Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конкурс инструментальной музыки как способ формирования ансамблевых навыков у студентов учреждений музыкального образования

Работа №146031

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ КАК СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ АНСАМБЛЕВЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ
МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Характеристика конкурса инструментальной музыки 8
1.2. Содержание ансамблевых навыков студентов учреждений
музыкального образования 13
1.3. Опыт организации конкурсов инструментальной музыки 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСА
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ АНСАМБЛЕЙ КАК СПОСОБА
ФОРМИРОВАНИЯ АНСАМБЛЕВЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ
УЧРЕЖДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.1. Этапы планируемой деятельности по организации
конкурса инструментальной музыки 27
2.2. Реализация конкурса инструментальной музыки 30
2.3. Анализ апробации конкурса инструментальной музыки
для развития ансамблевых навыков студентов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Приложение 1. Логотип 51
Приложение 2. Информационное письмо 52
Приложение 3. Регламент 54
Приложение 4. Программа выступлений 55
Приложение 5. Анкета для участников 56
Приложение 6. Результаты апробации (таблица итогов, диаграммы) 60
Приложение 7. Фото- и видеоматериалы 65

Становление любого профессионального музыканта связано с участием в многочисленных конкурсах. Конкурс может являться инструментом, позволяющим студентам совершенствовать ряд профессиональных навыков. Студенческая молодежь, являясь субъектом системы профессионального образования, развивает свой творческий потенциал, овладевая, помимо базовых социальных и культурных компетенций, профессиональными компетенциями, посредством участия в конкурсах различного вида.
Значимым аспектом в модернизации высшего профессионального образования является соблюдение условий, способствующих развитию конкурентоспособного специалиста относительно запросов рынка труда. Участвуя в конкурсе, студент узнает о своих сильных и слабых сторонах исполнительской деятельности, что помогает определить траекторию для дальнейшего развития как музыканта-исполнителя [31].
Музыкальный конкурс - это публичное мероприятие, призванное определить и отметить успешные музыкальные коллективы, талантливых солистов. Каждый начинающий музыкант хочет добиться признания. Одним из видов является музыкальных конкурсов является конкурс инструментальной музыки.
Конкурсы инструментальной музыки - это популярная форма состязаний среди учащихся детских школ искусств, так и студентов. Основными целями и задачами таких мероприятий являются: активизация и развитие специальных знаний, умений, навыков; стимулирование творческого роста в области инструментальной исполнительской практики; приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений; сохранение и развитие лучших отечественных традиций исполнительского мастерства на музыкальных инструментах; развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству; создание новых форм творческого общения и установление творческих контактов; сохранение традиций российской музыкальной педагогики; повышение престижа академического образования.
Специфика конкурса инструментальной музыки предполагает участие в следующих ансамблевых номинациях, например, таких как фортепианный ансамбль (в 4 руки), инструментальный ансамбль с участием любых инструментов, вокально-инструментальный ансамбль. При участии в этих номинациях у студентов формируются и совершенствуются ансамблевые навыки: выдержки; слаженной игры в ансамбле; выстраивания баланса звучания; синхронного и точного выполнения нюансировки во время игры с партнером. Вместе с тем, при широкой разработанности вопросов, связанных с развитием ансамблевых навыков учащихся, проблема формирования комплекса ансамблевых навыков студентов посредством участия в конкурсах инструментальной музыки освещена недостаточно.
Таким образом, на практике существует ряд противоречий между:
• необходимостью формирования ансамблевых навыков у студентов музыкальных учебных заведений, с одной стороны, и недостаточным количеством мероприятий, направленных на развитие этих навыков у студентов, с другой;
• наличием потребности у студентов в данном виде мероприятий, с одной стороны, и отсутствием таковых в высших учебных заведениях, с другой;
• необходимостью профессионального подхода к организации и проведению студенческого конкурса инструментальной музыки, с одной стороны, и недостаточной разработанностью технологии проведения конкурса подобного вида в высшем учебном заведении, с другой.
Противоречия выявляют проблему исследования.
Проблема исследования заключается в определении эффективных мероприятий организации конкурса инструментальной музыки для развития ансамблевых навыков студентов в высшем учебном заведении.
Тема исследования: конкурс инструментальной музыки как способ формирования ансамблевых навыков у студентов учреждений музыкального образования.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Конкурс - это соревнование в определенной сфере, проводящееся на заранее объявленных условиях. Существуют различные виды конкурсов - тематические, жанровой направленности. Музыкальный конкурс призван выявить лучших исполнителей в том или ином жанре музыки, он имеет четко поставленные цели и задачи выявления молодых музыкантов, повышение уровня их профессионального мастерства; активизация творческой деятельности исполнителей. Конкурс инструментальной музыки - это состязание среди исполнителей на музыкальных инструментах без участия человеческого голоса (соло, в ансамбле и т.п.).
Ансамблем является определённая коллективная согласованная форма исполнения (пения или игры на инструменте), когда определённое количество музыкантов, объединившись между собой, выражают художественную суть произведения исполнительскими выразительными средствами. Цель каждого ансамбля - сплочённость общей работы участников для достижения конкретного результата. В ансамбле солисты отсутствуют, так как это единый организм с творческой работой, нацеленной на конкретный результат.
Ансамблевые навыки представляют собой совокупность слуховых (звуковысотных, гармонических, полифонических, тембро-динамических), ритмических, метрических, темповых, динамических, агогических, эстетических и коллективных аспектов, выражающихся в способностях:
• чувствовать общность эмоционального отклика на исполняемое, ощущать партнёра и делать это вместе, имея единство художественного представления произведения;
• находить визуальный контакт с партнером;
• слушать синхронную игру партнера во время пауз в своей партии, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать;
• чётко согласовывать между собой партии, уравновешивать по силе звучания, динамике, фразировке, чтобы создавалось ощущение формы, цельности и стиля музыкальной картины;
• научиться «солировать» - когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанировать», чтобы отойти на второй план;
• концентрировать внимание на ритмической точности, нюансировке и метроритмической устойчивости, преодоление полиритмических трудностей;
• придерживаться формулы общего движения, способствующей созданию у партнёров единого темпа;
• находить правильное тембральное звучание и краски, совместной атаки звука, чистоты строя, художественного образа и задумки композитора;
• создавать благоприятный морально-психологический климат, творческую дисциплину, соблюдать определённые эстетические нормы и доверительные отношения.
Опыт организации VII Открытого Регионального конкурса инструментальной музыки успешен, поскольку участников стало больше во всех номинациях. Конкурс инструментальной музыки - популярная и эффективная форма соревнований среди учащихся как ДШИ и ДМШ, так и средних и высших музыкальных заведений. Участие в конкурсах инструментальной музыки позволяет приобрести необходимый исполнителям опыт в области инструментального музицирования. Такая практика способствует развитию навыков ансамблевой игры, что благоприятно сказывается на дальнейшей профессиональной подготовке учащихся вузов и ссузов.
...


1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] /
А.Д. Алексеев. - Москва : Музыка, 1978. - 288 с.
2. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / Л.А. Баренбойм. - Москва : Музыка, 1974. - 336 с.
3. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию [Текст] / Л.А. Баренбойм. - Москва : Сов. композитор, 1973. - 270 с.
4. Блауберг, И.В. Краткий словарь по философии [Текст] / под ред. И.В. Блауберг, И.К. Пантин - Изд. 3-е, перераб. - Москва : Политиздат, 1979. - 413 с.
5. Брокгауз, Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь
Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [Текст] / Под ред. И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева, О.О. Петрушевского. - Санкт Петербург, Лейпциг : Брокгауз-Ефрон, 1890. - 1876 с.
6. Гончарова, Н. Музыкальная педагогика [Текст] / Под ред.
В.В. Крюковой. - Ростов на Дону : «Феникс», 2002. - 288 с.
7. Готлиб, А. Б. Основы ансамблевой техники / В помощь педагогу- музыканту [Текст] / Готлиб А. Б. - Москва : Музыка, 1971. - 94 с.
8. Ефремова, Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова. - Москва : Дрофа, 2000. - 1233 с.
9. Келдыш, Ю.В. Музыкальная энциклопедия / В 6-ти т. // т. 1 [Текст]. - Москва : Сов. энциклопедия, 1973. - 1072 с.
10. Коган, Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста [Текст] / Коган Г.М. - Москва : Сов. композитор, 1969. - 342 с.
11. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
12. Кожаева, О.В. Инструментальный ансамбль - как одна из наиболее перспективных форм ансамблевого музицирования баянистов и аккордеонистов в ДШИ // Методическая разработка [Текст] / Сост. О.В. Кожаева. - Сызрань, 2015. - 12 с.
13. Коробейникова, Е.Ю. Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития электронного музыкального творчества детей и юношества [Текст] // Инновации в профессиональном и профессионально­педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно­практической конференции, Екатеринбург, 22 - 23 апреля 2015 г. // Науч. ред. д-р пед. наук, проф. Е. М. Дорожкин, д-р пед. наук, проф.
B. А. Федоров. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун.-т», 2015. Том I., с. 262-265.
14. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика [Текст] / В.В. Крюкова. - Ростов на Дону : «Феникс», 2002. - 288 с.
15. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь [Текст] / С.А. Кузнецов.
• Санкт Петербург : Норинт, 2000. - 1536 с.
... всего 31 источник


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ