Развитие коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ (Московский городской педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа на Яузе».
Выборка: 10 детей в возрасте 7 - 8 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ…7
1.1. Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогических подходах…7-13
1.2. Психологические особенности развития коммуникативных умений у младших школьников с ОВЗ………………………………………………14-20
1.3. Технологии работы по развитию коммуникативных умений у младших школьников с ОВЗ в условиях образовательной организации…………21-27
Выводы по первой главе………28-30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ…31
2.1. Организация и методы исследования...31-37
2.2. Комплекс занятий по развитию коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ38-43
2.3. Анализ результатов работы по развитию коммуникативных умений у младших школьников с ОВЗ……………………………………………..44-48
Выводы по второй главе………49-50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………51-52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….53-57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………….58-75
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа на Яузе».
Выборка: 10 детей в возрасте 7 - 8 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3-6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ…7
1.1. Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогических подходах…7-13
1.2. Психологические особенности развития коммуникативных умений у младших школьников с ОВЗ………………………………………………14-20
1.3. Технологии работы по развитию коммуникативных умений у младших школьников с ОВЗ в условиях образовательной организации…………21-27
Выводы по первой главе………28-30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ…31
2.1. Организация и методы исследования...31-37
2.2. Комплекс занятий по развитию коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ38-43
2.3. Анализ результатов работы по развитию коммуникативных умений у младших школьников с ОВЗ……………………………………………..44-48
Выводы по второй главе………49-50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………51-52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….53-57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………….58-75
Актуальность исследования обусловлена тем, что в наши дни проблема развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является крайне важной. Успешность обучения во многом зависит от умения наладить контакт с окружающими людьми и возможности адаптивно чувствовать себя в условиях школы. Именно в школьные годы происходит разностороннее и разноплановое развитие личности. Коммуникативные знания и умения закладываются и развиваются в процессе общения и взаимодействия детей на уроках, внеклассных и внеурочных мероприятиях, переменах.
Общение делает жизнь человека интересной, познавательной, насыщенной, полной ярких открытий и вдохновения. Процесс общения имеет важное значение в формировании личности на всех этапах его развития. В процессе общения дети учатся выражать свои мысли, чувства, эмоции, переживания, учатся понимать друг друга, устанавливают межличностные контакты. Навыку общения детей нужно учить. Обучение начинается в самом раннем детстве и длится всю жизнь. Особенно активно, ярко и результативно этот процесс развивается в годы обучения в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся (далее ФГОС) с ОВЗ перед каждой школой выдвигает ряд требований и ставит задачу - создать благоприятные условия для всестороннего и полноценного развития каждого обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей, психического и физического здоровья.
Самым важным и главным условием привыкания к школе, учителю, одноклассникам, адаптации и успешного обучения в школе детей с ОВЗ является овладение коммуникативными умениями.
Л.С. Выготский утверждал, что развитие коммуникативных умений младших школьников является одной из главнейших задач современной школы по коррекционно-воспитательной работе с детьми, так как качество процесса общения и его результативность чаще всего зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
Кроме того, многие авторы занимались изучением личности детей с проблемами в обучении. Об этом писали А.К. Агавелян, Н.Л. Белопольская, С.Ю. Бородулина, Т.А. Власова, А.Д. Гонеев, Е.Е. Дмитриева, И.Ю. Кулагина, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.Д. Лубовский, Е.В. Мальцева, Р.Д. Тригер, С.Д. Шевченко и другие.
Ряд исследований последних лет посвящен проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников. Среди самых значимых работ по данной проблеме можно отметить труды А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Р.И. Говоровой, Н. В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Т.А. Ладыженской, Л.И. Лежневой, И.И. Михайловой, Н.В. Пилипко, Н.В. Щиголевой и других.
Коммуникативные умения в психологии – это владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для регуляции деятельности имеющимися знаниями и навыками. В психолого-педагогической литературе наблюдаются различные трактовки коммуникативных умений.
С.Л. Рубинштейн трактует коммуникативные умения как отражение коммуникативной способности. Он утверждают, что коммуникативная способность проявляется, формируется, развивается и совершенствуется в результате общения и находит отражение в быстроте и успешности приобретения соответствующих знаний, умений, навыков. [45, с.241].
Анализ научной литературы по проблеме формирования и развития коммуникативных умений младших школьников позволил обнаружить, что недостаточно внимания уделяется изучению проблемы развития коммуникативных умений младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей и особых категорий младших школьников.
Мы можем констатировать, что существуют противоречия между потребностью поиска более продуктивных условий развития коммуникативных умений детей и преобладающей тематикой в изучении и решении данной проблемы; между необходимостью развития коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и слабым организационно-методическим обеспечением данного процесса.
Учитывая выявленные противоречия, нами была сформулирована проблема исследования: при создании каких психолого-педагогических условий развитие коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ будет эффективным?
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Объект исследования: коммуникативная сфера младших школьников с ОВЗ.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что развитие коммуникативных умений у детей с ОВЗ будет эффективным при совокупности психолого-педагогических условий: специально организованном обучении младших школьников с ОВЗ способам сотрудничества и общения в процессе совместных действий с другими детьми в учебной и внеурочной деятельности, а также реализации индивидуального и дифференцированного подхода, способствующих самореализации и повышению самооценки младшего школьника с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру понятия «коммуникативные умения».
2. Определить психолого-педагогические условия, при которых развитие коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ будет эффективным.
3. Выявить уровень развития коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ.
4. Апробировать психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с ОВЗ и проверить их эффективность.
Методы исследования:
• Теоретический анализ
• Наблюдение
• Беседа
• Диагностические методики: методика развития общения со сверстниками (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова); методика «Фотография» (под редакцией Н.И. Дереклеева); методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение (далее ГБОУ) «Школа на Яузе». В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 7 - 8 лет. Исследование проводилось в период с ноября 2023г. по май 2024 г.
Выборка исследования: обучающиеся 7- 8 лет в количестве 10 человек.
Общение делает жизнь человека интересной, познавательной, насыщенной, полной ярких открытий и вдохновения. Процесс общения имеет важное значение в формировании личности на всех этапах его развития. В процессе общения дети учатся выражать свои мысли, чувства, эмоции, переживания, учатся понимать друг друга, устанавливают межличностные контакты. Навыку общения детей нужно учить. Обучение начинается в самом раннем детстве и длится всю жизнь. Особенно активно, ярко и результативно этот процесс развивается в годы обучения в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся (далее ФГОС) с ОВЗ перед каждой школой выдвигает ряд требований и ставит задачу - создать благоприятные условия для всестороннего и полноценного развития каждого обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей, психического и физического здоровья.
Самым важным и главным условием привыкания к школе, учителю, одноклассникам, адаптации и успешного обучения в школе детей с ОВЗ является овладение коммуникативными умениями.
Л.С. Выготский утверждал, что развитие коммуникативных умений младших школьников является одной из главнейших задач современной школы по коррекционно-воспитательной работе с детьми, так как качество процесса общения и его результативность чаще всего зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
Кроме того, многие авторы занимались изучением личности детей с проблемами в обучении. Об этом писали А.К. Агавелян, Н.Л. Белопольская, С.Ю. Бородулина, Т.А. Власова, А.Д. Гонеев, Е.Е. Дмитриева, И.Ю. Кулагина, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.Д. Лубовский, Е.В. Мальцева, Р.Д. Тригер, С.Д. Шевченко и другие.
Ряд исследований последних лет посвящен проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников. Среди самых значимых работ по данной проблеме можно отметить труды А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Р.И. Говоровой, Н. В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Т.А. Ладыженской, Л.И. Лежневой, И.И. Михайловой, Н.В. Пилипко, Н.В. Щиголевой и других.
Коммуникативные умения в психологии – это владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для регуляции деятельности имеющимися знаниями и навыками. В психолого-педагогической литературе наблюдаются различные трактовки коммуникативных умений.
С.Л. Рубинштейн трактует коммуникативные умения как отражение коммуникативной способности. Он утверждают, что коммуникативная способность проявляется, формируется, развивается и совершенствуется в результате общения и находит отражение в быстроте и успешности приобретения соответствующих знаний, умений, навыков. [45, с.241].
Анализ научной литературы по проблеме формирования и развития коммуникативных умений младших школьников позволил обнаружить, что недостаточно внимания уделяется изучению проблемы развития коммуникативных умений младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей и особых категорий младших школьников.
Мы можем констатировать, что существуют противоречия между потребностью поиска более продуктивных условий развития коммуникативных умений детей и преобладающей тематикой в изучении и решении данной проблемы; между необходимостью развития коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и слабым организационно-методическим обеспечением данного процесса.
Учитывая выявленные противоречия, нами была сформулирована проблема исследования: при создании каких психолого-педагогических условий развитие коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ будет эффективным?
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Объект исследования: коммуникативная сфера младших школьников с ОВЗ.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что развитие коммуникативных умений у детей с ОВЗ будет эффективным при совокупности психолого-педагогических условий: специально организованном обучении младших школьников с ОВЗ способам сотрудничества и общения в процессе совместных действий с другими детьми в учебной и внеурочной деятельности, а также реализации индивидуального и дифференцированного подхода, способствующих самореализации и повышению самооценки младшего школьника с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру понятия «коммуникативные умения».
2. Определить психолого-педагогические условия, при которых развитие коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ будет эффективным.
3. Выявить уровень развития коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ.
4. Апробировать психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с ОВЗ и проверить их эффективность.
Методы исследования:
• Теоретический анализ
• Наблюдение
• Беседа
• Диагностические методики: методика развития общения со сверстниками (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова); методика «Фотография» (под редакцией Н.И. Дереклеева); методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение (далее ГБОУ) «Школа на Яузе». В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 7 - 8 лет. Исследование проводилось в период с ноября 2023г. по май 2024 г.
Выборка исследования: обучающиеся 7- 8 лет в количестве 10 человек.
Цель исследования - теоретически и практически обосновать формирование и развитие коммуникативных умений у младших школьников с ОВЗ с помощью игр, упражнений и заданий. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены задачи и сделаны соответствующие выводы по результатам их решения. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что коммуникативная компетентность формируется и развивается только в процессе взаимодействия и общения со сверстниками. Предполагается, что в процессе игры интенсивно развиваются и формируются коммуникативные умения. При подготовке к итоговой аттестации была проведена исследовательская работа по развитию коммуникативных умений у учащихся младшего звена с ОВЗ с помощью игр и выбраны показатели для определения уровня развития коммуникативных умений у детей с ОВЗ. Общение – необходимый фактор развития ребёнка в младшем школьном возрасте. Речь школьника развивается только в процессе непосредственного общения. С самого раннего детства наблюдаются две сферы общения: со взрослыми и со сверстниками. Отсутствие общения и коммуникативных умений отрицательно влияет на способы участия детей в общественной жизни. Детальное изучение проблем развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ доказывает, что нарушение общения не ограничивается речевыми показателями. Происходит усложнение межличностных отношений, которое негативно влияет на психическое развитие ребенка. Результаты проведенного исследования показывают, что коммуникативное взаимодействие у детей младшего школьного возраста с ОВЗ находится преимущественно на низком и среднем уровнях. Поэтому педагогам необходимо проводить мероприятия, направленные на корректировку развития коммуникативных умений. В ходе проведения исследования было выявлено, что дети младшего школьного возраста с ОВЗ имеют следующие коммуникативные проблемы: трудности в установлении контакта, неумение взаимодействовать, неумение ясно, четко и точно выражать свои мысли и чувства, неумение слушать, неумение формулировать высказывания.
В то же время результаты исследований, теоретическая литература и жизненный опыт позволяют нам с уверенностью сказать, что обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных школах вполне возможно. Для этого необходимы комфортные условия, специальная подготовка педагога, тщательное изучение психологических особенности младших школьников с ОВЗ.
Для решения задачи по развитию коммуникативных умений у учащихся начальной школы с ОВЗ был разработан комплекс игровых занятий, включающий в себя серию коррекционно-развивающих занятий с использованием игр, заданий и упражнений, учитывающий особенности учащихся. Все игры должны быть направлены на групповую и коллективную форму работы, взаимодействие. Это длительный и трудоемкий процесс, который требует терпения, усилий над собой, времени и сил учителей и родителей. Результатом этого процесса будет достижение поставленных целей и задач, подтверждающих и доказывающих поставленную гипотезу. Однако, не стоит забывать, что вопросы, затронутые в данной работе, являются весьма актуальными и далеко идущими. Их исследование требует большего времени. Работы известных педагогов-психологов уже давно актуальны. Все дальнейшие исследования будут опираться на эти работы, будут строиться новые эксперименты, проекты и методики.
В то же время результаты исследований, теоретическая литература и жизненный опыт позволяют нам с уверенностью сказать, что обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных школах вполне возможно. Для этого необходимы комфортные условия, специальная подготовка педагога, тщательное изучение психологических особенности младших школьников с ОВЗ.
Для решения задачи по развитию коммуникативных умений у учащихся начальной школы с ОВЗ был разработан комплекс игровых занятий, включающий в себя серию коррекционно-развивающих занятий с использованием игр, заданий и упражнений, учитывающий особенности учащихся. Все игры должны быть направлены на групповую и коллективную форму работы, взаимодействие. Это длительный и трудоемкий процесс, который требует терпения, усилий над собой, времени и сил учителей и родителей. Результатом этого процесса будет достижение поставленных целей и задач, подтверждающих и доказывающих поставленную гипотезу. Однако, не стоит забывать, что вопросы, затронутые в данной работе, являются весьма актуальными и далеко идущими. Их исследование требует большего времени. Работы известных педагогов-психологов уже давно актуальны. Все дальнейшие исследования будут опираться на эти работы, будут строиться новые эксперименты, проекты и методики.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С OB3 И НОРМАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИМИСЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Формирование положительной учебной мотивации у младшего школьника средствами использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мир в условиях инклюзивного образования (Московский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование познавательных учебных действий у третьеклассников с легкой умственной отсталостью в условиях разных образовательных маршрутов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Реализация индивидуального образовательного маршрута в процессе обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Организация инклюзивного образования младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях образовательной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017



