Введение 3
Глава 1 К вопросу о содержании термина «художественный мир» 9
Глава 2 Тема «Эволюция и стагнация» как одна из основных тем в романах Е. Г. Водолазкина «Лавр», «Авиатор» и «Чагин» 17
§ 1 Нравственно независимый герой-интеллигент романов Е. Г. Водолазкина 17
§ 2 Эпизоды стремления в небо 21
§ 3 Эволюция и стагнация с точки зрения морали 30
§ 4 Вопрос о возможности влияния героя, приблизившегося к идеалу, на окружающий его мир 35
§ 5 Эволюция и стагнация в рамках научного знания 41
Глава 3 Тема «Вина и раскаяние» как одна из основных повторяющихся тем романов «Лавр», «Авиатор», «Чагин» 47
§ 1 «Пребывание в раю»: состояние «до греха» и «причины грехопадения» 48
§ 2 «Изгнание из рая»: покаяние и раскаяние героев «Лавра», «Авиатора» и «Чагина» 55
Глава 4 Тема «Память» в соотношении с подтемами «неистория» и «смерть» 61
§ 1 Тема истории как составная часть темы памяти 65
§ 2 Тема смерти в сопоставлении с темой памяти 70
Заключение 78
Библиография 81
Изучение художественного мира писателя как целостной системы инвариантных для его творчества тем, мотивов и ситуаций позволяет исследователю раскрывать специфические особенности художественной философии и поэтики данного автора. Художественный мир романистики Е.Г. Водолазкина ещё не стал объектом основательного научного анализа. Именно этим обстоятельством обусловлена актуальность настоящей работы.
История научного изучения творчества Е. Г. Водолазкина. Евгений Германович Водолазкин – современный писатель и филолог, романному творчеству которого посвящено множество исследований, использующих широкое разнообразие методов. Наиболее популярными являются исследования в области нарратологии и интертекстуальности . В первых исследователи уделяют больше всего внимания специфике нарративных инстанций, вторые же сосредоточены на поиске древнерусских источников в текстах романов или аллюзий на классиков (от Чехова до Набокова ), а также современных писателей .
Отдельного упоминания заслуживает ряд статей о хронотопе или категориях времени/пространства отдельно , в которых или подчёркивается связь трактовки времени в романах Е. Г. Водолазкина со средневековыми представлениями о нём, или рассматривается феномен исторического времени в романах Е. Г. Водолазкина.
Гораздо меньше исследований, посвящённых символике , концептосфере и женским образам в произведениях Е. Г. Водолазкина. В них также рассмотрены смысловые оттенки тех или иных элементов поэтики в произведениях Е. Г. Водолазкина.
Однако для настоящегоисследования оказались наиболее полезными научные работы, посвящённые художественному миру и тематике отдельных произведений Е. Г. Водолазкина. Так, диссертация Д. С. Гудина сосредоточена нахронотопе и мифологемах романов «Лавр», «Авиатор», «Брисбен», «Оправдание острова». В этой диссертации делаются выводы о применении в романах средневековых моделей времени, о динамичности пространства, о топосе кладбища как общем месте романов Е. Г. Водолазкина, об образах птицы и утопленницы как стрежневых символических образах романов. Всё это, несмотря на некоторую разрозненность, позволяет выстроить картину художественного мира Е. Г. Водолазкина – прежде всего с точки зрения хронотопа. В статье «Особенности поэтики романа Евгения Водолазкина “Авиатор”» А. Ю. Мизанова предлагается понимание основного конфликта романа (человек и время), а также постулируется, что «Иннокентий – это Робинзон XX века» . Статья Т. И. Тищенко посвящена художественному миру романа «Лавр» и сосредоточена на трактовке вечных тем, которые в нём затронуты. К ним исследователь относит любовь, время, преодоление смерти, исцеление души и веру.
Тематическому содержанию романов Е. Г. Водолазкина посвящено ещё несколько исследований. Статьи М. В. Бочкиной , Т. Г. Прохоровой и Ц. Чэнь представляют собой размышления о феномене исторического и неисторического в романах «Лавр» и «Авиатор». Здесь приводятся причины, в силу которых Е. Г. Водолазкин отказывается называть свои романы историческими, подыскивая для них другие жанровые определения.
...
Проведённое в рамках выпускной квалификационной работы исследование позволило достаточно многогранно описать специфику тематики художественного мира Е. Г. Водолазкина. При помощи анализа конкретных текстов удалось сформулировать, уточнить и расширить ряд положений о художественном мире романов «Лавр», «Авиатор» и «Чагин» как системе тематических инвариантов. Впервые был составлен список постоянных тем, присущих творческому миру Е. Г. Водолазкина. Данный список нельзя назвать полным и окончательным в силу динамичности развития избранного предмета – несомненно, впоследствии он будет уточнён и расширен при появлении или учитывании нового материала.
В рамках настоящей работы нами было использовано понимание «художественного мира», представленное в работах А. К. Жолковского и Ю. К. Щеглова. Именно поэтому ряд сделанных нами наблюдений позволил выявить несколько наиболее устойчивых повторяющихся тем в романах «Лавр», «Авиатор» и «Чагин». В главах 2, 3 и 4 было продемонстрировано, что архитема «стремление к идеалу» проявляется на разных уровнях поэтики: от сюжета до персонажного поля, распадаясь на устойчивые темы «эволюция и стагнация», «вина и раскаяние» и «память и забвение». Из трёх вышеперечисленных именно первая наиболее близка архитеме, однако только в своей совокупности эти подтемы могут претендовать на образование вышеназванной архитемы.
Тема «Эволюция и стагнация» в своей основе связана с персонажным полем романа Е. Г. Водолазкина, поэтому в самом начале нами были охарактеризованыгерои романов Е. Г. Водолазкина и выявлены следующие общие черты: изначальная или приобретаемая в процессе развития и стремления к идеалу моральная независимость, а также стремление к постоянному самообразованию и развитию, которое выражается, в том числе, в интересе кевропейской культуре.
В рамках названной темы нами был описан один из наиболее устойчивых архисюжетов, метаязыковую формулировку которого здесь мы предлагаем вашему вниманию: «герой (Арсений, Иннокентий, Исидор) взаимодействует с тем, что считает синонимом полёта (самодельные крылья; игра с кузеном Севой, авиакатастрофа; карусель), и что в дальнейшем приносит ему вред (сломанную ногу; заключение на Соловках, смерть в авиакатастрофе;соотнесение полёта (фантазии) и цепи)».
Параграфы 3–5 главы 2 связаны между собой обращением к вопросу о том,может липриобретённое моральное превосходство героя повлиять на развитие морального уровня общества.
Тема «Вина и раскаяние», в отличие от темы «Эволюция и стагнация», господствует на сюжетном уровне поэтики романов Е. Г. Водолазкина.Для описания усреднённой фабулы нами была использована метафора рая. Для этого у нас было две причины. Во-первых, эта метафора предполагает прямую ассоциацию со «стремлением к идеалу». Во-вторых, миф об изгнании из рая архитипически схож с описанной нами фабулой романов «Лавр», «Авиатор» и «Чагин» прежде всего потому, что ситуация райского блаженства после искупления не изображена ни в одном из вышеназванных романов. Напротив, именно искупление делом приближает героя к его смерти, а его посмертное состояние никак не комментируется.
В рамках этой темы нами также был выявлен архиэпизод «совместное чтение», который становится частью признаков «райского существования». Его метаязыковая формулировка может быть, например, такова: «Чтение вслух героя (Арсений, Иннокентий, Исидор) рядом с(спящей (в постели/на коленях героя)) героиней (Устина, Анастасия, Вера) приключенческой книги(“Александрия”/“Робинзон Крузо”)».
В четвёртой главе нами рассмотрена гипотеза о том, что тема памятиявляется темой более высокого уровня абстракции по отношению к подтемам «смерти» и «неистории». Здесь нами выявлена интересная архетипическая ситуация диалога с покойником, а также сделанонесколько разрозненных наблюдений по поводу выдвижения второстепенного исторического факта во главу угла, игнорирование более известных событий, интерес прежде всего к личной истории, быту, а не крупным историческим событиям и т.д.
Таким образом, темы «Эволюция и стагнация», «Вина и раскаяние» и «Память и забвение» становятся центральными повторяющимися темами в рамках художественного мира Е. Г. Водолазкина.
Проведённое исследование позволяет выстроить стратегию возможных дальнейших изысканий, так как рассмотрение разновременных романов «Лавр» (2012), «Авиатор» (2015) и «Чагин» (2022) позволило констатировать тематическую динамику в рамках художественного мира Е. Г. Водолазкина. Так, тема памяти, являвшаяся служебной по отношению к теме «Вина и раскаяние» в 2012, в 2022 стала во главу угла, приобретая новые смысловые оттенки, не рассмотренные в настоящем исследованию в силу их (в настоящий момент) уникальности.
1. Водолазкин Е. Г. Авиатор. М., Издательство АСТ, 2015. 410, [6] с.
2. Водолазкин Е. Г. Лавр. М., Издательство АСТ, 2020. 377, [7] с.
3. Водолазкин Е. Г. Чагин. М., Издательство АСТ, 2022. 378, [6] с.
4. Водолазкин Е. Г. Поющий в степи // Как мы пишем. Писатели о литературе, о времени и о себе. СПб.,Азбука, 2018. С. 53–58.
5. Абашев В. В. "Проект грядущего восстановления мира…": роман Евгения Водолазкина Авиатор в контексте художественной сотериологии русской литературы // Знаковые имена современной русской литературы: Евгений Водолазкин :коллеĸтивная монография. Краков, 2019. С. 319–331.
6. Абашева М. П. Что значит быть знаковым писателем: Евгений Водолазкин в контексте русской прозы // Знаковые имена современной русской литературы: Евгений Водолазкин :коллеĸтивная монография. Краков, 2019. С. 37–48.
7. Авдеева Г. А., Шамова Ю. П. Типы нарраторов (рассказчиков) в романе Евгения Водолазкина «Чагин» // Актуальные проблемы изучения и преподавания филологических дисциплин в школе и вузе :материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 190–198.
8. Аврин Г. В. Категория времени в романе Е. Г. Водолазкина "Лавр" // Молодая филология – 2023 (по материалам исследований молодых ученых):межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 2023. С. 77–87.
9. Алборова А. С. Сюжет о мнемонисте (на материале произведений Х. Л. Борхеса, Е. Г. Водолазкина, А. Р. Лурии) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. № 4. С. 43–49.
10. Антоненко Н. С. Революция в подробностях: сенсорные аспекты образа прошлого в романе Е. Водолазкина "Авиатор" // Литература и революция (к 100-летию Октябрьской революции) : материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2017. С. 220–223.
11. АрхангельскаяА. В. Праведники и праведничество в романах Евгения Водолазкина "Лавр" и "Оправдание Острова" // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 1(40). С. 88–91.
12. Ахапкина Д. Н., Кучина, Т. Г. "Конвертировать бытие в слово": Homoscribens в прозе Евгения Водолазкина // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22, № 6. С. 105–108.
13. Бажан А. А., Рягузова Л. Н. Семантика художественной детали в романе Е. Водолазкина «Чагин» // Актуальные вопросы современной филологии: теория, практика, перспективы развития : материалы VIII Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2023. С. 205–208.
14. Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., Азбука. 336 с.
15. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., «Художественная литература», 1975. 504 с.