Введение …………………………………………………..……………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты управления качеством продукции в
производственно-хозяйственной деятельности предприятия….……….…6
1.1 Понятие, основные положения и показатели качества продукции…...…...6
1.2 Механизмы и методы управления качеством…….……..…….…….…..…12
1.3 Системы менеджмента качества…………………...…………..……….…..19
Глава 2 Управление качеством выпускаемой продукции на
ОАО«Белгородский заводРИТМ»…………………………………..………27
2.1Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия………………………………………………………..………………………27
2.2Система управления качествомвыпускаемой продукции на предприятии………………………………………………………………………………...35
2.3 Предложения по повышению качества выпускаемой продукции на
ОАО«Белгородский завод РИТМ»…….………………………………………42
Заключение…………………………………………………………..………….54
Список литературы…………..………………………….……………………..57
Приложение …………………………………………………………………….61
Актуальность темы исследования состоит в том, что качество продукции является одним из важнейших факторов деятельности любого предприятия.
Роль и значение повышения качества продукции для нашей страны на
современном этапе социальных и экономических преобразований является
актуальной задачей. Роль и значение коренного повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социальных и экономических
преобразований является актуальной задачей.
На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее
конкурентоспособности на мировом рынке.
Известно, что лидирующее положение в мировой экономике, в социальном и культурном развитии достигают лишь те страны, которые способны
обеспечивать качество продукции и услуг, создающие их производителям
конкурентные преимущества, а потребителям – комфортные условия жизни.
Поэтому в ведущих странах мира проблема качества находится в центре экономических интересов и государства, и граждан, что позволяет этим
странам, обеспечивая высокое качество и конкуренто-способность продукции и услуг, обретать роль лидеров во многих секторах мирового рынка.
В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на
них предложения над спросом каждый товар вынужден вести жесткую борьбу за предпочтение потребителя. Всегда следует помнить, что попытка торговли некачественным товаром теряет всякий смысл, так как приносит как
финансовые, так и моральные убытки. Именно поэтому предприятия уделяют
большое внимание качеству продукции.
Обеспечение качества продукции и изучение факторов воздействующих на него является важнейшей предпосылкой коммерческого успеха и составной частью системы управления производством и реализацией продукции предприятий, функционирующих на принципах маркетинга. Речь идет о
создании системы менеджмента качества, которая ориентирована на потребителя, и охватывает всю структуру предприятия. Изменяющиеся условия
хозяйствования требуют от руководителей и специалистов глубоких знаний в
данной области. Назревает необходимость перехода к подготовке менеджеров по управлению производством «через качество» – с использованием современных стандартов Международной организации по стандартизации
(ИСО), принятых во всем мире в качестве рекомендательных документов по
общему руководству качеством и обеспечению качества.
Объект исследования – субъекты рынка по производству сельскохозяйственной техники.
Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие в процессе повышения качества выпускаемой продукции.
Цель работы – планирование мероприятий по повышению качества
продукции ОАО «Белгородский завод РИТМ».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме качества продукции.
В работах Е.А Горбашко[16], и Т.А Салимова[38] широко освещены
подходы к управлению качеством.
Основы построения и сертификации систем качества (в том числе по
последней версии стандартов ИСО 9000:2000), обязательная и добровольная
сертификация продукции и услуг, экономические проблемы качества рассмотрены в трудах В.А. Васильева, Ш.Н. Каландаришвили, В.А. Новикова,
С.А. Одинокова[7].
В учебном пособии Гиссина В.И. [12] рассматриваются методические и
практические аспекты управления качеством современных систем, включая
всеобщее управление качеством (TQM).
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые
документы, информационные документы, а также устав предприятия.
Методы исследования:системный и функциональный подходы, аналитический, графический, статистический методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции на ОАО «Белгородский завод РИТМ».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает
введение, две главы, а также заключение, список литературы, приложения.
Улучшение качества продукта – важное направление активного формирования экономики, ресурс финансового увеличения, производительности
социального изготовления.
Каждый изготовленный продукт должен соответствовать требованиям
покупателей, в противном случае, предприятие обречено. В условиях рыночной экономики качественная продукция – залог долгого и успешного функционирования предприятия.
Нами было выявлено, что продукция ОАО «Белгородский завод Ритм»
пользуется повышенным спросом у сельхозпроизводителей и фермерских хозяйств более чем в 25 регионах страны.
При написании работы использовались экономические данные
ОАО «Белгородский завод РИТМ», такие как бухгалтерский баланс, активы и
пассивы предприятия, динамика экономических показателей. После проведенного нами анализа было выявлено, что чистая выручка предприятия за
определенный период увеличилась, основная деятельность, ради осуществления которой было создано предприятие, за этот же период была прибыльной. Себестоимость реализованной продукции предприятия тоже увеличилась.
На ОАО «Белгородский завод РИТМ» за функционирование системы
качества несет ответственность заместитель генерального директора по качеству. При проведении анализа, нами было выявлено, что продукция завода
имеет недостаточно высокие технические характеристики. На заводе имеется
оборудование, которое необходимо заменить в ближайшие сроки, а так же
повысить квалификацию персонала.В результате были предложены следующие мероприятия, призванные повысить качество продукции, и как следствие, ее конкурентоспособность: создание системы мотивации персонала,
повышение квалификации сотрудников, а так же замена старого оборудования на новое.
Рекомендация 1. Повышение уровня квалификации персонала, проведение работ по организации переподготовки и обучения персонала.
В рамках данной рекомендации предлагаются несколько мероприятий:
Мероприятие 1. Обучения сотрудников ОАО «Белгородский завод
РИТМ»: начальников цеха №1, №2 и №3. Курсы для начальников цехов «Оптимизация производственного процесса» будет проходить в городе Москва с
10 по 12 июля.
Мероприятие 2. Повышение квалификации основного персонала ОАО
«Белгородский завод РИТМ».
Мероприятие 3. Создание корпоративной библиотеки.
Затраты по данной рекомендации составят 243 700 руб.
Рекомендация 2. Повышение эффективности использования рабочего
времени основного персонала завода.
Для осуществления данной рекомендации предлагаются 2 мероприятия:
Мероприятие 1. Учет рабочего времени основного персонала за счет
установки регистратора рабочего времени «ТАЙМФОРМЕР – R3G».
Мероприятие 2. Снижение вспомогательного времени работы производственного персонала за счет использования 2 двустаночные пилы с фронтальным подводом вместо 1 одностаночной.
Затраты по данной рекомендации составят 695 400 руб.
Рекомендация 3. Снижение фактического времени затрат на производство 1 изделия. Решение данной проблемы предлагается осуществить с помощью обновления основных фондов, а именно, станков и инструментов:
Мероприятие 1: при резке профиля в ОАО «Белгородский завод РИТМ»
используется одноголовочный пилот, время нарезки профиля для 1 окна составляет 9 мин., предлагается использовать 2 двустаночные пилы с фронтальным подводом, использование которых сократит время нарезки профиля
до 5,3 мин.;
Рекомендация 4. Создание системы мотивация персонала ОАО «Белгородский завод РИТМ».
Мероприятие 1: на наш взгляд, необходимо создать систему мотивации, так как сотрудники получают слишком маленькую оплату за переработку, и на ОАО «Белгородский завод РИТМ» отсутствует система премирования, что приводит к слабой заинтересованности сотрудников со стажем работы менее одного месяца, от 1 месяца до года и от одного года до трех выполнять свою работу на должном уровне.
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской
Федерации [Текст]: офиц. текст. – Москва : Маркетинг, 2013
2. ГОСТ 15467–79 – Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения 2016г.
3. Абакумова, О.Г. Управление качеством [Текст]: конспект лекций /
О.Г.Абакумова. – Москва : А–Приор, 2014. – 128 c.62
4. Алешин, Б.С. и др. Философские и социальные аспекты качества
[Текст]: учебное пособие / Б.С. Алешин, Л.Н. Александровская,
В.И. Круглов. – Москва : Логос, 2014. – 438 с.
5. Аристов, О.В. Управление качеством [Текст]: учебник / О.В. Аристов.
– Москва : НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 224 c.
6. Варакута, С.А. Управление качеством продукции [Текст]: учебное
пособие / С.А. Варакута. – Москва : ИНФРА–М, 2015. – 207 c.
7. Васильев, В.А. Управление качеством и сертификацией [Текст]
/ В.А. Новиков, С.А. Одиноков .– Москва : Логос, 2015.–125 с.
8. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации [Текст]:
учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. – Москва :
ИНФРА–М, 2016. – 299 c.
9. Версан, В.Г. Организация работ на предприятии (в рамках системы
качества) по подготовке продукции к сертификации [Текст] //Сертификация.–
2016. – №3. –С.23
10.Гарднер, Р. Стандарты и качество [Текст]:учебник. –Москва :Изд–во
«ЮНИТИ–ДАНА», 2014.– 487 с.
11.Герасимов, Б.Н. Управление качеством [Текст]: учебное пособие /
Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков.–Москва : Вузовский учебник, ИНФРА–М,
2016. – 304 c.
12. Гиссин, В.И. Управление качеством продукции [Текст] / В. И. Гиссин. – Москва : Логос, 2016г. – 76 с.
13.Гличев, А.В. Современное представление о механизме управления
качеством продукции [Текст] / А.В. Гличев. Стандарты и качество. – 2016.–
№3. – C.25.
14. Гумеров, А В. Управление качеством [Текст]: учебное пособие
А.В. Гумеров. – Казань : Познание, 2016.– 110 с.
15. Гончаров, В.И. Менеджмент [Текст]: учеб.пособие. Москва
:Мисанта, 2016.– 624 с.63
16. Горбашко, Е.А «Подходы к управлению качеством [Текст]: учебное
пособие», 2015.– 222 с.
17.Гродзенский, С.Я. Менеджмент качества [Текст]: учебное пособие /
С.Я. Гродзенский. – Москва : Проспект, 2015. – 200 c.
18.Губарев, А.В. Информационное обеспечение системы менеджмента
качества [Текст] / А.В. Губарев. – Москва : ГЛТ, 2016. – 132 c.
19. Демидович, И.И. Состояние работ по повышению качества и конкурентоспособности продукции [Текст] / И.И. Демидович, 2015. – № 6. – С 11–
14.
20. Доманов, А.Т. Стандарт предприятия по оформлению дипломных
проектов [Текст] / А.Т. Доманов, Н.И. Сорока. – Минск : БГУИР, 2015.– 230
с.
21. Елисеева, Е.Н. Управление качеством [Текст]: Курс лекций /
Е.Н. Елисеева, Н.В. Шмелева. – Москва : ИД МИСиС, 2016. – 92 c.
22. Жданов, С.А. Основы теории экономического управления предприятием[Текст]: учебник. – Москва:Изд–во «Финпресс», 2015. – 384 с.
23. Загидуллин, Р.Р. Оптимальное управление качеством [Текст]: Монография / Р.Р. Загидуллин. – Старый оскол : ТНТ, 2016. – 124 c.
24. Кожекин, Г.Я. Организация производства [Текст]: Уч.пос. – Москва
: ИП «Экоперспектива» Синица Л.М., 2015.–334с.
25. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. /Пер. с англ. под ред.
Л.А.Волковой. Ю.Н. Каптуревского. Санкт – Петербург : Питер, 2016. – 752
с.
26. Лапидус, В. Диалог консультанта с руководителем компаний о всеобщем качестве и стандартах ИСО 9000:2000 [Текст] // Стандарты и качество. – 2016 – №1. – С.60–64.
27. Ляшецкий, А.П. Управление качеством продукции [Текст] /
А.П. Ляшецкий. – Москва : Изд.–во МГУ, 2016. – 345 с.64
28. Магер, В.Е. Управление качеством [Текст]: учебное пособие /
В.Е. Магер. – Москва : ИНФРА–М, 2015. – 176 c.
29. Мазур, И.И. Управление качеством [Текст]: учебное пособие для
студентов вузов / И.И. Мазур. – Москва : Омега–Л, 2015. – С. 210.
30. Минько, А.А. Менеджмент качества [Текст] / А.А. Минько. –
Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 272 c.
31. Мишин, В.М. Управление качеством: учебник для бакалавров
[Текст] / А.Г. Зекунов, В.Н. Иванов, В. М. Мишин. – Москва :Юрайт, 2016. –
475 c.
32. Никифоров, А.Д. Управление качеством [Текст]: учебник для вузов /
А.Д. Никифоров, А.Г. Схиртладзе. – Москва : Студент, 2016. – 717 c.
33. Новицкий, Н.И. Управление качеством продукции [Текст]:
учеб.пособие.– Минск : Новое знание, 2016.– 238 с.
34. Окрепилов, В.В. Управление качеством [Текст] /В.В. Окрепилов.–
Москва :Экономика, 2015. – 295 c.
35. Прохорчик, Н.А. Государственная программа «Качество»: основные
направления развития [Текст] // Новости. Стандартизация и сертификация.
2016. – №6.– С. 15-24.
36. Разумов, В.А. Управление качеством [Текст]: Учебное пособие /
В.А. Разумов. – Москва : ИНФРА–М, 2015. – 208 c.
37. Рожков, В.Н. Управление качеством [Текст]: Учебник / В.Н. Рожков.
– Москва : Форум, 2016.– 336 c.
38. Салимова, Т.А. Управление качеством [Текст]: учебник /
Т.А. Салимова. – Москва : Омега–Л, 2016. – 376 c.
39. Сергеев, А.Г. Менеджмент и сертификация качества охраны труда на
предприятии [Текст]: учебное пособие / А.Г. Сергеев, Е.А. Баландина,
В.В. Баландина. – Москва : Логос, 2016. – 216 c.
40. Тебекин, А.В. Управление качеством [Текст]: Краткий курс лекций /
А.В. Тебекин. – Москва :Юрайт, 2016. – 223 c.65
41. Тебекин, А.В. Управление качеством [Текст]: учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. – Москва :Юрайт, 2015. – 371 c.
42. Тебекин, А.В. Управление качеством и производством [Текст]:
учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. – Москва :Юрайт, 2016. – 371 c.
43. Федюкин, В.К. Управление качеством производственных процессов
[Текст]: учебное пособие / В.К. Федюкин. – Москва :КноРус, 2015. – 232 c.
44. Фрейдина, Е.В. Управление качеством [Текст]: учебное пособие /
Е.В. Фрейдина. – Москва : Омега–Л, 2015. – 189 c.
45. Чайка, И.И. Конкурентоспособное качество отечественной продукции – ключевая проблема выхода России из экономического кризиса [Текст]
//Стандарты и качество. – 2014 .– №8.– С.15
46. Швец, В.K вопросу определения результативности и эффективности
СМК [Текст] // Стандарты и качество. – 2015. – №5. – С. 41
47.Шишкин, И.Ф. Квалиметрия и управление качеством [Текст]: учебник для вузов / И.Ф. Шишкин, В.М. Станякин. – Москва : ВЗПИ, 2015.
48. Хойер,Р. Что такое качество [Текст] // Стандарты и качество. Р.
Хойер – 2016 – № 3. – С. 97 –102.
49. ОАО «Белгородский завод РИТМ» [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://www.zavodritm.ru/.