ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЦИФРОВИЗАЦИИ И КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ЯПОНИИ 13
1.1. Влияние цифровизации на концепцию «мягкой силы» 13
1.2. Применение элементов «мягкой силы» после наступления эпохи Мэйдзи 22
1.3. «Мягкая сила» послевоенной Японии 30
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ЯПОНИИ 42
2.1. Трансформация политики цифровизации в Японии. Научно-техническая политика и информационное общество в период 2016-2018 гг. 42
2.2. Трансформация политики цифровизации в Японии. Научно-техническая политика и информационное общество в период 2019-2024 гг. 56
ГЛАВА 3. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ОБЪЕДИНЕНИЕ КИБЕРНЕТИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО КАК ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» 67
3.1. Стратегии развития искусственного интеллекта и возможности его применения в рамках «мягкой силы» Японии 67
3.2. Проблемы цифровизации и искусственного интеллекта для решения внешнеполитических задач Японии 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 94
В настоящее время одной из ключевых тенденций в международных отношениях является активное внедрение государствами цифровизации во внешнеполитический сектор, что делает систему международных отношений, включающую разнообразные элементы, отношения, дипломатию, все больше цифровой и активизирует процессы трансформации элементов государственного влияния.
Актуальность темы магистерского исследованиязаключается, во-первых, в том, что развитие цифровых технологий в первой четверти XXIв. оказало значительноетрансформирующее воздействие на самые различные сферы общества, приобретая все большее значение для политической исоциальной активности. С совершенствованием цифровых технологий и их интенсивным внедрением в процессы внешней и внутренней политики государства приобрели новые способы работы с общественностью и международными субъектами, что привело формированию более гибких подходов в отношении продвижения государственных интересов. Соответственно, развитая цифровая инфраструктура обеспечила продвижение внешней политики государства в отношении международных акторов и способствовала межгосударственному сближению, что, в свою очередь, позволило расширить инструментарий «мягкой силы» страны.
Во-вторых, Япония по сей день обладает одним из наиболее развитым инструментарием «мягкой силы», который активно применяется во внешней политике. Капитуляция Японской Империи во Второй мировой войне стала переломным моментом, вследствие которого страна была вынуждена отказаться от прежних империалистических воззрений и определить новый курс развития. Выстраивание политической системы и возрождение экономики проходило с опорой на идеи демократизации и демилитаризации страны, которые были закреплены в Конституции 1947 г. Пацифистскийкурс и перенятые западные ценности, которые, однако, были наделены восточной спецификой, стали основой для создания нового образа. Японии было необходимо избавиться от образа агрессора и использование элементов «мягкой силы» вместе с ростом экономической привлекательности способствовали этому процессу. Таким образом, концепция «мягкой силы» заняла особую роль во внешней политике послевоенной Японии и стала одним из ключевых способов укрепления позиций на международной арене, а результаты данной политики позволили назвать Японию страной, обладающей «soft power superpower».
В-третьих, с развитием информационно-коммуникационных технологий в Японии наблюдается тенденция к переносу объектов культурного характера в цифровую среду, что обеспечило волну ее популярности среди населения зарубежных стран. Страна сформировала два параллельных канала культурно-ценностного продвижения –традиционное фактическое присутствие через создание языковых центров за рубежом и популяризацию японского языка в мире, развитие туризма, проведение культурных мероприятий и фестивалей; и применение цифровых технологий, которые позволили расширить межкультурную коммуникацию и связи с иностранными государствами, транслировать собственную культуру и ценности в фильмах, музыке и других произведениях.
В-четвертых, Япония обладает высоким уровнем научно-технического и инновационного развития, которые позволяет ей осуществлять национальные стратегии по трансформации общественных структур и выдвигать свою кандидатуру в качестве лидера мировых цифровых трансформаций. Современный этап развития Японии характеризуется тесным взаимодействием экономики и научно-технического потенциала, что приводит к их сращиванию и образованию «экономики, основанной на знаниях». Японские успехи в области исследований и разработок, а также внедряемые в промышленность научные и технические достижения создают широкую и прочную основу для реализации внешнеполитических интересов.
В-пятых, внутренние факторы, такие как изменения внутриполитической конъюнктуры, и преобразования в международной системе, в том числе пандемия COVID-19, сказываются на формировании политики Японии в области цифровизации. Внутриполитические факторы влияют на стратегические направления научно-технического и инновационного развития и внешнеполитические решения. Внешние изменения сказываются на динамичностипроводимой политики и успешности её реализации, а также способствуют стратегическому переосмыслению, целью которого является адаптация к новым реалиям. Новый этап активизациицифровизацииоказала пандемияCOVID-19, когда Япония была вынуждена закрыть границы, что усугубило социально-экономические проблемы и подорвало внешнеэкономических связи. В данной ситуации Япониястала искать новые решения для вызовов, препятствующих её развитию, и цифровая трансформация стала ключевым направлением обновленной научно-технической и инновационной политики. Развитие и внедрение цифровых технологий рассматривается как основной способ смягчения сложившейся социально-экономической ситуации и восстановления конкурентоспособности Японии. Для поддержания позиций на международной арене и сохранения культурного присутствия, Япония также активизировала государственную поддержку цифровой трансформации и разработки новых технологий, в том числе в сфере искусственного интеллекта, ориентируясь на создание нового международного образа «страны наиболее благоприятной для инноваций» и повышение собственной привлекательности, путем распространения объектов культурно-ценностного характера с помощью передовых технологий.
...
Концепция «мягкой силы» продолжает играть существенную роль во внешнеполитической деятельности государства. В Японии концепция сопряжена с достижениями дипломатических и экономических целей, в связи с чем в рамках «мягкой силы» выделяется два взаимосвязанных аспекта – содержательно-идеологический, включающий культурно-ценностные ориентации, и финансово-экономический. Длительный процесс её использования позволил Японии пройти несколько стадий формирования внешнеполитического имиджа – от приобретенного после «обновления» образа страны, обладающей уникальной культурой и природой, но равной западным державам к текущим попыткам формирования имиджа «наиболее благоприятной для инноваций и искусственного интеллекта».
Переход к более научно-технологическим аспектам при продвижении внешнеполитических интересов обусловлено влиянием внешних факторов и крупномасштабных изменений, а также внутриполитических трансформаций, выраженных в смене политического курса, что вместе приводило к пересмотру глобальной роли Японии и поиску новых способов влияния. Координирующую роль в направлении научно-технического развития играет государственная политика Японии в отношении цифровизации, которая формируется под влиянием политического вектора, на направление которого существенное воздействие оказывают экономические и социальные показатели. Таким образом, создается неразрывная связь между «политикой – экономикой – обществом» при планировании и реализации стратегий научно-технического и информационно-коммуникационного развития.
Результатом произошедших изменений стало начало естественного процесса цифровой трансформации «мягкой силы» Японии, который характеризуется более интенсивным применением информационно-коммуникационных и передовых технологий. Вместе с этим, «трансформация мягкой силы» носит характер следующего этапа развития концепции, но не полное её переосмысления, поскольку изначальные идеи Дж. Ная содержали элемент информационных технологий, но не включали такие технологии как искусственный интеллект, большие данные и т.д.Развитие научно-технического потенциала позволило расширить «мягкую силу» и включить такие аспекты как научное и инновационное развитие, международные обмены, участие в миротворческих инициативах, официальной помощи развития и научно-технические, образовательные. Сохраняется культуроцентричность японской «мягкой силы», что проявляется в связи современной культуры и цифровизации, которая породила новый сектор японской экономики – креативные отрасли, позволяющие репрезентировать традиционные ценности в более приемлемом для широкой аудитории формате. Тем не менее, несмотря на ведущую роль современной массовой культуры, традиционная не была исключена из направлений «мягкой силы» и подверглась цифровым трансформациям.
Текущий этап цифровизации характеризуется идеей повсеместного внедрения искусственного интеллекта, которому отводится роль «моста» между физическим и кибернетическим пространствами. Необходимость его развития обуславливается стремлением к формированию новой социальной структуры – «Общество 5.0», на реализацию которого ориентированы действующие правительственные стратегии. Вместе с этим искусственный интеллект позиционируется как помощник для достижения благополучия каждого человека.
Технологии уже начали применять для продвижения внешнеполитических интересов, через внедрение в сектора, относящиеся к «мягкой силе» Японии. Однако помимо положительных результатов, наблюдается определенная негативная тенденция, сопровождающаяся постепенной стагнацией сектора. Ключевыми проблемами выступают отсутствие квалифицированных специалистов, недостаток финансирования, разветвлённость и сохраняющиеся границы между участниками цифровой трансформации, а также разница между стратегическими взглядами политиков и фактической их реализация. Фактическое внедрение сопровождается сохраняющимся противостоянием части общества, не доверяющего ИИ и имеющих негативный опыт его применения, в том числе в тех отраслях, которые являются традиционными для «мягкой силы» Японии, и тех, кто получает положительный эффект от внедрения. Таким образом, можно отметить разделение общества на сторонников и противников внедрения ИИ, что является одной из причин торможения развития, поскольку осуществить повсеместное внедрение ИИ на данный момент не представляется возможным. В связи с этим для разрешения существующих проблем необходимо формирование системы регулирования ИИ, что обозначило смещение политического вектора в сторону разработки мер контроля над технологами без создания ограничений для развития.
В целом трансформация «мягкой силы» под влиянием цифровизации активно продолжается, но уже на данный момент является одним из ключевых стратегических направленийдля продвижения внешнеполитических интересов государств, в перспективе способствуя достижениюсоциально-экономических и политических целей.Однако, как показывает практика, необходимо усовершенствовать политические меры продвижения цифровизации, вложить в эту сферу существенный объем ресурсов и решить вопросы регулирования.
1. О Фонде(TheJapanFoundation) // Центр Японской Культуры «TheJapanFoundation». URL: https://jpfmw.ru/ru/about/o-fonde.html?lang=ru(дата обращения: 13.04.2024).
2. 2023-NenAIyosoku [Прогноз по искусственному интеллекту на 2023 год] // PwC.15.06.2023. URL: https://www.pwc.com/jp/ja/knowledge/thoughtleadership/2023-ai-predictions.html (дата обращения: 13.05.2024).
3. AI howaitopēpā 2024. Sutēji Ⅱ ni okeru shin senryaku. SekaiichiAIfurendorīnakunie// Sōmushō[Белая книга по искусственному интеллекту 2024. Новая стратегия на этапе II. Стать самой дружественной к искусственному интеллекту страной в мире // Министерство внутренних дел и коммуникаций]. 11.04.2024. 27 p. URL: https://www.soumu.go.jp/main_content/000944148.pdf (дата обращения: 5.05.2024).
4. AIsenryaku 2019. Hito, sangyō, chiiki, seifusubeteniAI // Naikakufu [Стратегия по искусственному интеллекту 2019 г. Искусственный интеллект для людей, промышленности, регионов и правительства // Кабинет министров]. 11.06.2019. 63 p. URL: https://www8.cao.go.jp/cstp/tougosenryaku/sanko4.pdf (дата обращения: 3.05.2024).
5. AIsenryaku 2022 // Naikakufu[Стратегия по искусственному интеллекту 2022 г. // Кабинет министров]. 22.04.2022. 40 p. URL: https://www8.cao.go.jp/cstp/ai/aistrategy2022_honbun.pdf (дата обращения: 5.05.2024).
6. Bunka shingikai bunkazai bunka-kai kikaku chōsa kaihōkokusho no kosshi (an). Shiryō-4 dai 6-kai kikaku chōsa-kai // Bunkachō [План отчета Планово-следственной комиссии Подкомитета по культурным ценностям Совета по делам культуры (проект). Материал 4, 6-ая Планово-следственная комиссия // Агентство по делам культуры]. URL: https://www.bunka.go.jp/seisaku/bunkashingikai/bunkazai/kikaku/h18/06/shiryo_4.html (дата обращения: 9.05.2024).
7. Chiikiokoshinonakanochiiki-kankōryū // Chiikiokoshinokanōse [Межрегиональный обмен в региональном возрождении // Возможности регионального возрождения]. URL: https://www.hmt.u-toyama.ac.jp/socio/lab/sotsuron/98/kamibayasi/chap1.htm (дата обращения: 7.05.2024).
8. Comprehensive Strategy on Science, Technology and Innovation. A Challenge for Creating Japan in a New Dimension // Kokuritsu Kokkaitoshokan dejitaru korekushon [Цифровая коллекция Национальной Парламентской библиотеки].7.06.2013. 79 p. URL: https://dl.ndl.go.jp/view/prepareDownload?itemId=info%3Andljp%2Fpid%2F11001125&contentNo=1 (дата обращения: 27.04.2024).
9. Cool Japan Strategy // Atwise Consulting Co., Ltd.2012. 32 p. URL: https://wise.co.th/wise/References/Creative_Economy/Cool_Japan_Strategy_January_2012.pdf (датаобращения: 24.04.2024).
10. Cool Japan Strategy // The Cabinet Office.3.09.2019. 41 p. URL: https://www.cao.go.jp/cool_japan/about/pdf/190903_cjstrategy_english.pdf (дата обращения: 2.05.2024).
11. Creative Economy Report // UNCTAD. 2008. 357 p. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ditc20082cer_en.pdf (дата обращения: 24.04.2024).
12. Dai 2-ki kagaku gijutsu kihon keikaku. Honbun// Naikakufu[Второй Базовый план по науке и технологиям. Основное содержание// Кабинет министров]. URL: https://www8.cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/honbun.html (дата обращения: 23.04.2024).
13. Davies R. Nissan shuts Sunderland factory as coronavirus disrupts industry // The Guardian. 17.03.2020. URL: https://www.theguardian.com/business/2020/mar/17/nissan-closes-sunderland-factory-coronavirus-ford-vw (дата обращения: 29.04.2024).
14. Dejitaru gyōzaisei kaikaku kadai hakkutsu taiwa (dai 6-kai). «Kuni chihō o tsūjita DX no suishin» ni kakaru tōgi shiryō // Naikaku kanbō [Совещание по выявлению проблем цифровой административной и финансовой реформы (6-я сессия). Материалы, связанные с «продвижением DX через органы центрального государственного управления и местного самоуправления» // Секретариат Кабинета министров]. 2024. 38 p. URL: https://www.cas.go.jp/jp/seisaku/digital_gyozaikaikaku/taiwa6/240227taiwa1.pdf (дата обращения: 10.05.2024).
15. Dejitarukatsuyō nodōkō // Reiwa 5-nenban jōhō tsūshin hakusho [Тенденции использования цифровых технологий // Белая книга по информации и коммуникациям за 5 год эпохи Рэйва].2023. P. 137–158. URL: https://www.soumu.go.jp/johotsusintokei/whitepaper/ja/r05/pdf/n4b00000.pdf (дата обращения: 10.05.2024).
...
145 источников