Аннотация
Введение 4
1 Анализ литературы на тему «Политика безопасности предприятия» 6
1.1 Анализ литературы и интернет-источников 6
1.1.1 Анализ литературы 6
1.1.2 Анализ интернет-источников 9
1.1.3 Анализ рабочей программы 11
1.2 Электронный учебный курс 15
1.2.1 Понятие электронного обучения 15
1.2.2 Понятие электронного учебного курса 23
1.2.3 Требования, предъявляемые к электронным учебным курсам 25
1.2.4 Особенности электронного обучения 26
1.2.5 Рекомендации по созданию электронного учебного курса 28
2 Описание электронного учебного курса 30
2.1 Педагогический адрес 30
2.2 Роль и назначение электронного учебного курса 30
2.3 Характеристика электронного учебного курса 31
2.4 Структура электронного учебного курса «Политика безопасности
предприятия» 33
2.5 Интерфейс электронного учебного курса 42
2.6 Методические рекомендации по использованию электронного учебного
курса 48
2.6.1 Методические рекомендации для обучающихся 48
2.6.2 Методические рекомендации для преподавателей 49
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение 56
Политика информационной безопасности предприятия определяет систему взглядов на проблему обеспечения информационной безопасности. Представляет собой систематизированное изложение высокоуровневых целей и задач защиты, которыми необходимо руководствоваться в деятельности, а также основных принципов построения системы управления информационной безопасностью предприятия.
Обеспечение информационной безопасности — необходимое условие для успешного осуществления уставной деятельности предприятия. Обеспечение информационной безопасности включает в себя любую деятельность, направленную на защиту информационных ресурсов и/или поддерживающей инфраструктуры. Политика информационной безопасности предприятия охватывает все автоматизированные и телекоммуникационные системы, владельцем и пользователем которых является предприятие.
Реализация политики должна исходить из предпосылки, что невозможно обеспечить требуемый уровень защищённости информационных ресурсов не только с помощью отдельного средства, но и с помощью их простой совокупности. Необходимо их системное, согласованное между собой применение, а отдельные разрабатываемые элементы информационной системы должны рассматриваться как часть единой информационной системы в защищённом исполнении при оптимальном соотношении технических и организационных мероприятий.
Мы живем в век сложного и зачастую противоречивого законодательства, разобраться в котором непростая задача даже для опытных правоведов. Юридические отделы компаний неохотно оказывают помощь сотрудникам информационной безопасности (ИБ) в решении сложных и часто спорных правовых вопросов. Юристы предлагают «безопасникам» самим разбираться с возникающими проблемами, мотивируя свой отказ тем, что это именно их направление. Очевидно, что только технических знаний недостаточно для успешного выполнения задач, поставленных перед службой ИБ. Растет потребность в квалифицированных кадрах, способных организовать комплексное решение вопросов информационной безопасности: самостоятельно разобраться в законодательных актах и реализовать их требования.
Цель электронного учебного курса — помочь обучающимся, не обладающим юридическим образованием и опытом, разобраться в особенностях законодательства, а также обеспечить необходимую базу для дальнейшего самостоятельного изучения нормативных актов и их правильного применения на практике.
Объект исследования — процесс обучения политике безопасности предприятия на базе Федерального автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессиональнопедагогический университет» (РГППУ).
Предмет исследования выпускной квалификационная работа — учебные материалы по политике безопасности предприятия.
Цель работы: разработать электронный учебный курс «Политика безопасности предприятия» для обучающихся РГППУ и для всех желающих изучить данную тему.
Задачи работы:
• проанализировать литературу и интернет-источники по теме исследования;
• проанализировать учебно-программную документацию с целью определения места дисциплины в учебном процессе;
• разработать практические и теоретические занятия;
• структурировать учебный материал по теме, с целью поэтапного усвоения материала;
• реализовать электронный учебный курс при помощи системы управления обучения Moodle.
В рамках выпускной квалификационной работы разработан электронный учебный курс «Политика безопасности предприятия», который включает в себя методические рекомендации, теоретический материал, практические задания, промежуточный контроль знаний и итоговый тест по всей теме курса. Предназначен для обучающихся Российского государственного профессионально-педагогического университета, для обучения нормативноправовым основам информационной безопасности и политики безопасности предприятия. А также для всех желающих освоить данную тему.
Обзор источников информации показал, что литература по данной теме не отличается многообразием, но были найдены книги, которые содержат полную информацию о политике безопасности предприятия. Интернет- источников по теме информационная безопасность более чем достаточно, но они не отличаются разнообразием материала.
В электронном учебном курсе представлены следующие разделы:
1. Раздел 1. «Введение в политику безопасности предприятия».
2. Раздел 2. «Нормативно-правовые документы обеспечения информационной безопасности».
3. Раздел 3. «Модели политик безопасности на предприятии».
4. Раздел 4. «Работа с конфиденциальной информацией».
5. Раздел 5. «Стандарты в области информационной безопасности».
6. Раздел 6. «Документы организации в области информационной безопасности».
В процессе разработки электронного учебного курса реализованы следующие задачи:
• проанализирована литература и интернет-источники, посвященные политике безопасности предприятия, требования к современным электронным учебным курсам и технологии их разработки;
• проанализирована учебно-программная документация (рабочая программа и учебный план по дисциплине «Политика безопасности предприятия», Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направления подготовки 44.03.04 Профессионально обучение (по отраслям)) с целью определения места дисциплины в учебном процессе;
• разработаны теоретический материал и практические задания;
• структурирован учебный материал по теме, с целью поэтапности усвоения материала;
• реализован электронный учебный курс при помощи системы управления обучением Moodle.
Таким образом, все поставленные задачи решены, а цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Возможности образовательной платформы Moodle в обучении информационным технологиям [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://new.vlsu.ru/upload/medialibrary/12f/1 (дата обращения 04.06.2018).
2. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивильский И.В., Электронное образование на платформе Moodle [Текст] / А.Х. Гильмутдинов, Р.А. Ибрагимов, И.В. Цивильский. — Казань: КГУ, 2018. — 169 с.
3. Галатенко В.А. Стандарты в области информационной безопасности [Текст] / В.А. Галатеноко — М.: ИНТУИТ, 2016. — 264с.
4. Загинайлов Ю.Н. Комплексная система защиты информации на предприятии [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.Н. Загинайлов. — Барнаул: АлГТУ, 2016. — 287 с.
5. Информационная безопасность. Документы [Электронный ресурс].
• Режим доступа: https://www.msu.ru/info/is/isdocs.php (дата обращения 04.06.2018).
6. Информационное право [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies/courses/3601/843/info (дата обращения 16.05.2018).
7. Качество информации и методика оценки качества информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mir.it-karma.ru/teoreticeskie- osnovy-informacionnyh-resursov/lekcii/4-kacestvo-informacii-i-metodika-ocenki- kacestva-informacii (дата обращения 12.01.2018).
8. Кришталюк А. Н. Конфиденциальное делопроизводство и защита коммерческой тайны [Текст] / А.Н. Кришталюк — Москва: Библиогр, 2014.
• 194 с.
9. Менеджмент в сфере информационной безопасности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies/courses/563/419/info дата обращения 04.06.2018).
10. Методические указания по созданию курсов в системе LMS Moodle
[Электронные ресурс]. — Режим доступа:
http://do.mrsu.ru/documents/recomend2.pdf (дата обращения 04.06.2018).
11. Методические рекомендации по созданию электронного учебного курса [Электронные ресурс]. — Режим доступа: https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/metod.pdf (дата обращения 04.06.2018).
12. Михалёва Г. В., Ромашова Т. В. Особенности дистанционного обучения в системе образования [Текст] / Г.В. Михалёва — Уфа: Пресс-солон 2014. — 41 c.
13. Модель электронного учебного курса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/model-yelektronnogo-uchebnogo-kursa- page-14.html (дата обращения 04.06.2018).
14. МООК-курсы [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://open.spbstu.ru/mooc/page/6/ (дата обращения 04.06.2018).
15. Обучающая среда Moodle [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.altlinux.org/ru-RU/archive/4.1/html-single/school-server/moodle/in- dex.html (дата обращения 25.01.2018)....36