и ставит задачу - создать благоприятные условия для всестороннего и полноценного развития каждого обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей, психического и физического здоровья.
Самым важным и главным условием привыкания к школе, учителю, одноклассникам, адаптации и успешного обучения в школе детей с ОВЗ является овладение коммуникативными умениями.
Л.С. Выготский утверждал, что развитие коммуникативных умений младших школьников является одной из главнейших задач современной школы по коррекционно-воспитательной работе с детьми, так как качество процесса общения и его результативность чаще всего зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
Кроме того, многие авторы занимались изучением личности детей с проблемами в обучении. Об этом писали А.К. Агавелян, Н.Л. Белопольская, С.Ю. Бородулина, Т.А. Власова, А.Д. Гонеев, Е.Е. Дмитриева, И.Ю. Кулагина, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.Д. Лубовский, Е.В. Мальцева, Р.Д. Тригер, С.Д. Шевченко и другие.
Ряд исследований последних лет посвящен проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников. Среди самых значимых работ по данной проблеме можно отметить труды А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Р.И. Говоровой, Н. В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Т.А. Ладыженской, Л.И. Лежневой, И.И. Михайловой, Н.В. Пилипко, Н.В. Щиголевой и других.
Коммуникативные умения в психологии – это владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для регуляции деятельности имеющимися знаниями и навыками. В психолого-педагогической литературе наблюдаются различные трактовки коммуникативных умений.
С.Л. Рубинштейн трактует коммуникативные умения как отражение коммуникативной способности. Он утверждают, что коммуникативная способность проявляется, формируется, развивается и совершенствуется в результате общения и находит отражение в быстроте и успешности приобретения соответствующих знаний, умений, навыков. [45, с.241].
Анализ научной литературы по проблеме формирования и развития коммуникативных умений младших школьников позволил обнаружить, что недостаточно внимания уделяется изучению проблемы развития коммуникативных умений младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей и особых категорий младших школьников.
Мы можем констатировать, что существуют противоречия между потребностью поиска более продуктивных условий развития коммуникативных умений детей и преобладающей тематикой в изучении и решении данной проблемы; между необходимостью развития коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и слабым организационно-методическим обеспечением данного процесса.
Учитывая выявленные противоречия, нами была сформулирована проблема исследования: при создании каких психолого-педагогических условий развитие коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ будет эффективным?
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Объект исследования: коммуникативная сфера младших школьников с ОВЗ.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что развитие коммуникативных умений у детей с ОВЗ будет эффективным при совокупности психолого-педагогических условий: специально организованном обучении младших школьников с ОВЗ способам сотрудничества и общения в процессе совместных действий с другими детьми в учебной и внеурочной деятельности, а также реализации индивидуального и дифференцированного подхода, способствующих самореализации и повышению самооценки младшего школьника с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру понятия «коммуникативные умения».
2. Определить психолого-педагогические условия, при которых развитие коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ будет эффективным.
3. Выявить уровень развития коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ.
4. Апробировать психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с ОВЗ и проверить их эффективность.
Методы исследования:
• Теоретический анализ
• Наблюдение
• Беседа
• Диагностические методики: методика развития общения со сверстниками (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова); методика «Фотография» (под редакцией Н.И. Дереклеева); методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение (далее ГБОУ) «Школа на Яузе». В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 7 - 8 лет. Исследование проводилось в период с ноября 2023г. по май 2024 г.
Выборка исследования: обучающиеся 7- 8 лет в количестве 10 человек.
Цель исследования - теоретически и практически обосновать формирование и развитие коммуникативных умений у младших школьников с ОВЗ с помощью игр, упражнений и заданий. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены задачи и сделаны соответствующие выводы по результатам их решения. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что коммуникативная компетентность формируется и развивается только в процессе взаимодействия и общения со сверстниками. Предполагается, что в процессе игры интенсивно развиваются и формируются коммуникативные умения. При подготовке к итоговой аттестации была проведена исследовательская работа по развитию коммуникативных умений у учащихся младшего звена с ОВЗ с помощью игр и выбраны показатели для определения уровня развития коммуникативных умений у детей с ОВЗ. Общение – необходимый фактор развития ребёнка в младшем школьном возрасте. Речь школьника развивается только в процессе непосредственного общения. С самого раннего детства наблюдаются две сферы общения: со взрослыми и со сверстниками. Отсутствие общения и коммуникативных умений отрицательно влияет на способы участия детей в общественной жизни. Детальное изучение проблем развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ доказывает, что нарушение общения не ограничивается речевыми показателями. Происходит усложнение межличностных отношений, которое негативно влияет на психическое развитие ребенка. Результаты проведенного исследования показывают, что коммуникативное взаимодействие у детей младшего школьного возраста с ОВЗ находится преимущественно на низком и среднем уровнях. Поэтому педагогам необходимо проводить мероприятия, направленные на корректировку развития коммуникативных умений. В ходе проведения исследования было выявлено, что дети младшего школьного возраста с ОВЗ имеют следующие коммуникативные проблемы: трудности в установлении контакта, неумение взаимодействовать, неумение ясно, четко и точно выражать свои мысли и чувства, неумение слушать, неумение формулировать высказывания.
В то же время результаты исследований, теоретическая литература и жизненный опыт позволяют нам с уверенностью сказать, что обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных школах вполне возможно. Для этого необходимы комфортные условия, специальная подготовка педагога, тщательное изучение психологических особенности младших школьников с ОВЗ.
Для решения задачи по развитию коммуникативных умений у учащихся начальной школы с ОВЗ был разработан комплекс игровых занятий, включающий в себя серию коррекционно-развивающих занятий с использованием игр, заданий и упражнений, учитывающий особенности учащихся. Все игры должны быть направлены на групповую и коллективную форму работы, взаимодействие. Это длительный и трудоемкий процесс, который требует терпения, усилий над собой, времени и сил учителей и родителей. Результатом этого процесса будет достижение поставленных целей и задач, подтверждающих и доказывающих поставленную гипотезу. Однако, не стоит забывать, что вопросы, затронутые в данной работе, являются весьма актуальными и далеко идущими. Их исследование требует большего времени. Работы известных педагогов-психологов уже давно актуальны. Все дальнейшие исследования будут опираться на эти работы, будут строиться новые эксперименты, проекты и методики.
1. Агафонова, Е.Л. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра //Логопедия. - 2019. - №3. – С. 83-84
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2020. -363 с.
3. Артемова, Е.Э., Исаев, Е.В. Технологии работы с детьми имеющие расстройства аутистического спектра / Е.Э. Артемова/ - М: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 449 с.
4. Астапов, В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие / В. М. Астапов. – Москва: ПЕР СЭ, 2021. - 176 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233327
5. Воробьева, С.В. Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе: учебник для вузов / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 770 с. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/538574
6. Баенская, Е. Р. Аутичный ребенок: пути помощи / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская/- М.: Теревинф, 2020. - 338 с.
7. Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей: учебное пособие / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. – 2-е изд., стер. – Москва: Когито-Центр, 2019. – 284 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=696315
8. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В. Батаршев/ - М.: ВЛАДОС, 2011. – 176 с.
9. Белопольская, Н.Л. Детская патопсихология. / Н.Л. Белопольская/ - М.: Когито - центр, 2022. – 351 с.
10. Вершинина, Н.В. Коммуникативное развитие младших школьников / Н.В. Вершинина // Молодой ученый. – 2015. – № 20.1. – С. 10-12. [Электронный ресурс]. http://moluch.ru/archive/100/22524/
11. Виноградова, С.М., Мельник Г.С. Психология массовой коммуникации. Учебник. М- Издательство: "Юрайт" 2024. - 443 с.
12. Воровщиков, С.Г., Татьянченко, Д.Т., Орлова Е.В. Развитие универсальных учебных действий как деятельностного компонента
метапредметного содержания образования. – М.: УЦ «Перспектива», 2021. - 240 с.
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1999. - 221
14. Гущина, Е.А. Современные подходы в развитии коммуникативных навыков у младших школьников. М: МЕРКУРИЙ. 2018 .- 446 с.
15. Давидович, Л. О ранней профилактике нарушений развития. / Давидович Л., С. Бенилова // Школьное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал / ред. Т.И. Гризик, Е.Ю. Агарева. – Москва, 2016. – № 9. – С. 61 – 66.
16. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения /Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова / - М.: Дрофа, 2018. - 286 с.
17. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование / С.Д. Забрамная, А.А. Еремина // Сборник программ дисциплин психолого-педагогической и предметной подготовки по специальности "Олигофренопедагогика" / ГОУ ВПО МГПУ, Фак. спец. педагогики, Каф. олигофренопедагогики и клин. основ спец. педагогики; [науч. ред. и сост. И.М. Яковлева]. - М., 2010. [Электронный ресурс]. https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=267732&foldername=fulltexts&filename=267732.pdf
18. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка? М.: 2018. - 191 с.
19. Каган, В.Е. Аутизм. М: ЭКСМО, 2019. - 185 с.
20. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 2021. - 240 с.
21. Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников: учебное пособие для вузов / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. — 3-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 136 с. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/538323
22. Лебединская, К.С., Никольская, О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М.: Просвещение, 2018. – 96 с.
23. Леонтьев, А.А. Психология общения. /А.А. Леонтьев/- М.: Просвещение, 2019. – 368 с.
24. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Инфра – М, 2018. – 384 с.
25. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении /М.И. Лисина/– СПб.: Питер, 2019. – 410с.
26. Листунова, О.Г. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с расстройством аутистического спектра. М.: просвещение, 2016.- 475 с.
27. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: Москва: ИСМО РАО; Новокузнецк: КузГПА, 2017, с.19
28. Лозован, Л.Я. Учим детей общаться / Л. Я. Лозован // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 8. – С. 59-62.
29. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – Спб.: Речь, 2018 . – 400 с.
30. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения. /А.К. Маркова/– М.: Просвещение, 2013. – 197 с
31. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 2021. –95 с.
32. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учебное методическое пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.- Минск: БГПУ, 2019.-119 с.
33. Матюхина, Ю. А. Специальная педагогика : шпаргалка : учебное пособие : / Ю. А. Матюхина, О. О. Петрова, Р. Н. Сиренко / – Саратов: Научная книга, 2020. – 48 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=578478
34. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И.М. Михайлова /– М.: Псков. ПГПУ, 2022 - 188 с.
35. Морозова, С.С. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / С.С. Морозова/-М.: Владос, 2019. - 66 с.
36. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.В. Мудрик. – Москва: Педагогическое общество России, 2018. – 320 с.
37. Мухина, В.С. Феноменология развития. /В.С. Мухина/- М.: Просвещение, 2021. – 640 с.
38. Никольская О.С. Коррекция детского аутизма как аффективной сферы: содержание подхода//Альманах коррекционной педагогики № 19/2014.
39. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях / Болотов В.А. //Школьное воспитание. – Москва, 2022. – № 5. – С. 2 – 8.
40. Психодиагностика. Теория и практика: учебник для вузов / М. К. Акимова — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 609 с. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/544906
41. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы школьного возраста. – М., 2019 - 232 с.
42. Речицкая, Е. Г. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха): учебное пособие для вузов / Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 150 с. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/540892
43. Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога: практическое пособие / Е. И. Рогов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 435 с. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/538505
44. Рузская, А.Г. Развитие общения младших школьников со сверстниками / А.Г. Рузской - М.: Педагогика, 2021. - 262 с.
45. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн/ – Санкт-Петербург: Питер, 2021. - 713 с.
46. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: учебно-методическое пособие / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2020. - 816 с.
47. Сиротюк, А. Л. Методика нейропсихологической диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / А. Л. Сиротюк. – Москва: Директ-Медиа, 2020. – 82 с. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238365
48. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник / Г.А. Урунтаева. — 11-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 372 с. [Электронный ресурс]. URL: https://znanium.ru/catalog/product/2100007
49. Харитонова, Л. Г. Методика диагностики психомоторных способностей и психических функций у младших школьников с задержкой психического развития: учебное пособие: / Л. Г. Харитонова, Л. Х. Заббарова, Е. Х. Заббарова. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274592
50. Хаустов, А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма. /А.В. Хаустов// Дефектология. – 2014. - №4. – С. 69-74
51. Христидис, Т.В. К проблеме развития коммуникативных способностей и коммуникации специалиста социально-культурной сферы / Т. В. Христидис // Культура: управление, экономика, право 2021, №2 - с. 27-28
52. Шадриков, Е.Д. Введение в психологию способностей Текст. / Е. Д. Шадриков М.: Логос, 2002. - 160 с.
53. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога/ Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько Ростов н/Д: «Феникс», 2019. - 320 с.
54. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в раннем возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2019. - 365с.
55. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учебник для вузов /В.А. Якунин/ — Санкт Петербург: Изд-во Михайлова В.А., Полиус, 2022. - 349 с.
56. Янушко, Е.А. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е. А. Янушко/ М.: Теревинф, 2022. - 136 с.