ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ КИТАЙСКО-ФИЛИППИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ 14
1.1. Историческая динамика китайско-филиппинских отношений до середины XX века 14
1.2. Историческая динамика китайско-филиппинских отношений во второй половине XX века 17
2. СОВРЕМЕННАЯ ДИНАМИКА КИТАЙСКО-ФИЛИППИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В XXI ВЕКЕ 23
2.1. Политические факторы, влияющие на динамику развития китайско-филиппинских отношений 23
2.2. Торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и Филиппинами 37
3. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СПОР В ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ КАК ФАКТОР ПРОТИВОРЕЧИЙ В КИТАЙСКО-ФИЛИППИНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 45
3.1. Современный контекст территориального спора в Южно-Китайском море в китайско-филиппинских отношениях 45
3.2. Внешнеполитические факторы в территориальных спорах между Китаем и Филиппинами в Южно-Китайском море 53
3.3. Оценка перспектив развития территориального спора в китайско-филиппинских отношениях 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
Актуальность темы обусловлена необходимостью исследования всех значимых аспектов двустороннего сотрудничества Китая и Филиппин на современном этапе. На сегодняшний день Китай и Филиппины – две страны с важным геополитическим положением в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Отношения между ними оказывают влияние на баланс сил и стабильность как в регионе, так и в мире в целом.
С начала XXI века отношения между двумя странами прошли ряд изменений, включая напряженность в связи с претензиями в Южно-Китайском море (ЮКМ) и пересмотром договоренностей о военном сотрудничестве. Это связано с тем, в этот период происходит становление Китая как региональной державы, что позволяет ему проникнуть в регион Юго-Восточной Азии (ЮВА) с целью усиления своей значимости в политическом, экономическом и военном плане. На своем пути Китай встречает соперника в лице США, которые стремятся сохранить свое главенствующее положение и влияние в Тихоокеанском регионе, включая спорные вопросы в Южно-Китайском море, где в последнее время возникло несколько разногласий между странами. В то же время, становление Китая как мирового и регионального лидера очевидно обеспечивает ему преимущество по сравнению с США в разрешении споров и конфликтов с другими государствами в регионе Азиатско-Тихоокеанского бассейна, включая Филиппины и о территориальном споре в Южно-Китайском море, что важно, находящемся на пересечении трех векторов внешней политики Китая и Филиппин.
Прослеживая эволюцию развития китайско-филиппинских отношений в XXI веке, можно зафиксировать непостоянство. Так, в период с 2001 по 2010 гг. Филиппины перешли от сотрудничества с Китаем к дистанцированию в 2010-2016 гг. После этого, наметилась тенденция к укреплению дружеских связей с 2016 по 2022 гг., однако, с 2022 года до настоящего времени наблюдается очередной сдвиг к ослаблению отношений между этими двумя странами.
Переходы от сближения к дистанцированию в китайско-филиппинских отношениях обусловлены как внутренними политическими факторами, такими как изменения политического курса на Филиппинах, тесно связанными с внутриполитическими соображениями приходящей к власти новой правящей группы; также экономическими факторами, поскольку несмотря на существующие сложности в двусторонних отношениях двух стран, Китай и Филиппины продолжают развивать экономические и торговые отношения, что имеет множество преимуществ для обеих сторон; так и внешними факторами, в частности, влиянием международных акторов, в лице США и их сателлитов, считающих Южно-Китайское море важным регионом для своих стратегических интересов в таком динамично-развивающемся регионе, как Азиатско-Тихоокеанский.
Анализируя эволюцию китайско-филиппинских отношений, становится очевидным, что территориальный спор в Южно-Китайском море стал одной из причин осложнения политических и экономических отношений между двумя странами. Несмотря на их стремление к урегулированию разногласий, пока не удалось достичь консенсуса относительно спорных вопросов, касающихся территориальных претензий. Споры вокруг Южно-Китайского моря и изменения в региональной политике США, оказывают существенное влияние на отношения между Китаем и Филиппинами. Этот спор имеет значительные последствия для региональной и мировой стабильности и безопасности. Обе стороны предпринимают действия для обеспечения своей безопасности, что может привести к увеличению военной активности в этом регионе и, в результате, привести к военному конфликту, вызвав противостояние между Китаем и другими странами, заинтересованными в регионе. Однако, несмотря на существующие сложности в двусторонних отношениях двух стран, Китай и Филиппины продолжают развивать экономические и торговые отношения.
Выявление в работе причинно-следственных связей цикличности, доминирующей тенденции во взаимосвязи политических и экономических аспектов, влиянии внутренних и внешних факторов позволяет сформировать целостное представление о современной динамике развития китайско-филиппинских отношений и их влиянии на поддержание региональной и международной стабильности.
Цель исследования состоит в выявлении динамики, факторов влияния и потенциала взаимодействия между Китаем и Филиппинами в современном контексте.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать историческую и современную эволюцию китайско-филиппинских отношений.
2. Выявить факторы, приводящие к цикличности двусторонних отношений.
3. Исследовать взаимосвязь между внутренними политическими и экономическими аспектами во взаимоотношениях между двумя странами.
4. Проанализировать внешние факторы, влияющие на динамику развития китайско-филиппинских отношений.
5. Исследовать проблемные вопросы и споры между Китаем и Филиппинами.
6. Определить вероятность перехода территориального спора в Южно-Китайском море в полномасштабный военный конфликт.
7. Выявить как внутренние и внешние факторы влияют как на потенциал сотрудничества между Китаем и Филиппинами, так и на общие стремления развития международных отношений в регионе.
...
В процессе исследования широкого круга источников и литературы на русском, английском и китайском языках были выявлены значимые аспекты двустороннего сотрудничества Китая и Филиппин на современном этапе.Рассмотрен исторический контекст китайско-филиппинских отношений, начиная с древних торговых отношений и вплоть до настоящего времени, характеризующийся сложной динамикой, включающей в течение многих веков тесные культурные и торговые связи, сменившиеся в XX веке идеологическими и политическими разногласиями, нуждающимися в дипломатических усилиях и поисках компромиссов в решении спорных вопросов и изменениями во внутренней политике Филиппин начиная с XXIвека, связанными с внутриполитическими соображениями приходящей к власти новой правящей группы, которые также являются одной из важных причин радикализации политики Филиппин в Южно-Китайском море, становлением Китая региональной державой и влиянием внешних факторов.
При этом, проанализировав динамику внешнеэкономических показателей, был замечен преимущественно неуклонный рост в двусторонних экономических отношениях двух стран, за исключением точек перелома и смены внешнеполитического курса на Филиппинах. Но важно отметить, что Филиппины сохраняют тесные экономические связи с Китаем, несмотря на политическое расхождение между двумя странами.
Таким образом, в процессе исследования, было выявлено, что развитие китайско-филиппинских отношений, отягощенных территориальным спором между двумя странами в Южно-китайском море, представляет собой угрозу региональной безопасности, становясь горячей точкой в глобальном контексте между потенциальным гегемоном, Китаем, и признанным гегемоном, США. Влияние внешних игроков, в лице США и их союзников, создают мало пространства для маневра между всеми вовлеченными государствами в поиске выхода из текущей ситуации. Китаю в сложившейся ситуации необходимо доказать свое лидерство в отношениях с Филиппинами, обеспечив безопасность последних, но Китай больше беспокоится о возвращении США к стратегии поворота к Азии, чем о поддержании хороших отношений с Филиппинами. Филиппинам было бы лучше сохранить мирные отношения с Китаем в региональном контексте, но им необходимо убедиться в своей полезности для Соединенных Штатов. США, в свою очередь, вынуждены ограничивать Китай, чтобы обеспечить свою гегемонию, в основном из-за опасений по поводу расширения влияния соперника в регионе.
В целом политике Филиппин в Южно-Китайском море трудно вернуться к рациональному состоянию, основанному на национальных интересах и национальной силе в краткосрочной перспективе. Если продолжение существующей политики не приведет к прямой и неизбежной потере интересов большинства политических групп, поддерживающих данную стратегию, или если продолжающееся нарастание противостояния вокруг проблемы Южно-Китайского моря не потеряет внутриполитическую и международную среду, на которую она опирается. В противном случае, Филиппины продолжат следовать за Соединенными Штатами в своем основном направлении и станут еще более зависимыми от США. С одной стороны, поддержка американских союзников усиливает позицию Филиппин и других стран, но, с другой стороны, противодействие Китаю может привести к осложнению ситуации и даже к военным столкновениям, что будет способствовать угрозе региональной и мировой стабильности. Поддержка Соединенными Штатами Филиппин в экономической, дипломатической сфере и сфере безопасности, основанная на их стратегической корректировке по отношению к Китаю, не только изменила международную обстановку на Филиппинах, но и напрямую побудила Филиппины воспользоваться этой возможностью для продвижения своих интересов в Южно-Китайском море. США, в свою очередь, заняли жесткую позицию в разрешении китайско-филиппинских споров в Южно-Китайском море. Очевидно в ближайшие годы ситуация в Южно-Китайском море останется нестабильной, балансируя между эскалацией и ее ослаблением. Однако последние переговоры между военными ведомствами двух стран внушают осторожный оптимизм – стороны явно осознают всю опасность возможного вооруженного конфликта.
В связи с этим, единственный способ для обеспечения прочного мира и стабильности в Южно-Китайском море – это устранение вмешательства внешних факторов, поскольку оно только усложняет противоречия и затрудняет их разрешение. Это подрывает взаимное доверие, сложившееся между странами региона. Для этого Филиппины должны отказаться от старого менталитета односторонности и усовершенствовать механизмы регулирования кризисов на двустороннем и многостороннем уровнях на основе консенсуса и принципов, изложенных в Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море, принятой в 2002 году АСЕАН.
Из всего вышесказанного, вытекает закономерный вопрос: могут ли внешние факторы, в частности США и их союзники, негативно повлиять на развитие китайско-филиппинских отношений и переход их споров в ЮКМ в полномасштабный военный конфликт.
...
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву / Организация Объединенных Наций, 1982. URL: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 12.05.2024)
2. Совместное заявление Китайской Народной Республики и Республики Филиппины (полный текст) China-Philippinesjointstatement (fulltext), 2018 / Xinhuanews. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018-11/21/c_137622271.htm# (дата обращения 01.04.2024)
3. ASEAN (official website). URL: https://asean.org/?static_post=declaration-on-the-conduct-of-parties-in-the-south-china-sea-2 (датаобращения 01.04.2024)
4. China and the Philippines Issue a Joint Statement / Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China, 2005. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/gjhdq_665435/2675_665437/2762_663528/2764_663532/200504/t20050428_520955.html (26.03.2024).
5. China Exports to Philippines / Trading economics. URL: https://tradingeconomics.com/china/exports/philippines (дата обращения: 24.03.2024)
6. China Imports from Philippines / Trading economics. URL: https://tradingeconomics.com/china/imports-from-philippines (дата обращения: 24.03.2024)
7. Department of Foreign Affairs of Republic of Philippines [Официальныйсайт МИД РеспубликиФилиппины]. URL: https://dfa.gov.ph/ (датаобращения: 02.05.2024)
8. GDP (current US$) // World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=US-CN-1W (дата обращения: 02.02.2024).
9. GDP growth (annual %) - China, Philippines // World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?end=2022&locations=CN-PH&start=1991 (дата обращения: 24.03.2024).
10. Indo-Pacific Strategy Report: Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region // The Department of Defense, 2019. URL: https://media.defense.gov/2019/May/31/2002139210/-1/-1/1/DOD_INDO_PACIFIC_STRATEGY_REPORT_JUNE_2019.PDF (дата обращения: 20.02. 2024)
11. Japan-Philippines Joint Statement on the Comprehensive Promotion of the "Strategic Partnership" between Neighboring Countries Connected by Special Bonds of Friendship / Ministry of Foreign Affairs of Japan, 2011. URL:https://www.mofa.go.jp/announce/pm/noda/joint_statement110927.html (дата обращения: 30.04.2024)
12. Joint Communique of the Government of the People's Republic of China and the Government of the Republic of the Philippines (Peking, June 9, 1975) / Embassy of the People’s Republic of China in the Republic of the Philippines, 2000. URL: www.fmprc.gov.cn/ce/ceph/eng/zfgx/zzgx/t183265.htm (26.03.2024).
13. Joint Statement Between China and the Philippines on the Framework of Bilateral Cooperation in the Twenty-First Century / Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China, 2000. URL: www.mfa.gov.cn/eng/wjb/zzjg/yzs/gjlb/2762/2763/t16139.htm (26.03.2024).
14. Joint Statement between the People's Republic of China and the Republic of the Philippines / Xinhua, 2018. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018-11/21/c_137622271.htm (дата обращения: 20.04.2024).
15. Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China [Официальныйсайт МИД КНР]. URL: https://www.fmprc.gov.cn/eng/ (дата обращения: 02.05.2024)
...
133 источника