Неигровой фильм «Арктические горизонты» является короткометражным фильмом кинорежиссера Мартьянова Сергея Викторовича. Следует отметить, что дипломная версия фильма и его название, будут отличаться от режиссерской версии.
Мартьянов С.В. окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии в 1985 году. Автор фильмов «Убийца» (1990), «И вечно возвращаться...» (1993), «Черный парус Стрельца» (1992), «Тенгранство: религия Атиллы и Чингисхана» (2006), «Военная тайна» (2006), «Гранит наш» (2015) и другие. Участник и лауреат различных кинофестивалей. В 1994 году приз председателя жюри XIV международного кинофестиваля детских и юношеских фильмов Тонино Гуэрры и диплом Выборгского фестиваля «Окно в Европу» за фильм «И вечно возвращаться». В 2005 году Серебряная медаль «За заслуги в сохранении русской культуры» за фильм «Святая гора Афон».
Фильм «Арктические горизонты» является творческим продуктом ООО «Урало-сибирская киностудия» - творческое объединение, образованное в январе 2006 г. Основные направления деятельности киностудии: создание документальных фильмов, съёмка корпоративных, юбилейных, презентационных фильмов, изготовление телевизионных рекламных роликов и других видов видео рекламы. За период своего существования компанией были реализованы проекты по изготовлению презентационных фильмов для крупнейших предприятий России, съёмке постановочных телевизионных роликов и других видов видео рекламы для компаний различных сфер деятельности, а также по созданию документального кино по заказу министерства культуры РФ.
Фильм повествует о морской экспедиции компании МАГЭ: о том, как проходят геологоразведочные работы в открытом море, в каких условиях приходится работать людям, с какими препятствиями приходится бороться и на что готовы люди, чтобы достичь желаемого результата. Компания МАГЭ предоставляет широкий спектр геолого-геофизических услуг по изучению строения шельфовых морей, транзитных и прибрежных зон Арктики и Мирового океана.
Заказчиком фильма является Казанинин Геннадий Семенович - генеральный директор научно-производственной организации «Морская Арктическая Геологоразведочная Экспедиция» (МАГЭ), поэтому снимать приходилось с полной ответственностью и отдачей, чтобы показать жизнь и работу на корабле в лучшем свете. Технология производства должна быть достоверно рассказана и показана, чтобы заказчик был доволен, и зрителю было понятно, как работает сложнейшее научное оборудование.
Видеосъемка проходила на научно-исследовательском судне (НИС) «Николай Трубятчинский». Порт, из которого начал свой путь корабль, находится в норвежском городе Киркинес. Корабль прошел через моря Северного Ледовитого океана: по Баренцеву морю, Карскому морю и морю Лаптевых для проведения геологоразведочных работ на шельфе ВосточноСибирского моря в районе Новосибирских островов, с целью поиска залежей нефти и газа. Судно находилось в море 2 месяца и 1 неделю, за это время удалось провести съемку в различных климатических условиях, испытать на себе силу арктических ветров и суровость морских штормов.
За время съемки учебной курсовой работы, я получил уникальный опыт. Съемки проходили в различных условиях, начиная от ясной и безветренной погоды, заканчивая сильным штормом и высокими волнами, достигающими до 7 метров высотой.
У съемки на корабле есть свои плюсы и минусы. Из плюсов я бы выделил то, что корабль всегда находится в движении, из-за чего фон всегда динамичен и разнообразен. Из минусов я бы выделил то, что корабль - это ограниченная площадка и за пределы корабля, можно выйти только на катере. Чтобы кадры не повторялись, приходилось искать новые ракурсы и композиционные решения. Так же, во многих местах на корабле невозможно было снимать из-за большой вибрации, которая негативно сказывалась на изображении. Во время того, когда корабль работал на объекте со спущенным оборудованием, каждые 10-12 секунд происходил сейсмический выстрел под водой, вибрация от которого передавалась кораблю, и эти вибрационные толчки заметны на видеоматериалах. Поэтому, чтобы снимать некоторые кадры, приходилось дожидаться “выстрела” и только потом включать камеру на запись.
Съемка в различных погодных условиях - закаляет, придает дополнительные силы. Немаловажным фактором на корабле является техника безопасности, соблюдая которую, можно сохранить себе здоровье или даже жизнь. В основном, я старался не рисковать своим здоровьем, ради удачного кадра, потому что ответственность за мое здоровье еще лежала на капитане корабля и режиссере фильма.
Одна из самых экстремальных съемок была во время транспортировки на катере больного пассажира на другой корабль. Транспортировку мы снимали на три камеры: с одной камерой режиссер снимал транспортировку, находясь на корабле, с другой камеры снимал я, находясь в катере, а третью (экшн камеру) мы закрепили на носу корабля. Сила ветра и высота волн были достаточно большими для небольшого катера, но транспортировку нужно было провести в любом случае. Поэтому, приходилось постоянно держаться за катер одной рукой, а с помощью другой руки снимать, в противном случае, если не держаться, то есть вероятность того, что ты можешь оказаться за бортом катера в открытом море. Главное, что транспортировка закончилась удачно, и никто не пострадал.
Также, нужно было снять кадр, в котором нос корабля заливает морской водой во время шторма, ветер тогда достигал порывами до 30 м/с. Поэтому, для подстраховки, я надел на себя толстый ремень с карабином. С помощью карабина, я прицеплялся к перилам на корабле, выставил кадр и стал дожидаться волны. Волна, захлестнувшая нос, оказалась больше, чем я ожидал, и я на себе почувствовал, насколько холодна арктическая морская вода.
Этот фильм я снимал совместно с режиссером Мартьяновым С.В. Работа с режиссером прошла благотворно. Подсказки и советы режиссера были очень кстати и хорошо сказались на отснятом материале. Опыт, полученный от режиссера, оказал на меня полезное влияние, которое может пригодиться мне на последующих съемках.
Съемочный период длился в течение двух месяцев в открытом море.
Небольшая часть материала оказалась забракованной, из-за неточной настройки камеры, в частности, это неточная наводка на резкость и заваленный горизонт. Из-за неправильного позиционирования, во время съемок, я ставил штатив с камерой на вибрирующие поверхности, вибрация от которых передавалась от штатива к камере, в итоге, пришлось забраковать кадры, на которых видна тряска. Этого я мог избежать, если бы вместо съемки со штатива, я снимал бы с рук.
В целом, я доволен, что получил такой опыт. Я стал более наблюдателен и внимателен к выбору ракурсов и точек съемки. У меня увеличилась мобильность и скорость реакции во время съемок. Работа в арктических условиях закалила не только мой характер, но кинооператорское мастерство.
1. Дыко Л. Основы композиции в фотографии [Текст] / Дыко Л. - М.: Искусство, 1988. - 90 с.
2. Головня А. Мастерство кинооператора [Текст] / Головня А. - М.: Искусство, 1995. - 226 с.
3. Медынский С.Е. Синхронная съемка в документальном фильме [Текст] / Медынский С.Е. - М.: ВГИК, 1985. - 64 с.
4. Медынский С.Е. Мастерство оператора-документалиста. Часть 1-2 [Текст] / Медынский С.Е. - М.: Издательство 625, 2008. - 304 с.
5. ВолынецМ.М. Профессия: оператор [Текст] / М. М. Волынец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 184 с.
6. Верне Карлсон и Сильвия Карлсон - Настольная книга осветителя [Текст] / Москва, издательство ГИТР, 2004