ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Анализ литературного сценария 5
1.2. Звукорежиссерская экспликация 7
ГЛАВА 2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 20
2.1. Используемое оборудование 20
2.2. Ход работы 27
2.3. Микшерский паспорт 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Приложение 1. Литературный сценарий фильма «Звезды» 34
«Звезды» — короткометражный игровой фильм совместного производства студентов из Челябинского Государственного Института Культуры и Российского Государственного Профессионально Педагогического Университета, срежиссированный Натальей Беспутиной по ее авторскому сценарию. В качестве звукорежиссера мне довелось побывать на всех этапах производства ленты: от работы со сценарием до вертикального монтажа звука и дальнейшей его перезаписи. Если говорить о звуковой составляющей, то изначально не стояло задачи осуществлять только перезапись в студии или использовать исходники непосредственно со съемок - лишь преодолев ряд проблем, возникших в ходе работы, стало окончательно ясно, что финальный звуковой ряд будет являть собой смесь из библиотечных шумов, звука, записанного непосредственно на съемочной площадке, а также звука, записанного в студии уже на этапе монтажа.
Но прежде чем приступить к детальному разбору звуковой составляющей фильма «Звезды», стоит поставить вопрос о значении звука в кино, ведь в своей работе «Звуковой образ в фильме» Ю.А.Закревский сформулировал антитезис,
звучащий так: «А зачем писать о звуке, когда здесь все абсолютно ясно? Экран давно уже звучит и звучит неплохо. Технология записи речи и музыки сама по себе в настоящее время не представляет серьезных трудностей».1 Тем не менее, на подобные слова можно парировать цитатой Л.С.Трахтенберга: «Плохо смонтированная фонограмма не только самим звуком раздражает зрителей, она также выдает и подчеркивает монтажные склейки, сделанные в изображении, тогда как удачный монтаж звуковой пленки, наоборот, скрадывает стыковку кадров и как бы скрепляет чередующиеся на экране планы изображения».2 Из этого можно сделать вывод о том, что даже малейшая ошибка в работе над звуком в кино, который может даже не идти вместе с изображением, способна испортить общее впечатление от картины в целом. Это подводит к необходимости тщательного осмотра всех этапов работы над финальным звуком для фильма, потому как «важное значение звука в создании звукозрительного образа в кинофильме или в художественной программе налагает на звукорежиссера (звукооператора) большую ответственность».3
В нижеприведенной работе будут детально рассмотрены те шаги, которые предстояло сделать для достижения поставленной цели.
Цель работы: звуковое решение фильма «Звезды» и создание оригинала фонограммы аудиовизуального произведения, совмещенного с изображением на одном носителе.
Из этого вытекают следующие задачи:
1) анализ литературного первоисточника и драматургии будущего фильма;
2) составление звукорежиссерской экспликации на основе режиссерского сценария;
3) подбор оборудования для звукозаписи на съемочной площадке и в студии;
4) рассмотрение хода работы во время съемочного процесса и последующего вертикального монтажа и перезаписи;
5) подведение итогов.
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Анализ литературного сценария
Изначальный литературный сценарий будущего короткометражного игрового фильма «Звезды» повествует о молодой девушке по имени Геша, натуре глубоко одинокой, но всеми силами пытающейся вырваться из оков своего одиночества, что для нее является воплощением счастья. В противовес же ее стремлениям выступает окружающее общество, глубоко не понимающее Гешу и от того отвергающее ее попытки с ним сблизиться. Центральным элементом повествования являются звезды, что вынесено в самом названии фильма. Это обусловлено следующими причинами: бумажные звезды, которые Геша расклеивает в публичных местах, являются той связующей нитью, которая по мнению героини должна стать для нее спасением от серости будней, но которая в итоге сближает ее с человеком, делающим ее в последствии счастливой. Главная идея сценария гласит: «Верь в свою счастливую звезду» - что изначально истолковывается самой героиней неправильно, так как в середине повествования вводится ирреальный персонаж, поначалу являющий собой deus ex machina (фактор, разрешающий ситуацию, не являющийся вытекающим из естественного хода событий) но на проверку не оказывающий той помощи героине, о которой она просила судьбу.
...
Работа над фильмом «Звезды» явилась настоящей практикой в записи и редактировании звука в кино. Были задействованы все этапы кинопроизводства: работа над сценарием, работа над подбором соответствующего звукозаписывающего оборудования, так как аппаратура должна была соответствовать определенным критериям: мобильность, морозостойкость (съемки на улице проводились в начале января) и стабильность в работе - а также этап вертикального монтажа и перезаписи. Благодаря этой работе была усвоена мысль о равнозначности всех этапов производства фильма, что подтверждали слова Пола Уайта касательно вертикального монтажа: «Микширование - это очень небольшая часть того, что должно быть сделано для получения хорошей записи»1. Выходила связь, в которой были задействованы следующие звенья: хорошо описанная история в сценарии дает лучшее понимание финальной картины, что позволяет лучше выстроить планировку кадра в теории и подготовиться к записи на площадке; хорошо записанный звук на площадке позволяет уменьшить временные затраты на этапе монтажа и в случае использования библиотечных шумов только обогатит финальную звуковую картину; хорошая работа на этапе монтажа и перезаписи суммирует успехи всего полученного ранее результат, но в случае ошибки может отменить все предыдущие заслуги.
1. Алдошина, И., Приттс, Р. Музыкальная акустика [Текст] / И. Алдошина, Р. Приттс. - СПб.: Композитор, 2006. - 720 с.
2. Трахтенберг, Л.С. Мастерство звукооператора [Текст] / Л.С. Трахтенберг. - М.: Искусство, 1963. - 101 с.
3. Закревский, Ю.А. Звуковой образ в фильме [Текст] / Ю.А. Закревский. - Искусство, 1970. - 127 с.
4. Уайт, П. Творческая звукозапись [Текст] / П. Уайт. - М.: ЁЁ Медиа, 2012. - 227 с.
5. Кузнецов, В.В. Практическая перезапись при кино и
видеопроизводстве [Текст] / В.В. Кузнецов. - Искусство, 2005. - 85 с.
6. Маньковский, В.С. Основы звукооператорской работы [Текст] / В.С. Маньковский. - Искусство, 1985. - 236 с.
7. Левитина, Н.В. Звуковое решение фильма и методика его реализации на практике [Текст] / Н.В. Левитина. - Редакционноиздательский отдел ФГОУ ВПО, 2009. - 11 с.