Аннотация
Введение 4
1 Лабораторный практикум «Основы безопасности компьютерных сетей» ... 6
1.1 Анализ литературы и интернет-источников 6
1.2 Понятие лабораторный практикум 10
1.3 Обзор оборудования D-Link 11
1.4 Основные технологии безопасности в компьютерных сетях 15
1.5 Анализ рабочей программы 21
2 Описание лабораторного практикума 24
2.1 Педагогический адрес 24
2.2 Структура лабораторного практикума 24
2.3 Методика работы с лабораторным практикумом для обучающихся .... 36
2.4 Методика применения лабораторного практикума для преподавателя 37
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложение 49
Современный мир живет в век информационного общества. Поэтому информация является наиболее ценным объектом. Коммерческие и государственные предприятия заинтересованы в том, чтобы их информация была надежно защищена от ее неправомерного использования: нежелательного разглашения, фальсификации, незаконного тиражирования, блокировки или уничтожения. Злоумышленники часто пытаются взломать сети предприятий, чтобы украсть важные документы, деньги или просто навредить. Чтобы не стать их жертвой, необходимо защищать компьютеры и сеть организации.
Одним из способов защиты является настройка различных технологий безопасности на коммутаторах и маршрутизаторах.
Для настройки коммутаторов и маршрутизаторов требуются специалисты, ознакомленные с технологиями безопасности. Их задача — обезопасить информацию в компании от утечек, потерь, злоумышленников и шпионов.
Технологии осваиваются достаточно сложно. На просторах интернета недостаточно структурированной информации по настройке технологий и настройке технологий с «чистого листа». Новичкам сложно найти подходящую информацию.
В связи с этим становится актуальной проблема разработки лабораторного практикума, которой предназначен для студентов Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ). В лабораторном практикуме содержится как теоретический материал, так и практический с подробной инструкцией подготовки рабочего места к настройке технологии на примере аудитории сетевых технологий РГ1111У. Это существенно поможет студентам легко сориентироваться в оборудовании, на котором им предстоит работать.
Объектом исследования является процесс обучения студентов в рамках дисциплины «Защита сетевых информационных систем», направление подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль подготовки «Информационные технологии».
Предмет исследования — лабораторный практикум «Основы безопасности компьютерных сетей».
Цель работы — разработать электронный лабораторный практикум «Основы безопасности компьютерных сетей».
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать интернет-источники и учебную документацию по теме «Основы безопасности компьютерных сетей»;
• определить содержание лабораторного практикума;
• разработать контент;
• создать лабораторный практикум.
В результате выпускной квалификационной работы был создан лабораторный практикум «Основы безопасности компьютерных сетей».
В ходе проделанной работы были проанализированы интернет- источники, которые показали, что в печатных изданиях содержится не достаточное количество информации по выполнению практических работ. Информация интернет-источников не дает четких руководств по настройке технологий и сложна для понимания новичками. Ни один из рассмотренных источников не предусматривает настройку технологии «с чистого листа» и не рассчитан на аудиторию сетевых технологий РГ1111У.
Анализ учебной документации показал, что лабораторный практикум «Основы безопасности компьютерных сетей» вполне может применяться в рамках дисциплины «Защита сетевых информационных систем», направление подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль подготовки «Информационные технологии».
В ходе определения содержания лабораторного практикума было выделено 4 модуля, включающих в себя: видеоролики и тесты по теоретической части, видеоролики по подготовке рабочего места к настройке технологий и настройки технологий, контрольные задания и тесты по закреплению изученного практического материала.
При разработке контента были созданы видеоролики в количестве 14 штук, тестовые задания в количестве 80 штук и контрольные задания в количестве 4 штук.
Лабораторный практикум был реализован в учебной версии модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды (Moodle) РГППУ.
Таким образом, поставленные задачи можно считать полностью выполненными, а цель достигнутой.
1. Базовая настройка свитчей D-Link серии xStack DES 3200 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sysadm.pp.ua/internet/des-3200- basic.html (дата обращения: 19.04.2018).
2. Влияние цвета на психику человека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psytheater.com/vliyanie-cveta-na-psixiku-cheloveka.html (дата обращения: 12.05.2018).
3. Желнин М.Э. Преимущества и недостатки тестирования в сравнении с другими методами контроля знаний / М.Э. Желнин, В.А. Кудинов, Е.С. Белоус // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2012. -No1 (21) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://scientific-notes.ru/pdf/023-030.pdf (дата обращения: 03.05.2018)
4. Жунусакунова А. Д. Разновидности заданий в тестовой форме [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Меж- дунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2572/ (дата обращения: 03.05.2018).
5. Категории кабеля витых пар, применяемых в компьютерных сетях
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.vadzhra.ru/version_twisted_utp_vapors_types_of_a_cable_applied_in_ networks.html (дата обращения: 12.05.2018).
6. Контроль над подключением узлов к портам коммутатора. Функция IP-MAC-Port Binding [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies/courses/3591/833/lecture/14278 (дата обращения: 13.05.2018).
7. Контроль над подключением узлов к портам коммутатора. Функция IP-MAC-Port Binding [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. intuit.ru/studies/courses/3591/833/lecture/14278?page=2 (дата обращения: 13.05.2018).
8. Контроль над подключением узлов к портам коммутатора. Функция Port Security [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies/courses/3591/833/lecture/14277%3Fpage%3D2 (дата обращения: 12.05.2018).
9. Начальная настройка коммутатора [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies/courses/3591/833/lecture/14253 (дата обращения: 12.05.2018).
10. Официальный сайт D-Link [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dlink.ru (дата обращения: 15.04.2018).
11. Официальный сайт D-Link коммутатор DES-3200-10 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dlink.ru/ru/products/1/1719.html (дата обращения: 23.04.2018).
12. Официальный сайт D-Link коммутатор DES-3810-28 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dlink.ru/r/products/1/1359.html (дата обращения: 23.04.2018).
13. Официальный сайт института непрерывного образования РГППУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ino.rsvpu.ru (дата обращения: 20.05.2018).
14. 1реимущества и недостатки системы дистанционного образования Moodle типы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eduros.ru/konf/infor/9.html (дата обращения: 20.05.2018).
15. Рабочая программа дисциплины «Защита сетевых информационных систем» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/doc 18589904_466916591?hash=f0a3dde73d77da2b94&dl=253ebb d6b87125c5c3 (дата обращения: 27.05.2018)....31