Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение рефлексивных технологий в образовательной и воспитательной деятельности (Психолого-педагогические технологии образовательной деятельности, Кемеровский государственный университет)

Работа №145999

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2020
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы применения рефлексивных технологий в образовательной и воспитательной деятельности 7
1.1 Теоретическая сущность рефлексивных технологий 7
1.2 Особенности организации и применения рефлексивных технологий в воспитательной и образовательной деятельности ..13
1.3 Критерии, показатели и средства измерения применения рефлексивных технологий в образовательной и воспитательной деятельности 17
Выводы по первой главе 23
Глава 2 Педагогические условия применения рефлексивных технологий в образовательной и воспитательной деятельности 24
2.1 Анализ педагогического опыта применения рефлексивных технологий в образовательной и воспитательной деятельности 24
2.2 Методические рекомендации по применению рефлексивных технологий на уроке английского языка 29
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение А 41

В современном мире большое внимание уделяется образованию. Являясь одним из ключевых аспектов жизни общества, оно играет важную роль в процессе становления личности: образование способствует развитию внутреннего потенциала обучающихся, позволяет им в полной мере реализовать свои способности, приобщает к культурным ценностям и идеалам. Образование определяет дальнейшее профессиональное развитие и карьерный путь человека, открывает перед ним новые возможности, предлагает различные пути самореализации и способствует самосовершенствованию в различных жизненных сферах. Именно поэтому в настоящее время перед учителем стоит важная и ответственная задача, связанная с организацией и обеспечением наиболее эффективного образовательного процесса, необходимого для реализации требований новых государственных образовательных стандартов.
Современные стандарты образования, такие как Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС), закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020), а также ряд других нормативных документов предъявляют новые требования к организации урока, делая его структуру более сложной и многоуровневой. Согласно требованиям ФГОС современный урок, в том числе и урок иностранного языка, помимо этапов мотивации, актуализации знаний, целеполагания, решения поставленной проблемы, закрепления, систематизации знаний и т.д. должен включать в себя рефлексивную деятельность, которой на данный момент не уделяется достаточное количество внимания как со стороны обучающихся, так и самих педагогов.
Применение рефлексивных технологий в образовательном и воспитательном процессах способствует формированию у обучающихся способности к рефлексивному контролю собственной деятельности, тем самым оказывая неоценимое влияние на возникновение и поддержку мотивации к обучению и умению учиться в целом. Навыки рефлексии позволяют оценить познавательные особенности и интересы детей, способствуют включению школьников в процесс активного усвоения и совершенствования знаний. Актуальность проблемы применения рефлексивных технологий в образовательной и воспитательной деятельности определяется не только ее необычайной важностью для всестороннего и гармоничного развития обучающихся, но и значимостью для улучшения качества системы образования как социального института. Весомость данной проблемы для нынешнего образовательного процесса характеризуется тем, насколько сильное воздействие может оказывать рефлексия на формирование личности, готовой к непрерывному саморазвитию, являющемуся одним из приоритетов современной концепции образования.
На данный момент проблема применения рефлексивных технологий привлекает к себе внимание многих ученых. В ее исследовании и изучении заинтересованы специалисты в области философии, психологии, педагогики. Будучи изначально философским понятием, рефлексия не сразу рассматривалась в качестве психологического и педагогического термина, однако, в наши дни трудно представить эти научные дисциплины вне рамок данного определения, плотно укоренившегося в научном сознании. Все это нашло отражение в работах таких ученых, как Л.С. Выготский, Д. Дьюи, Ю.Н. Кулюткин, И.С. Ладенко, Ж. Пиаже, И.Н. Семёнов, С.Ю. Степанов, Г.С. Сухобская и др. Труды данных научных деятелей посвящены определению значимости процессов рефлексии, изучению ее особенностей в области педагогики, рассмотрению рефлексивных процессов в качестве инструментов самосознания, а также исследованию ряда других проблем, входящих в область изучения темы. Более поздние научные работы А.А. Бизяевой, Б.З. Вульфова, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, Г.П. Щедровицкого рассматривают рефлексию не только с точки зрения ее связи с мышлением, самосознанием и процессом коммуникации, но в контексте подготовки педагогических кадров, выявляя при этом необходимость создания особого комплекса педагогических условий, определяющих успешность формирования профессиональной рефлексии учителя. Помимо рефлексивных механизмов педагога большое внимание уделяется рефлексивной деятельности обучающихся, ведь именно она лежит в основе самообучения, саморегуляции и самооценки, которые позволяют выстраивать учебный процесс наиболее эффективно и получать более высокие результаты работы (О.П. Болотникова, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.).
Таким образом, анализ существующих научных и практических исследований позволяет сделать вывод о том, что по данной проблеме имеется большое количество научных работ, однако, несмотря на это, можно выделить недостаточную разработанность педагогических условий применения рефлексивных технологий в образовательной и воспитательной деятельности.
Исходя из анализа источников информации, нами определена проблема исследования: каковы педагогические условия применения рефлексивных технологий в воспитательной и образовательной деятельности?
В соответствии с выявленной проблемой определена тема курсового исследования: «Применение рефлексивных технологий в образовательной и воспитательной деятельности».
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия применения рефлексивных технологий в образовательной и воспитательной деятельности.
Объект исследования: процесс образовательной и воспитательной деятельности.
Предмет исследования: применение рефлексивных технологий в образовательной и воспитательной деятельности.
Задачи исследования:
- выявить психолого-педагогические основы применения рефлексивных технологий в образовательной и воспитательной деятельности;
- выявить особенности организации образовательной и воспитательной деятельности;
- выявить критерии, показатели и средства измерения рефлексивных технологий;
- выявить и теоретически обосновать педагогические условия применения рефлексивных технологий в образовательной и воспитательной деятельности;
- проанализировать педагогический опыт применения рефлексивных технологий в образовательной и воспитательной деятельности;
- разработать методические рекомендации по применению рефлексивных технологий на уроках английского языка.
В соответствии с целью и задачами исследования и, учитывая специфику предмета исследования, выбраны следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Азаров, Ю. П. Педагогические идеи К.Д. Ушинского : учебное пособие / Ю. П. Азаров - Москва : Знание, 1971. - 79 с. – Текст : непосредственный.
2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии : учебное пособие / В. П. Беспалько – Москва : Педагогика, 1989. – 192 с. – Текст : непосредственный.
3. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - Москва : Советская энциклопедия ; Санкт-Петербург : Фонд "Ленингр. галерея", 2002. - 1628 с. – Текст : непосредственный.
4. Голубинская, Л. М. Диагностика уровня развития рефлексивных умений: Сборник материалов научно - практической конференции «Детство, открытое миру» / Л. М. Голубинская. - Екатеринбург: УрГПУ, 2004. - 160 с. – Текст : непосредственный.
5. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебник / М. Н. Гуслова. – Москва : Академия, 2013. - 256 c. – Текст : непосредственный.
6. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. В 2 томах. Т. 2. / Т. Ф. Ефремова. - Москва : Рус. яз., 2000. – Текст : непосредственный.
7. Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов / С. С. Кашлев. – Мн.: Университетское, 2000. - 95 с. – Текст : непосредственный.
8. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе : анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. - Москва : Знание, 1989. - 75 с. – Текст : непосредственный.
9. Метаева, В. А. Методологические и методические основы рефлексии : учеб. пособие для проф.-пед. работников / В. А. Метаева. - Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2006. - 98 с. – Текст : непосредственный.
10. Ожегов, С. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 28-е издание - Москва : Мир И образование, 2015. - 1375 с. – Текст : непосредственный.
11. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. вузов / А. П. Панфилова – Москва : Академия, 2009. - 192 с. – Текст : непосредственный.
12. Романко, В. Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия / В. Г. Романко. – Текст : непосредственный // Новые исследования в психологии. - 1995. - №1. - С.65-71.
13. Использование активных и интерактивных образовательных технологий : метод. рекомендации / Т. А. Савельева, М. Г. Савельева, Т. А. Новикова, Н. М. Костина. – Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2013. - 44 с. – Текст : непосредственный.
14. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : учебное пособие для вузов. В 2 томах. Т. 1. / Г. К. Селевко. – Москва : Народное образование, 2005. – 556 с. – Текст : непосредственный.
15. Семёнов, И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности : учебное пособие / И. Н. Семёнов – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 64 с. – Текст : непосредственный.
16. Семенов И. Н., Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества : учебное пособие / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. – Москва : Речь, 2003. - 254 с. – Текст : непосредственный.
17. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Москва: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. – Текст : непосредственный.
18. Соколова, Л. А. Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся / Л. А. Соколова. – Текст: непосредственный // Журнал «Иностранные языки в школе».– 2005. - №1. – С. 64-67.
19. Тюков, А. А. О путях описания психологических механизмов рефлексии / А. А. Тюков. – Текст : непосредственный // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. - 1987. - С.73.
20. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка : современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва : Дом Славянской кн., 2008. - 959 с. – Текст : непосредственный.
21. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания : опыт пед. антропологии / К. Д. Ушинский. - Москва : Фаир-Пресс, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 574, с. – Текст : непосредственный.
22. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учебное пособие / А. В. Хуторской. - СПб. : Питер, 2001.— 544 с. – Текст : непосредственный.
23. Цукерман, Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя / Г. А. Цукерман. – Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. - 1996. - №2. - C. 120-345.
24. Шмелева, Т. В. Языковая рефлексия / Т. В. Шмелева. – Текст : непосредственный // Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. - 2003. - С. 810–811
25. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия и ее проблемы : учебное пособие / Г. П. Щедровицкий – Москва : Академия, 2004. - 395 с. – Текст : непосредственный.



1. Азаров, Ю. П. Педагогические идеи К.Д. Ушинского : учебное пособие / Ю. П. Азаров - Москва : Знание, 1971. - 79 с. – Текст : непосредственный.
2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии : учебное пособие / В. П. Беспалько – Москва : Педагогика, 1989. – 192 с. – Текст : непосредственный.
3. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - Москва : Советская энциклопедия ; Санкт-Петербург : Фонд "Ленингр. галерея", 2002. - 1628 с. – Текст : непосредственный.
4. Голубинская, Л. М. Диагностика уровня развития рефлексивных умений: Сборник материалов научно - практической конференции «Детство, открытое миру» / Л. М. Голубинская. - Екатеринбург: УрГПУ, 2004. - 160 с. – Текст : непосредственный.
5. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебник / М. Н. Гуслова. – Москва : Академия, 2013. - 256 c. – Текст : непосредственный.
6. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. В 2 томах. Т. 2. / Т. Ф. Ефремова. - Москва : Рус. яз., 2000. – Текст : непосредственный.
7. Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов / С. С. Кашлев. – Мн.: Университетское, 2000. - 95 с. – Текст : непосредственный.
8. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе : анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. - Москва : Знание, 1989. - 75 с. – Текст : непосредственный.
9. Метаева, В. А. Методологические и методические основы рефлексии : учеб. пособие для проф.-пед. работников / В. А. Метаева. - Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2006. - 98 с. – Текст : непосредственный.
10. Ожегов, С. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 28-е издание - Москва : Мир И образование, 2015. - 1375 с. – Текст : непосредственный.
11. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. вузов / А. П. Панфилова – Москва : Академия, 2009. - 192 с. – Текст : непосредственный.
12. Романко, В. Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия / В. Г. Романко. – Текст : непосредственный // Новые исследования в психологии. - 1995. - №1. - С.65-71.
13. Использование активных и интерактивных образовательных технологий : метод. рекомендации / Т. А. Савельева, М. Г. Савельева, Т. А. Новикова, Н. М. Костина. – Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2013. - 44 с. – Текст : непосредственный.
14. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : учебное пособие для вузов. В 2 томах. Т. 1. / Г. К. Селевко. – Москва : Народное образование, 2005. – 556 с. – Текст : непосредственный.
15. Семёнов, И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности : учебное пособие / И. Н. Семёнов – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 64 с. – Текст : непосредственный.
16. Семенов И. Н., Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества : учебное пособие / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. – Москва : Речь, 2003. - 254 с. – Текст : непосредственный.
17. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Москва: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. – Текст : непосредственный.
18. Соколова, Л. А. Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся / Л. А. Соколова. – Текст: непосредственный // Журнал «Иностранные языки в школе».– 2005. - №1. – С. 64-67.
19. Тюков, А. А. О путях описания психологических механизмов рефлексии / А. А. Тюков. – Текст : непосредственный // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. - 1987. - С.73.
20. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка : современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва : Дом Славянской кн., 2008. - 959 с. – Текст : непосредственный.
21. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания : опыт пед. антропологии / К. Д. Ушинский. - Москва : Фаир-Пресс, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 574, с. – Текст : непосредственный.
22. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учебное пособие / А. В. Хуторской. - СПб. : Питер, 2001.— 544 с. – Текст : непосредственный.
23. Цукерман, Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя / Г. А. Цукерман. – Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. - 1996. - №2. - C. 120-345.
24. Шмелева, Т. В. Языковая рефлексия / Т. В. Шмелева. – Текст : непосредственный // Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. - 2003. - С. 810–811
25. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия и ее проблемы : учебное пособие / Г. П. Щедровицкий – Москва : Академия, 2004. - 395 с. – Текст : непосредственный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ