Аннотация
Введение 5
1 Проблемы и тенденции развития информационных систем в области
образовательных услуг 8
1.1 Сущность и виды учета в процессе организации дополнительных
образовательных услуг 8
1.2 Обоснование необходимости и цели использования программного
обеспечения для специалиста по организации дополнительных образовательных услуг в гимназии 11
1.3 Анализ существующего программного обеспечения для
автоматизации школьной деятельности 13
2 Характеристика и специфические особенности текущего состояния
информационной системы 18
2.1 Характеристика предметной области 18
2.1.1 Характеристика предприятия 18
2.1.2 Краткая характеристика деятельности специалиста по учету
дополнительных образовательных услуг в гимназии 19
2.2 Анализ текущего состояния информационной системы 21
2.2.1 Описание текущего состояния информационной системы 21
2.2.2 «5М»-анализ 22
2.2.3 SWOT-анализ 24
2.3 Существующие проблемы и рекомендации по совершенствованию
информационной системы 26
2.4 Описание программного обеспечения 27
2.4.1 Цель и назначение программного обеспечения 27
2.4.2 Общая характеристика организации решения проекта 27
2.5 Обоснование проектных решений 28
2.5.1 Обоснование выбора технического обеспечения 28
2.5.2 Обоснование выбора программного обеспечения 29
3 Описание разработанного программного обеспечения 30
3.1 Общее описание информационного обеспечения 30
3.2 Описание подсистем и интерфейса системы 31
3.3 Описание справочников и заполнение первоначальных данных 32
3.4 Описание программных модулей 36
4 Определение экономической эффективности программного обеспечения
для специалиста по учету дополнительных образовательных услуг 40
4.1 Описание продукции 40
4.2 Оценка затрат на разработку программного продукта 41
4.3 Расчет годового фонда времени работы на персональном компьютере 44
4.4 Предполагаемая цена программного продукта с учетом нормы
прибыли 48
4.5 Расчет экономической эффективности программы 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение 56
Важной задачей в современных реалиях информатизации в экономике, является автоматизация деятельности на предприятиях. В последнее время, большое количество предприятий стараются перенести весь электронный учет и документооборот в электронный вид, так же стараются автоматизировать необходимые им бизнес-процессы. Все эти действия повысить производительность труда конкретных сотрудников и, как следствие, организации в целом. Автоматизация повышает удобство ведения документооборота и осуществления деловых процессов. Так же это позволяет снизить количество ошибок в документации.
На современном рынке существует большое количество программных продуктов для автоматизации различных сфер деятельности. Таким образом, эти программные продукты нацелены на комплексную автоматизацию деятельности предприятия или на отдельные бизнес-процессы. Но при этом каждое предприятие может иметь индивидуальные особенности, которые не позволяют ему свободно использовать программные продукты уже имеющиеся на рынке в данный момент. Так же есть вероятность того, что организация не нуждается в полном спектре возможностей представленного программного продукта, ей может понадобиться только отдельная часть функционала продукта, а платить приходится за покупку и сопровождение полного программного комплекса. Сложившаяся ситуация способствовала возникновению организаций, которые занимаются разработкой информационных систем «под заказ», то есть учитывающих требования конкретного клиента. Благодаря таким организациям, клиент, за умеренную плату, получает программный продукт, позволяющий автоматизировать специфические бизнес- процессы [4].
Должность преподавателя, как и возможность оказания дополнительных образовательных услуг, появилась очень давно. Необходимость в дополнительном образовании была обусловлена тем, что ученикам не хватает времени, которое изначально отведено на занятия, для того чтобы усвоить для себя новые знания. Исходя из этого было принято решение об организации дополнительных занятий для учеников. Некоторые из них позже стали проводиться в обязательном порядке. Муниципальное автономное образовательное учреждение (МАОУ) Гимназия № 40 города Екатеринбурга не является исключением. Программного обеспечения для учета дополнительных образовательных услуг не было, документооборот осуществлялся на бумажных носителях, либо оформлялся в Microsoft Excel. Процессы работы главного бухгалтера нуждались в автоматизации, так как технологии обработки информации вручную замедляют процесс работы, бухгалтерия вынуждена тратить свое рабочее время на оформление документов, а не на свои прямые обязанности, которые на определенный промежуток времени могут является более важными для образовательного учреждения. Внедрение на образовательное учреждение программного обеспечения для бухгалтерии позволит повысить эффективность его работы, обеспечит возможность систематизированного хранения информации об услугах, осуществляемых школой на данный момент, даст возможность формирования отчетов для руководства гимназии, обеспечит информированность руководителей гимназии за счет доступа к необходимой информации о планируемых мероприятиях с учетом различных прав доступа.
Для решения конкретных задач по организации и учету дополнительных образовательных услуг гимназии может быть использована платформа «1С:Предприятие», разработанная фирмой «1С» для автоматизации бизнес- процессов на предприятиях различных сфер деятельности. Удобство применения данной платформы объясняется тем, что на ней можно реализовать необходимый функционал в виде конфигурации для конкретной деятельности организации.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью разработки программного обеспечения, которое позволит автоматизировать работу специалиста, организующего дополнительные образовательные услуги в гимназии № 40 города Екатеринбурга....
Целью работы была автоматизация учета дополнительных образовательных услуг в МАОУ Гимназии № 40, которая позволяет вести учёт заявлений на дополнительные обучающие программы, формировать списки учащихся на курсах, отслеживать полностью всю финансовую сторону вопроса
и формировать различные отчёты.
Было проведено исследование предметной области: проанализирован
существовавший процесс работы с заявками. В процессе наблюдения и опроса сотрудников, изучения документации выделены специфические особенности текущего состояния автоматизации в образовательном учреждении, описаны основные процессы, произведены SWOT и 5М-анализ.
На основе данных исследования были разработаны мероприятия и рекомендации по автоматизации процесса учета дополнительных образовательных услуг, обозначены цели и задачи автоматизации, сформированы
требования к программному обеспечению, учитывающие специфические
особенности обработки информации.
В соответствии с поставленными задачами было разработана структура
базы данных, средствами платформы «1С:Предприятие 8.3» разработана
конфигурация.
С помощью разработанного продукта реализованы следующие возможности:
1. Формирование новых заявок на курсы.
2. Мониторинг заявок на курсы.
3. Отслеживание и формирование списков групп учащихся.
4. Внесение информации о клиентах.
5. Отслеживание всех финансовых операций, связанных с курсами.
6. Формирование отчетов.
Программа прошла опытную эксплуатацию в МАОУ Гимназии № 40,
где тестировалась непосредственно заместителем директора и сотрудниками
бухгалтерии. По итогам тестирования были выявлены недоработки, которые
в дальнейшем были устранены.
Была рассчитана экономическая эффективность внедрения системы, по
результатам которой был сделан вывод о соответствии стоимости программы
и реализованных в ней возможностей.
Общая экономия трудозатрат в денежном эквиваленте составляет 2280 руб. в месяц. Таким образом, при стоимости 26682,48 руб., программный продукт окупится через 11,7 месяцев.
Разработанный продукт удовлетворил требованиям заказчика с точки
зрения функционала.
Таким образом, задачи работы полностью выполнены, цель достигнута.
1. 1С: Помощник. Комплекс информационных технологий. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.just1c.ru/opisanie8/ (дата обращения: 05.04.2018).
2. 1С: Предприятие [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://1с.ru (дата обращения: 16.05.2018).
3. 1С:Предприятие 8. Форма. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://v8.1c.ru/overview/Term_000000072.htm (дата обращения: 11.05.2018).
4. Автоматизация предприятия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.1c-astor.ru/avtomatizacia_predpriatia (дата обращения: 22.05.2018).
5. Автоматизация процессов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.itone.ru/avtomatizatsiya/ (дата обращения: 18.04.2018).
6. Автоматизация складского учета: современный подход к управлению бизнесом [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.bizeducation.ru/library/log/wrhs/6/auto.htm/ (дата обращения:
17.05.2018).
7. Базовый принцип программирования управляемой формы в 1С.
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/134151/ (дата обращения: 23.05.2018).
8. Бизнес словарь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.businessvoc.ru/ (дата обращения: 08.05.2018).
9. Бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kontur.ru/konturbuhgalteria-budjet (дата обращения: 17.05.2018).
10. Виды испытаний автоматизированных систем. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rugost.com/index.php (дата обращения: 25.05.2018).
53
11. ГОСТ 34.003-90 Автоматизированные системы. Термины и определения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.it-gost.ru
/content/view/22/40/ (дата обращения: 16.05.2018).
12. Кашаев С.М. 1С: Предприятие 8.2 Программирование и визуальная
разработка на примерах / С. М. Кашаев. — Санкт-Петербург: Питер, 2012.
354 с.
13. Клиент-серверное взаимодействие. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.4stud.info/networking/lecture5.html (дата обращения: 05.05.2018).
14. Макаровских Т. Документирование программного обеспечения. В
помощь техническому писателю [Текст]: учеб. пособие / Т. Макаровских. —
Москва: Книжный дом «Ленанд», 2015. — 266 с.
15. Грекул В. И. Методические основы управления ИТ-проектами
[Текст]: учебник / В. И. Грекул, Н. Л. Коровкина, Ю. В. Куприянов. —
Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2011. — 356 с....32