Аннотация
Введение 7
1 Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов 15
1.1 Подходы к определению самостоятельной работы 15
1.2 Виды самостоятельной работы 25
1.3 Задание в тестовой форме как вид самостоятельной работы 33
1.4 Описание возможности заданий в тестовой форме при формировании
различных видов знаний 43
1.5 Выводы по первой главе 47
2 Проектирование и применение обучающих систем заданий в тестовой
форме 49
2.1 Системы заданий в тестовой форме 49
2.2 Технология проектирования обучающих систем заданий 52
2.3 Методика применения обучающих систем заданий в тестовой форме с
использованием автоматизированных программных средств 58
2.4 Опытно-поисковая работа 66
2.5 Выводы по второй главе 77
Заключение 79
Список использованных источников 83
Приложение А 95
Приложение Б 96
Приложение В 97
Приложение Г 98
Приложение Д 103
Приложение Е 115
Приложение Ж 116
Актуальность исследования. Процесс глобальной информатизации коснулся всех сфер жизни, в том числе и системы образования. С одной стороны это послужило толчком, к развитию новых подходов к обучению, основанных на применении информационных технологий, а также трансформацию общих и частных методик преподавания, вынужденных меняется в соответствии с запросами общества. С другой стороны данный процесс привнес ряд негативных изменений, в процесс обучения.
В связи с вступлением России в Болонский процесс, произошла модернизация системы высшего образования. В учебных планах и рабочих программах бакалавриата самостоятельной внеаудиторной работы стало больше, но наряду с тенденцией увеличения объема часов на самостоятельную работу, интересной представляется тенденция уменьшения трудозатрат на ее выполнение. Если раньше студенту приходилось ходить в библиотеки, искать нужную литературу по каталогу, затем, как минимум, пролистывать все учебники в поисках ответа на необходимый вопрос, то сейчас для современного студента эту задачу значительно облегчает Интернет: электронные читальные залы с электронными каталогами, функция поиска по ключевым словам не только в базах данных и каталогах статей, но и в самом документе позволяет быстро найти нужный материал и сконцентрировать внимание именно на нем. Студентам уже не требуется большого количества времени на поиск информации для подготовки к семинару. Написание курсовых работ, не говоря уже о рефератах, также облегчают и Интернет. И все чаще самостоятельная работа студентов превращается в имитацию самостоятельной работы. Согласно исследованию праведному М. В. Кашириной для подавляющего большинства студентов основным источником информации для самостоятельной подготовки, выполнения работ служит Интернет. Более чем для 70% — это единственный источник информации. Не стоит напоминать, что качество этой информации с научной точки зрения (достоверность, точность, обоснованность и т.д.) весьма сомнительно. Отсюда следует только один вывод: эти 70% не смогли бы повысить академический уровень получаемой в ходе самостоятельной работы информации, даже если бы захотели. У них просто не было бы возможности сравнивать эрзац-источники с научной литературой высшей пробы ни по глубине, ни по стилистике, ни по достоверности информации. Но они еще и, в большинстве своем, не хотят подтягиваться до приемлемого уровня.
В каждой рабочей программе по каждой дисциплине предусматривается определенное количество часов для аудиторной и внеаудиторной работы студентов. При этом количество часов самостоятельной работы студентов почти всегда больше аудиторной. То есть предполагается, что за пределами университета студент на свою учебную деятельность должен тратить времени больше, чем на посещение лекций и практических. Результаты самостоятельной работы студентов всегда фиксируются: подготовка к семинару — отметкой за семинарское занятие, написание курсовой работы — дифференцированной оценкой или отметкой о зачете и т.д. Но вот насколько эти результаты соответствуют трудозатратам студента?
Согласно исследованию, проведенному М. В. Кашириной большинство студентов (около 47%) признались, что затрачивают на поиск информации, на самостоятельное изучение дисциплины около часа. В то время как в любой рабочей программе, по любой дисциплине на самостоятельное изучение отводятся десятки, а в некоторых случаях и сотни часов. Опрос, проведенный М. В. Кашириной, показал, что соотношение времени, затрачиваемого на аудиторные занятия, с количеством времени, затрачиваемого на самостоятельную работу, в среднем 5:1. Меньше всего времени студенты затрачивают на написание контрольных работ и рефератов (не более 1,5 часа на выполнение 1 контрольной или реферата). В то время как на написание реферата в рабочих программах выделяется не менее 15 часов. Действительно, сложно представить реферат, выполненный качественно и за 1,5 часа. Нетрудно на основании этого предположить, что либо студенты «заказывают» выполнение этих работ, либо скачивают их из Интернета.
Кроме того, студенты нерегулярно работают самостоятельно. В среднем они готовятся к семинару 3-4 раза в месяц по всем дисциплинам.....
В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и, одновременно, более сложной, чем организация самостоятельной работы студентов. Важность этой проблемы связана с новой ролью самостоятельной работы: она постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса. В результате самообразовательной деятельности студентов происходит процесс приобретения, структурирования и закрепления знаний. Сейчас роль самостоятельной работы настолько возросла, что её приходится специально планировать, создавать для неё специальные формы и методы, выделять время, помещения и технические ресурсы.
В данной выпускной квалификационной работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Проанализирована современная научно-педагогическая литература, с целью определения подходов к рассмотрению понятия «самостоятельная работа». Самостоятельная работа может, рассматривается и как метод и форма организации деятельности, и как средство обучения, и как вид учебнопознавательной деятельности. Также были проанализированы определения понятия «самостоятельная работа» данные разными авторами, под самостоятельной работой мы будем понимать планируемую учебную, учебноисследовательскую, научно-исследовательскую работу обучающихся, выполняемую в аудиторное и внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Рассмотрены виды самостоятельной работы, так самостоятельная работа бывает аудиторной и внеаудиторной, также были рассмотрены виды письменных работ с текстом, как традиционной формы организации самостоятельной внеаудиторной работы.
2. Рассмотрены задания в тестовой форме как одного из технологичных и перспективных видов самостоятельной работы. Были определены требования, предъявляемые к заданиям в тестовой форме, также было рассмотрено отличие заданий в тестовой форме от тестовых заданий. Главное отличие тестовых заданий от заданий в тестовой форме — это наличие у первых статистических требований. При отсутствии у задания таких показателей как, известная трудность, дифференцирующая способность и положительная корреляция баллов, мы можем говорить только о заданиях в тестовой форме. Также были описаны типичные ошибки, допускаемые разработчиками при составлении заданий в тестовой форме, данные ошибки возникают, в основном, при нарушении разработчиком, требований, предъявляемых к заданиям.
Рассматривалась возможность применения заданий в тестовой форме при формировании различных видов знаний. Виды знаний были определены по классификации В. С. Аванесова. В данной классификации было рассмотрено три уровня знаний, на каждом уровне были выделены соответствующие им виды знаний, даны рекомендации по применению видов заданий к каждому виду знаний.
Рассмотрено четыре вида систем заданий в тестовой форме, такие как цепные, тематические, текстовые и ситуационные. К системам заданий были разработаны примеры систем заданий, представленные в соответствующих приложениях.
3. Описана технология проектирования обучающих систем заданий в тестовой форме, было выделено два этапа, на первом этапе разработчику необходимо проработать учебный материал, с целью его оптимизации. При работе с учебным материалом рекомендуется применять технологию квантования текста, описанную в работах В. С. Аванесова, данная технология предполагает сжатие учебного текста, для лучшего его восприятия обучающимися. Второй этап посвящен планированию и разработке системы заданий в тестовой форме, данный этап предполагает проведение структурно-логический анализа, для определения видов знаний, формируемых в разрабатываемой системе заданий и соответствующие им виды заданий, результат необходимо представить в виде технологической матрицы. Также на данном этапе разрабатываются задания, которые будет способствовать формированию определенных видов знаний, при разработке заданий рекомендуются использовать фасетные задания, базы заданий в табличной форме и их сочетания, поскольку перечислены задания способствуют созданию вариативной системы заданий.
Описана методика применения обучающих систем заданий в тестовой форме. При использовании системы заданий рекомендуется учитывать психологические особенности личности, к ним можно отнести процессы запоминания и забывания информации. Также в данном параграфе рассмотрены возможности использования автоматизированных программных средств, проведен сравнительный анализ некоторых программных средств, с указанием достоинств и недостатков и даны общие рекомендации по оцениванию и применению обучающей системы заданий в тестовой форме.....
1. Аванесов В. С. Знания как предмет педагогического измерения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.testolog.narod.ru/ EdMeasmt5.html (дата обращения: 14.10.2017).
2. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий [Текст] : учебное пособие / В. С. Аванесов. — 3-е изд. — Москва: Центр тестирования, 2002. — 95 с.
3. Аванесов В. С. Методическая модернизация российского образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://viperson.ru/
wind.php?ID=651644&soch=1 (дата обращения: 14.10.2017).
4. Аванесов В. С. Новые формы организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://testolog.narod.ru (дата обращения: 14.10.2017).
5. Аванесов В. С. О самой гуманной форме контроля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ug.ru/99.14/t12.htm (дата обращения: 14.10.2017).
6. Аванесов В. С. Определение исходных понятий теории педагогических измерений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. testolog.narod.ru/EdMeasmt4.html (дата обращения: 14.10.2017)
7. Аванесов В. С. Основы педагогических измерений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.testolog.narod.ru/ EdMeasmt1.html (дата обращения: 14.10.2017)
8. Аванесов В. С. Основы теории педагогических заданий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.testolog.narod.ru/ EdMeasmt10.html (дата обращения: 14.10.2017)
9. Аванесов В. С. Применение заданий в тестовой форме и квантованных учебных текстов в новых образовательных технологиях [Текст] / В. С. Аванесов // Педагогические измерения. 2012. — № 2. — С. 75-91.
10. Аванесов В. С. Применение тестовых форм в новых образовательных и аттестационных технологиях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://testolog.narod.ru/Theory55.html (дата обращения: 14.10.2017).
11. Аванесов В. С. Проблема соединения тестирования с обучением [Текст] / В. С. Аванесов // Педагогические измерения. 2013 № 3. — С. 16-28.
12. Аванесов В. С. Системы заданий в тестовой форме [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.testolog.narod.ru/ EdMeasmt9.html (дата обращения: 14.10.2017)
13. Аванесов В. С. Форма тестовых заданий [Текст] : учебное пособие / В. С. Аванесов. — Москва: Центр тестирования, 2016. — 156 с.
14. Аванесов В. С. Язык педагогических измерений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.testolog.narod.ru/Theory65.html (дата обращения: 14.10.2017)
15. Аванесов В. С. Педагогические измерения. Тезаурус [Текст] / В. С. Аванесов, Т. С. Анисимова, А.А. Маслак [и др.] // Педагогические измерения. 2015. — № 1. — С. 28-32.....105