Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое сопровождение лиц, склонных к аддиктивному поведению (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)

Работа №146025

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2024
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница»; Медицинский Центр «Бехтерев»; некоммерческое сообщество «Анонимные Наркоманы» (Санкт-Петербург).
Выборка: 60 пациентов данных лечебных учреждений, из них 26 мужчин и 34 женщины, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 8
1.1. Основные теоретические подходы к изучению аддиктивного поведения в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Факторы риска формирования аддиктивного поведения 20
1.3. Психологические особенности лиц, склонных к аддиктивному поведению 25
1.4. Особенности психологического сопровождения лиц, склонных к аддиктивному поведению31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 41
2.1. Организация исследования 41
2.2. Методы и методики исследования 43
2.3. Социально-психологические характеристики выборки 46
2.4. Результаты, полученные по методикам, и их интерпретация 47
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 60
3.1. Обоснование Проекта программы психологического сопровождения лиц, склонных к аддиктивному поведению 60
3.2. Структура и содержание Проекта программы психологического сопровождения лиц, склонных к аддиктивному поведению 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 76

Актуальность темы исследования заключается в том, что аддиктивные расстройства являются одной из наиболее широко распространенных и разнообразных по тяжести проявления форм девиантного поведения. В какой-то мере это обусловлено тем, что для современной общества характерен процесс быстрых, глубоких изменений, которые проявляются в каждой области человеческой деятельности. Стремительный технологический прогресс, нестабильная политическая и экономическая ситуация приводят к тому, что человек подвергается все более возрастающему воздействию информационных, социально-психологических и технологических факторов, которые перегружают когнитивную и эмоциональную составляющую его психики. Для восстановления психологического комфорта многие обращаются к зависимостям, стремясь к искусственному изменению своего эмоционального состояния и получению приятных ощущений. Тем самым создается иллюзия решения проблемы, и такой способ становится частью поведения аддикта и стабильной стратегией взаимодействия с реальностью. Привлекательность зависимости заключается в том, что это самый легкий путь: люди чувствуют, что, углубляясь в свои зависимости, они могут временно отвлечься от своих проблем, забыть о тревогах и избежать трудных ситуаций, выбирая различные формы зависимости. Алкоголь, наркотические вещества, азартные игры мощно воздействуют на психику человека, становясь частью жизни, привычкой, пристрастием, являются промежуточным этапом в формировании пагубных зависимостей, приводя, в конечном итоге, к деформации личности субъекта.
Изложенное выше актуализирует проблему психологического сопровождения лиц, склонных к аддиктивному поведению. Различные аспекты аддиктивного поведения как отдельной формы девиации поднимается в работах В.В. Барцалкиной, А.Ю. Егорова, Е.А. Кошкиной, М.В. Кочкиной, Г.В. Старшенбаума и др. Данные работы, в основном, посвящены изучению клинических проявлений зависимости, ее медикаментозному лечению и профилактики. В психологии исследования в данной области связаны с влиянием аддиктивной зависимости на психические познавательные процессы, свойства, состояния и личность человека (У.А. Абшаихова, Э.Е. Бехтель, B.C. Битенский, Б.С. Братусь, A.B. Гоголева, Д.В. Колесов, А.Е. Личко, Т.И. Петракова, И.Н. Толстых и др.). В исследованиях авторы раскрывают факторы, указывающие на предрасположенность личности к аддиктивному поведению; анализируют влияние социальной группы и неформальных лидеров на приобщение к использованию ПАВ; исследуют факторы риска, анализируют мотивы их употребления. Накоплен значительный материал, свидетельствующий о влиянии на психологические благополучие аддикта факторов внешних условий: стилевых особенностей, состава семьи, опыта криминализации и т.д. (Е.Л. Григоренко, ТВ. Корнилова, П.И. Сидоров, С.Д. Смирнов, B.C. Собкин и др.).
При этом одним из наиболее актуальных и сложных вопросов в изучении аддиктивного поведения является вопрос диагностики и выявлении переменных, влияющих на стойкость ремиссии. Многими исследователями отмечается в качестве одной из основных причин возобновления употребления ПАВ или злоупотребления алкоголем является обострение патологического влечения. Немаловажное значение имеют и личностные особенности зависимого. Поскольку эффективность программы психологического сопровождения лиц, склонных к аддиктивному поведению, предполагает воздействие на их личностные особенности, способствующие поддержанию ремиссии, важно знать, какие именно особенности личности связаны со стойкостью ремиссии. Однако их влияние на стойкость и продолжительность ремиссии на сегодняшний день изучены недостаточно, что также свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Цель исследования: выявить личностные особенности лиц, склонных к аддиктивному поведению, способствующие поддержанию ремиссии, для разработки программы по их психологическому сопровождению.
Задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы к изучению аддиктивного поведения в отечественной и зарубежной психологии.
2. Проанализировать факторы риска формирования аддиктивного поведения.
3. Охарактеризовать психологические особенности лиц, склонных к аддиктивному поведению.
4. Раскрыть особенности психологического сопровождения лиц, склонных к аддиктивному поведению.
5. Провести эмпирическое исследование и на основании анализа полученных результатов выявить различия в личностных особенностях лиц, склонных к аддиктивному поведению, с разной стойкостью ремиссии.
6. Выявить взаимосвязь между стойкостью ремиссии и личностными особенностями лиц, склонных к аддиктивному поведению.
7. Разработать Проект программы психологического сопровождения лиц, склонных к аддиктивному поведению.
Объект исследования: лица, склонные к аддиктивному поведению.
Предмет исследования: Личностные особенности, способствующие поддержанию ремиссии лиц склонных к аддиктивному поведению.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в различия в таких личностных особенностях лиц, склонных к аддиктивному поведению, с разной стойкостью ремиссии, как потребность в новых ощущениях, эмоциональная стабильность, уровень волевой регуляции и самоконтроля, склонность к оптимизму.
2. У лиц, склонных к аддиктивному поведению, стойкость ремиссии проявляется во взаимосвязи с такими личностными особенностями как оптимальный уровень выраженности потребности в новых ощущениях, эмоциональная стабильность, высокий уровень волевой регуляции и самоконтроля, склонность к оптимизму.
Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики. В эмпирической части использованы следующие психодиагностические методики:
1. «Потребность в поиске ощущений» (М. Цукерман);
2. Личностный опросник Г. Айзенка (EPI) (адаптация А.Г. Шмелева);
3. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (А.В. Зверьков и Е. В. Эйдман);
4. Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) (Г.С. Никифоров, В.К. Васильев и С.В. Фирсова);
5. Тест диспозиционного оптимизма (LOT) (адаптация Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных психологов в области девиантологии, в том числе аддиктивного поведения (Л.А. Азарова, Н.В. Баблоян, Т.А. Воронова, С.И. Ворошилин, А.В. Гоголева, С.М. Даулинг, Н.В. Дмитриева, С.В. Дубровина, В.А. Жукова, Ц.П. Короленко, А.М. Лилюхин, В.Д. Менделевич, С. Смагин, А.В. Смирнов, Ю.В. Чупурко, Л.Б. Шнейдер и др.); концепция ремиссии при зависимости как сложного динамического состояния (А.Н. Алехин, М.А. Винникова, А.Г. Гофман, А.С. Конищев, И.В. Старкова, М.М. Шаар, С.А. Шамов и др.)
База исследования. Исследование проводилось на базах следующих стационарных лечебных учреждений: СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница»; Медицинский Центр «Бехтерев»; некоммерческое сообщество «Анонимные Наркоманы» (Санкт-Петербург). В исследовании приняли участие 60 пациентов данных лечебных учреждений, из них 26 мужчин и 34 женщины с разными сроками ремиссии. Вся выборка была разделена на две равночисленные группы по 30 человек в зависимости от стадии ремиссии:
 в первую группу вошли респонденты, срок ремиссии которых не превышает 1 года (365 дней);
 вторую группу составили респонденты со сроком ремиссии более года.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических представлений, сложившихся в психологии, по вопросу личностных особенностей лиц, склонных к аддиктивному поведению, способствующие поддержанию ремиссии. Раскрыта взаимосвязь стойкости ремиссии с такими особенностями личности аддиктов, как самообладание, социальный самоконтроль и оптимизм.
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта программы психологического сопровождения лиц, склонных к аддиктивному поведению, разработанного с учетом выявленных особенностей личности аддиктов. Выводы и результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов помогающих профессий в работе с лицами, склонными к аддиктивному поведению.
Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, 3 глав, включающих 10 параграфов, заключения, библиографического списка (71 наименование) и 6 приложений. Материал диссертации изложен на 68 листах машинописного текста без учета списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована 6 рисунками, 8 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель данной работы заключалась в выявлении личностных особенностей лиц, склонных к аддиктивному поведению, способствующих поддержанию ремиссии, для разработки программы по их психологическому сопровождению. Для достижения целей исследования нами был проведен аналитический обзор литературы, посвященной основным подходам к изучению аддиктивного поведения в отечественной и зарубежной психологии, факторов риска его формирования, а также психологических особенностей лиц, склонных к аддиктивному поведению, и их психологического сопровождения.
Далее был подобран комплекс психодиагностических методик, позволяющий исследовать личностные особенности лиц, склонных к аддиктивному поведению. Исследование было проведено на группах аддиктов, разделенных по сроку ремиссии заболевания.
Полученные результаты частично подтвердили начальную гипотезу исследования о том, что у лиц, склонных к аддиктивному поведению, стойкость ремиссии проявляется во взаимосвязи с такими личностными особенностями, как оптимальный уровень выраженности потребности в новых ощущениях, эмоциональная стабильность, высокий уровень волевой регуляции и самоконтроля, склонность к оптимизму.
Были выявлены статистически значимые различия в показателях самообладания и социального самоконтроля (показатели выше в группе лиц, склонных к аддиктивному поведению, находящихся на стадии ремиссии более года) и оптимизма (показатели выше в группе лиц, склонных к аддиктивному поведению, находящихся на стадии ремиссии до года). При этом значимых различий в выраженности потребности в поиске ощущений, экстраверсии и нейротизма выявлено не было.
В ходе корреляционного анализа выявлено две положительные связи между сроком ремиссии у лиц, склонных к аддиктивному поведению, и такими личностными особенностями, как самообладание и социальный самоконтроль. Это свидетельствует о том, что стойкость к ремиссии связана с эмоциональной устойчивостью, внутренним спокойствием и уверенностью аддикта в себе, поскольку повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. А также с его склонностью чутко воспринимать эмоциональные и поведенческие проявления окружающих людей и ориентацией на них в критических или стрессовых ситуациях.
Стоит отметить, что в ходе исследования были выявлены достаточно неожиданные различия в уровне оптимизма лиц, склонных к аддиктивному поведению: аддикты, находящиеся на стадии ремиссии менее года, смотрят на жизнь более позитивно, они в большей степени уверены в лучшем будущем, более энергичны и инициативны и стараются адекватно оценивать «катастрофичность» стрессовых ситуаций. На наш взгляд, данный результат требует дополнительной проверки. Возможно, исследование на расширенной выборке может дать несколько иные результаты. Таким образом, проведенное нами исследование открывает перспективы для дальнейшего изучения личностных особенностей лиц, склонных к аддиктивному поведению, способствующих поддержанию ремиссии.



1) Авхачева Н. А. Сравнительная оценка вероятности развития интернет-зависимости среди студентов-первокурсников и студентов-выпускников / Н. А. Авхачева // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 77-2. – С. 147-151.
2) Адлер А. Индивидуальная психология / А. Адлер. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 256 с.
3) Арестова О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова // Вестник МГУ. – 2020. – № 4. – С. 9-15.
4) Баева И. А. Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности / И. А. Баева // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 21-30.
5) Безуглова А. А. Особенности социально-психологической адаптации у лиц с разными стратегиями совладающего поведения / А. А. Безуглова, О. С. Васильева, Л. Р. Правдина // Российский психологический журнал. – 2017. – № 14 (4). – С. 180-204.
6) Белинская Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – Москва : Аспект Пресс, 2021. – 304 с.
7) Берн Э. Групповая психотерапия и трансактный анализ: монография / Э. Берн ; пер. с англ. А. Ю. Калмыкова. – Москва : Академический Проект, 2023. – 419 с.
8) Волынкин В. И. Педагогическое сопровождение в социокультурной деятельности : монография / В. И. Волынкин. – Астрахань : Астраханский ун-т, 2011. – 229 с.
9) Воробьева А. Е. «Когнитивно-поведенческая модель» патологического использования интернета Р. Дэвиса / А. Е. Воробьева // Психология образования : Детство как стратегический ресурс развития общества : материалы VII Всеросс. научно-практ. конф. – Москва, 2020. – С. 56-59.
10) Воронова Т. А. Организация внутренних ресурсов студентов медицинского вуза со склонностью к аддиктивному поведению / Т. А. Воронова, С. В. Дубровина, Ю. В. Чупурко // Человеческий капитал. – 2022. – № 5-1 (161). – С. 181-194.
11) Ворошилин С. И. Игры в культуре человека и игровая зависимость / С. И. Ворошилин // Актуальные проблемы психологии и конфликтологии: сб. науч. ст. / отв. ред. С. А. Минюрова. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2010. – С. 77-88.
12) Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2022. – 120 с.
13) Гофман А. Г. Клиническая наркология / А. Г. Гофман. – Москва : Миклош, 2003. – 215 с.
14) Гофман А. Г. Ремиссия у больных алкоголизмом / А. Г. Гофман // Вопросы наркологии. – 2013. – № 4. – С. 110-118.
15) Гущина Г. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося / Г. Н. Гущина // Педагогика : научно-теоретический журнал. – 2012. – № 2. – С. 50-57.
16) Даулинг С. М. Психология и лечение зависимого поведения / С. М. Даулинг. – Москва : Независимая фирма «Класс», 2000. – 240 с.
17) Дубровина С. В. Взаимосвязь внутренних ресурсов личности и удовлетворенности качеством жизни у педагогов / С. В. Дубровина, И. В. Дрейзин // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 21. – С. 335-337.
18) Дунаев А. Г. Индивидуально-психологические особенности личности больных хроническим алкоголизмом с различной длительностью психотерапевтической ремиссии : автореф. дисс. ... канд. психол. наук / А. Г. Дунаев. – Ростов-на-Дону, 2006. – 27 с.
19) Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования / Е. В. Емельянова. – Санкт-Петербург : Речь, 2021. – 320 с.
20) Ершова Р. В. Сравнительный анализ интернет-зависимости и наркомании в контексте пятифакторной теории личности / Р. В. Еошова, И. В. Семеняк // Вестник ВятГУ. – 2021. – № 2. – С. 12-16.
21) Жигинас Н. В. Психология студенческого кризиса: методология, феноменология, медико-психологическое сопровождение : дис. ... д-ра психол. наук / Н. В. Жигинас. – Томск, 2011. – 449 с.
22) Жукова В. А. Аддиктивное поведение как часть поведения социального / В. А. Жукова, Н. В. Баблоян, А. М. Лилюхин // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022. – № 2. – С. 252-258.
23) Жукова М. В. Аддиктивное поведение как следствие нарушения системы внутрисемейных отношений / М. В. Жукова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 4 (158). – С. 391-395.
24) Зинченко Ю. П. Контекстуальные факторы психологической безопасности в образовательном пространстве / Ю. П. Зинченко // Современное образовательное пространство: психологическое благополучие и культура безопасности : сб. докладов межрегион. конф. с межд. участием. – 2017. – С. 21-22.
25) Ивахнова И. Д. Любовная аддикция как социально-психологический феномен // Практики заботы в современном обществе : материалы Всерос. научно-практ. конф. (Саратов, 21 декабря 2016 г.) / И. Д. Ивахнова. – Саратов, 2016. – С. 104-107.
26) Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 782 с.
27) Коваленко А. В. Интериоризация психологических ресурсов как подход в психотерапии аддиктивных и невротических расстройств / А. В. Коваленко // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2016. – № 5 (72). – С. 181-190.
28) Конищев А. С. Клинические типы ремиссий хронического алкоголизма / А. С. Конищев, С. А. Шамов, И. В. Старкова // Неврозы в современном мире. Новые концепции и подходы к терапии : сб. научн. тр. конф. – Санкт-Петербург, 2011. С. 86-87.
29) Короленко Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – Новосибирск : НГПУ, 2001. – 251 с.
30) Кулаков С. Руководство по реабилитации аддиктов / С. Кулаков. – Москва : Издательские решения, 2020. – 468 с.
31) Кутбиддинова Р. А. Психология зависимости / Р. А. Кутбиддинова. – Южно-Сахалинск : СахГУ, 2017. – 128 с.
32) Лимонова О. О. Психологическая поддержка самоактуализации личности студентов высшей школы / О. О. Лимонова, Т. В. Колесникова // Мир науки. – 2018. – № 2. – С. 76.
33) Лозовик Л. А. Особенности формирования и психокоррекции полинаркоманий в подростковом возрасте / Л. А. Лозовик. – Владивосток, 2005. – 32 с.
34) Менделевич В. Д. Руководство по аддиктологии / В. Д. Менделевич ; под ред. В. Д. Менделевича. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 768 с.
35) Мерлин В. С. Основы психологии личности: монография / В. С. Мерлин ; под ред. Б. А. Вяткина. – Пермь : ПГГПУ, 2020. – 331 с.
36) Мехтиханова Н. Н. Психология зависимого поведения / Н. Н. Мехтиханова. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 122 с.
37) Овчарова Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. – Москва : Академия, 2003. – 448 с.
38) Ожигова Л. Н. Особенности межличностных отношений и ролевых ожиданий личности в браке / Л. Н. Ожигова, Н. Н.Лупенко // Общество : социология, психология, педагогика. – 2017. – № 11. – С. 93-97.
39) Постнов В. В. Расстройства адаптации у больных алкоголизмом в ремиссии : автореф. дисс. ... канд. мед. наук / В. В. Постнов. – Оренбург, 2003. – 28 с.
40) Пошехонова В. А. Саморегуляция поведения психолога в структурных компонентах / В. А. Пошехонова // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 3. – С. 52-56.
41) Рубцов В. В. Система психологической поддержки образования / В. В. Рубцов // Психологическая наука и образование. – 1999. – № 2. – С. 5-32.
42) Рудакова О. А. Психологическое сопровождение в высших образовательных учреждениях / О. А. Рудакова // Ped. Rev. – 2016. – № 4 (14). – С. 12-16.
43) Саламатов В. Вредные привычки и зависимости. Нервно-психическое здоровье / В. Саламатов. – Санкт-Петербург : ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфор», 2015. – 62 с.
44) Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь / А. Л. Свенцицкий. – Москва : Проспект, 2011. – 512 с.
45) Светличная Т. Г. Феномен зависимости: терминологический анализ / Т. Г. Светличная, Л. И. Меньшикова, Е. А. Смирнова// Социальные аспекты здоровья населения. – 2018. – № 1 (59). – С. 5.
46) Сельченок К. В. Психология зависимости : Хрестоматия / К. В. Сельченок. – Минск : Харвест, 2004. – 592 с.
47) Семикин В. В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии : дис. ... д-ра психол. наук / В. В. Семикин. – Санкт-Петербург, 2004. – 189 с.
48) Смагин С. Аддиктивное поведение/ С. Смагин // Нева. – 2006. – № 1. – С. 12-16.
49) Смирнов А. В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности : дис. … д-ра психол. наук / А. В. Смирнов. – Екатеринбург, 2015. – 180 с.
50) Третяк Э. В. Программа социально-психологического сопровождения «Цель» (для лиц с аддиктивными расстройствами) / Э. В. Третяк, И. В. Васенькин, А. Г. Козлов. – Чебоксары : ИД «Среда», 2021. – 92 с.
51) Фрейд З. Статьи о кокаине / З. Фрейд ; пер. с англ. Ю. Донца. – Санкт-Петербург : Азбука, 2011. – 155 с.
52) Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – Москва : Флинта, 2006. – 280 с.
53) Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм ; пер. с нем. Э. Телятниковой. – Москва : АСТ, 2021. – 734 с.
54) Хмарук И. Н. Социально‐психологическая предиспозиция формирования эротических аддикций / И. Н. Хмарук, Ю. С. Степанова // Бехтерев В. М. и современная психология : материалы докладов на рос. науч.‐практ. конф. (Казань, 29‐30 сентября 2005 г.). – Казань : Центр инновационных технологий. – 2005. – Вып. 3. – Т. 2. – С. 332-338.
55) Шаар М. М. Личностные особенности и стойкость ремиссии при аддиктивных расстройствах / М. М. Шаар, А. Н. Алехин // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2019. – Вып. 2. – С. 549-556.
56) Шилова Т. А. Психологическое сопровождение подростков с аддиктивным поведением / Т. А. Шилова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2020. – Т. 9. – № 3А. – С. 98-104.
57) Эриксон Э. Г. Детство и общество / Э. Г.Эриксон. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 447 с.
58) Ярая Т. А. Сопровождение и поддержка детей и молодежи с особыми потребностями в учебных заведениях: психологический аспект / Т. А. Ярая. – Ялта : Визави, 2013. – 44 с.
59) Brown R. I. F. Some contributions of the study of gambling to the study of other addictions / R. I. F. Brown // Gambling Behavior and Problem Gambling / W. R. Eadingtone, J. A. Cornclius (Eds). – Reno : University of Nevada Press, 1993. – Р. 241-272.
60) Earp B. D. If I could just stop loving you: Anti-love biotechnology and the ethics of a chemical breakup / B. D. Earp, O.A. Wudarczyk, А. Sandberg // American Journal of Bioethics. – 2013. – Vol. 13. – № 11. – P. 3-17.
61) Edenberg H. J. Genetics and alcoholism / H. J. Edenberg, Т. Foroud // Nat Rev Gastroenterol Hepatol. – 2013. – V. 10 (8). – Р. 487-494.
62) Giné C. V. New psychoactive substances as adulterants of controlled drugs. A worrying phenomenon? / C. V. Giné, I. F. Espinosa, M. V. Vilamala // Drug Testing and Analysis. – 2014. – V. 6 (7-8). – Р. 819-824.
63) Goldstein A. Neurobiology of Heroin Addiction and of Methadone Treatment / А. Goldstein // American Association for the Treatment of Opioid Dependence, retrieved. – 2013. – V. 10.
64) Griffiths M. A ‘components’ model of addiction within biopsychosocial framework / М. А. Griffiths // Journal of Substance Use. – 2005. – № 10 (4). – Р.15-16.
65) Griffiths M. D. Behavioural addiction: an issue for everybody? / M. D. Griffiths // Journal of Workplace Learning. – 1996. – Vol. 8. – № 3. – Р. 19-25.
66) Griffiths M. The role of context in online gaming excess and addiction: some case study evidence / М. Griffiths // International Journal of Mental Health and Addiction. – 2010. – № 8.
67) Longman Active Study Dictionary. Pearson Education Limited, 2010. – 1040 p.
68) Marks I. Behavioural (non-chemical) addictions / I. Marks // British journal of addiction. – 1990. – V. 85. – № 11. – Р. 1389-1394.
69) Solomon R. L. An Opponent-Process Theory of Motivation: I. Temporal Dynamics of Affect / R. L. Solomon, J. D. Corbit // Psychological Review. – 1974. – V. 81. – № 2. – Р. 119-145.
70) Tomer J. F. Addictions are not rational: a socio-economic model of addictive behavior / J. F. Tomer // Journal of Socio-Economics. – 2001. – Vol. 30. – № 3. – Р. 243-261.
71) Winter D. A., Reed N. The Wiley handbook of personal construct psychology / D. A. Winter, N. Reed. – Chichester, UK; Malden, MA., 2016. – 545 р.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ