Аннотация
Введение 5
1 Использование систем мониторинга для диагностики компьютерной сети . 8
1.1 Разновидности систем мониторинга 8
1.2 Функции систем мониторинга 10
1.3 Обзор систем мониторинга 12
1.3.1 Система мониторинга Zabbix 12
1.3.2 Система мониторинга Nagios 13
1.3.3 Система мониторинга Microsoft System Center 2012 R2
Operations Manager 16
1.4 Обзор источников по теме исследования 18
1.4.1 Обзор печатных источников 18
1.4.2 Обзор интернет-источников 20
1.5 Причины выбора системы мониторинга System Center 2012 R2 на
предприятии акционерное общество «Стройдормаш» 23
2 Описание руководства 25
2.1 Описание заказчика и потенциальной аудитории обучения 25
2.2 Требования к необходимым знаниям и умениям 27
2.3 Подготовка рабочего места и особенности установки и настройки
Microsoft System Center 2012 R2 Operation Manager 28
2.4 Выбор средства реализации руководства 32
2.5 Основные разделы руководства 33
2.5.1 Информация о предприятии 33
2.5.2 Раздел «Описание системы мониторинга Microsoft
System Center 2012 R2 Operation Manager» 34
2.5.3 Раздел «Развертывание Microsoft System Center 2012 R2 Operation
Manager» 37
2.5.4 Раздел «Получение результатов мониторинга в виде отчетов и оповещений с помощью Microsoft System Center 2012 R2 Operation
Manager» 39
2.5.5 Раздел «Организация мониторинга сети» 41
2.5.6 Раздел «Анализ полученных отчетов» 44
2.6 Организация процесса обучения новых сотрудников с использованием руководства 46
2.7 Внедрение системы Microsoft System Center 2012R2 Operations Manager и руководства в деятельность предприятия и отдела системной интеграции 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение А 56
Приложение Б 57
В настоящее время для предприятий со сложной распределенной инфраструктурой информационных технологий (ИТ-инфраструктурой) актуальной является проблема мониторинга различных сервисов, в том числе серверов и активного сетевого оборудования. Система мониторинга позволяет сотрудникам информационных служб (ИТ-служб) предприятия оперативно получать информацию о состоянии сервисов, оборудования, эффективнее и быстрее реагировать на возникшие инциденты. Такая система позволяет собирать, систематизировать, анализировать и хранить полученную информацию. Внедрение системы мониторинга приводит к сокращению времени на поиск причин проблемы и ее устранения, а также экономит значительные средства на содержание штата ИТ-служб.
Как правило, системы мониторинга представляют собой набор возможностей, которые обеспечивают потребителя единым интерфейсом и возможностью удаленного доступа к сервисам с различных коммуникационных устройств (компьютер, ноутбук и другие).
На сегодняшний день на рынке информационных услуг (ИТ-услуг) представлен широкий выбор систем мониторинга, отвечающий нуждам любого предприятия, например: огромный холдинг, дата-центр или небольшая компания. Отличаться такие системы могут функциональностью, параметрами, возможностью интеграции с наблюдаемым оборудованием. Также наблюдается большой ценовой диапазон — бесплатные системы мониторинга, такие как Zabbix и Nagios, серьезная система System Center 2012 Operations Manager от компании Microsoft.
Проблема построения мониторинга сервисов, серверов и активного сетевого оборудования актуальна также для акционерного общества «Строй- дормаш» (АО «Стройдормаш»).
Акционерное общество «Стройдормаш» — это современная крупномасштабная компания, являющаяся производителем буровых установок, бурильных, бурильно-крановых, бурильно-сваебойных и шнековых машин, на основе использования и применения инновационных технологий. Бурильнокрановые машины и оборудование, выпускаемые заводом, широко применяются для строительства, ремонта и обслуживания линий электропередачи. Машины и оборудование эксплуатируются в различных энергосистемах России и сопредельных государств, на предприятиях строительной и нефтегазовой отраслей, дорожного и коммунального хозяйства, а также на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. В условиях современного бизнеса завод должен иметь современную развитую ИТ-инфраструктуру и обеспечивать бесперебойное функционирование сервисов для производства, а, следовательно, должна быть обеспечена работоспособность всего сетевого оборудования.
На данный момент АО «Стройдормаш» имеет 80 серверов, 500 рабочих станций, 30 единиц сетевого оборудования, расположенных в нескольких офисах и на производственных площадках в нескольких городах Российской Федерации. На предприятии с таким количеством узлов, распределенных территориально, необходима гибкая и масштабируемая система мониторинга, с оперативным оповещением о возможных инцидентах, с возможностью визуализации и отчетности.
Проблема заключается в том, что такой большой объём оборудования отслеживать вручную практически невозможно. Задача мониторинга решается отделом системной интеграции с помощью программного комплекса Microsoft System Center 2012 R2.
Обучение ИТ-специалистов для сопровождения Microsoft System Center 2012 R2 происходит только на дорогих узко квалифицированных курсах. В целях снижения затрат на дальнейшее сопровождение данного продукта, на предприятии ведется база знаний, содержащая в себе пополняемый комплект инструкций и пояснений.
Объект исследования: организация процесса обучения сотрудников предприятия мониторингу сервисов, серверов и активного территориально распределенного сетевого оборудования с использованием Microsoft System Center 2012 R2.....
В результате проделанной выпускной квалификационной работы, в АО «Стройдормаш» был проведен анализ использования программного продукта Microsoft System Center 2012 R2. В ходе анализа, были изучены основные принципы работы программного комплекса, создание правил систем активного мониторинга серверов, различного сетевого оборудования, в том числе отслеживание установленного программного обеспечения. На основании проведенной аналитики установленного программного обеспечения, произведена настройка сбора необходимой отчетности о состоянии ИТ- инфраструктуры предприятия.
В ходе данной выпускной квалификационной работы, все задачи были выполнены:
• проанализированы источники по диагностике компьютерной сети;
• изучены возможности программного комплекса мониторинга Microsoft System Center 2012 R2;
• настроен программный комплекс на предприятии для дальнейшего использования для мониторинга сети;
• подготовлены обучающие инструкции по получению и анализу отчетности и настройки уведомлений при возникновении инцидентов;
• реализован интерфейс руководства в выбранных средствах реализации.
Перед АО «Стройдормаш» стояла задача одновременно стандартизировать управление корпоративными ПК, провести централизованную установку и аудит программного оснащения на предмет соответствия корпоративным требованиям.
Анализ использования программного продукта Microsoft System Center 2012 R2 в АО «Стройдормаш» показал ряд положительных аспектов:
• повышение отказоустойчивости сервисов, в том числе путём интеграции с ними;
• максимально быстрое получение информации о возможной или возникшей проблеме;
• снижение нагрузки на работу ИТ-специалистов;
• сокращение времени на решение проблем, связанных с сетевым оборудованием, программным обеспечением.
На предприятии АО «Стройдормаш» в дальнейшем планируется переход на новую версию System Center Operations Manager 2016.
В новой версии SCOM 2016 в дистрибутив поставки входит дополнительный инструментарий, который позволит ИТ-администратору самостоятельно сгенерировать Management Pack для любого сетевого оборудования, поддерживающего почтовый протокол [15].
Естественно, что создание сложных пакетов, таких как, например, SQL Server Management Pack остается сферой деятельности компаний, специализирующихся на этом.
В официальном релизе, появилась графическая среда, делающая этот процесс простым и понятным. Таким образом, имея даже самое уникальное и редкое сетевое оборудование, пользователю достаточно будет получить MIB- файл для него от производителя и на основании него определить, используя новый инструментарий SCOM, как конкретно он хочет контролировать эти устройства в SCOM 2016.
1. Библиотека отчетов Operations Manager [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.microsoft.com/ru-ru/system-center/scom/manage- reports-installed-during-setup?view=sc-om-1711/ (дата обращения: 18.10.2017).
2. Измеряем использование программ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.osp.ru/winitpro/2009/12/13001328/ (дата обращения:
17.11.2017) .
3. Интуит. Национальный открытый университет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.intuit.ru/academies/companiesn/42/info (дата обращения: 10.02.2018).
4. Использование отчетов в Operations Manager [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://technet.microsoft.com/ru-ru/library/hh212786 (v=sc. 12).aspx (дата обращения: 23.10.2017).
5. Источники данных о производительности Windows и Linux в Log Analytics [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.microsoft.com /ru-ru/azure/log-analytics/log-analytics-data-sources-performance-counters (дата обращения: 28.12.2017).
6. Как управлять сервером отчетов учетной записи автоматического выполнения в Operations Manager [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://technet.microsoft.com/ru-ru/library/hh212703(v=sc. 12).aspx (дата обращения: 24.10.2017).
7. Коломоец Г.П. Организация компьютерных сетей. [Текст]: учеб. пособие / Г.П. Коломоец - Запорожье: Классический приватный университет, 2012. - 110 с.
8. Мониторинг прохождения почты через вашу инфраструктуру [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vmind.ru/2014/09/02/ monitoring-proxozhdeniya-pochty-cherez-vashu-infrastruktu.ru/ (дата обращения:
26.11.2017) .
9. Мониторинг устройства с помощью System Center Operations Manager [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.microsoft.com /ru- ru/sql/analytics-platform-system/monitor-the-appliance-by-using-system-center- operations-manager/ (дата обращения: 09.10.2017).
10. Мониторинг устройства с помощью System Center
Operations Manager [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.microsoft.com/ru-ru/sql/analytics-platform-system/monitor-the- appliance-by-using-system-center-operations-manager/ (дата обращения:
30.10.2017) .
11. Наблюдайте за своими серверами при помощи Operations Manager 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oszone. net/5384/Operations_Manager_2007/ (дата обращения: 11.10.2017).
12. Настройка почтовых уведомлений от SCOM [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pk-help.com/server/scom-smtp/ (дата обращения:
20.10.2017) .
13. Новые возможности мониторинга инфраструктуры с System Center 2012 SP1 Operations Manager [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oszone.net/19586/ (дата обращения: 10.10.2017).
14. Обзор System Center Operations Manager 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oszone.net/19754/ (дата обращения:
11.10.2017) .
15. Обзор нововведений System Center Operations Manager SP1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oszone.net/21914/ (дата обращения: 12.10.2017).....45