Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Литература народов Азии и Африки (с изучением языков Азии и Африки)

Работа №145983

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы90
Год сдачи2024
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Образование в КНР после «культурной революции» 8
1.1 «Культурная революция» и ее влияние на образовательно-воспитательную сферу Китая 8
1.2 Развитие системы школьного образования в Китае после «культурной революции» 18
Выводы к Главе 1 25
Глава 2. Иностранная литература в китайской школе 27
2.1 Специфика и содержание предмета «литература» 27
2.2 Иностранная литература в школьной программе 37
2.2.1 Объем и содержание иностранной литературы после «культурной
революции» до начала 1980-х годов 38
2.2.2 Объем и содержание иностранной литературы с 1980-х до 1990-х гг 44
2.2.3 Объем и содержание иностранной литературы с 2000-х до 2010-х гг 49
2.2.4 Объем и содержание иностранной литературы с 2010-х гг. до настоящего времени 59
Выводы к Главе 2 62
Заключение 65
Список литературы и источников 68
Приложение № 1 77
Приложение №2 86

Многие периоды в истории Китая так или иначе оказали влияние на культурное наследие и до сих пор являются сферой интересов художников, писателей и других деятелей культуры. Однако, если одни исторические события меняли культуру, обогащая ее ценным наследием, то другие пытались ее уничтожить.
На этапе становления Китайской Народной Республики, образование которой приходится на 1949 год, Мао Цзэдуном была развернута так называемая «культурная революция» (1966-1976) - кампания, которая за десять лет нанесла удар по всем сферам китайского общества. В значительной степени пострадали литература и образование - сферы, которые больше всех оказывают влияние на становление человека как личности, его развитие и моральный рост.
После окончания «культурной революции» китайское общество постепенно восстанавливается и «догоняет» мировой научно-технический и культурный прогресс. Важной вехой в восстановлении культурной и образовательной сферы стал III пленум ЦК КПК 11 созыва 1978 г., провозгласивший начало «политики реформ и открытости». Данный этап ознаменовался массовой реабилитацией деятелей культуры и искусств, восстановлением работников образования и появлением новых периодических изданий и книг. Вместе с этим в Китай проникает огромное количество литературных памятников зарубежья. Научные труды и художественная литература общедоступны, их включают в университетские курсы и школьные программы. Постепенно они становятся частью повседневной жизни, и точно так же, как и китайская литература, оказывают влияние на мировоззрение граждан.
Несмотря на важность выбранной нами для исследования темы, анализ научных трудов отечественных и зарубежных ученых показал, что школа, и тем более, иностранная литература в образовательных стандартах еще не становилась объектом отдельного развернутого исследования. Большинство работ представляют собой небольшие исследования, акцентирующие внимание на развитии высшего образования, распространении литературы или образа отдельной страны в Китае и его учебных программах и заведениях.
Однако нельзя не отметить, что исследование иностранной литературы в школьной программе позволит обогатить такие отрасли китаеведения как литературоведение (через анализ объема и содержания иностранных произведений), преподавание (за счет анализа структуры учебников) и культурология (благодаря изучению произведений, оказывающих влияние на поведение, интересы и мировосприятие китайских детей, представляющих китайскую лингвокультуру).
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена:
1) недостаточной изученностью иностранной литературы в школьном образовании в разные периоды китайской истории ХХ-ХХ1 веков;
2) важностью понимания культурного наполнения наших китайских соседей в нескольких поколениях для оптимального выстраивания с ними межкультурной коммуникации.
Степень изученности проблемы. В отечественном и зарубежном китаеведении существует достаточно большое количество работ, в которых раскрыты темы «культурной революции» и оценок ее влияния на воспитательно-образовательную сферу (А.А. Антиповский, Н. Е. Боревская, С. Пеппер, В. Н. Усов, Чжу Сяомань) политическую, экономическую и социальные сферы (А. Н. Желоховцев, Л. Пай, Э. Уолдер). Существует большое количество работ, посвященных развитию образования после «культурной революции» (В. П. Борисенков, Чжан Ли, Х. Мэй), а также теме иностранной и переводной литературы в Китае в XX-XXI вв. (Го Эцюань, Ю. А. Дрейзис, А. Н. Коробова, А. А. Родионов, О. П. Родионова, Ма Фухуа, Л. Е. Черкасский).
Однако акцент данных работ чаще всего смещается в сторону высшего образования, вопросов финансирования школ, а также на распространение иностранных (например, советских и русских) произведений в широких читательских кругах. В то же время вопрос изучения влияния исторических событий и изменений в образовательной сфере на школьную программу и содержащуюся в ней литературу по-прежнему остается открытым...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В целях выявления объема и содержания иностранной литературы в китайских школах после «культурной революции» (1966-1976) мы исследовали иностранную литературу, включаемую в наиболее популярные учебники по «языку и литературе». Отдав предпочтение авторитетному издательству «Народное образование», мы проанализировали более ста его учебников младшей, средней и старшей школ различных периодов, что позволило сформировать достаточно полную картину о динамике изменений в содержании учебных программ, а также проследить влияние политики и идеологии в разные временные периоды.
В рамках решения одной из основных задач мы проанализировали теоретический материал об истории возникновения, течения и влияния «культурной революции» на литературу и воспитательно-образовательную сферу Китая. В результате мы отметили, что первые несколько лет этой кампании оказались не только самыми тяжелыми для образовательной и культурной сферы, но и самыми травмирующими для дальнейшей судьбы образовательно-воспитательной сферы КНР. Полная остановка образования негативно сказалась на системе школьного образования и привела к стремительному снижению уровня грамотности по всей стране. Сжигание и осквернение литературных и культурных памятников подорвало литературную сферу Китая.
Для решения второй из поставленных задач мы изучили историю развития и реформирования школьной системы после «культурной революции». Отметим, что наибольшее влияние не только на образовательную сферу, но и на развитие КНР в целом, оказала «политика реформ и открытости», провозглашенная на III пленуме ЦК КПК 11 созыва 1978 г.
После завершения правления Мао Цзэдуна и его последователей КНР начинает постепенное восстановление культурной и образовательной сфер. Возвращаются репрессированные раннее ученые, писатели и деятели культуры.
Китай открывает двери для международного обмена, тем самым способствуя развитию и улучшению системы образования. Определив образование как основную движущую силу экономики Китая, страна разработала целый ряд мер, направленных на улучшение условий труда для учителей, смягчение требований для получения образования, активное финансирование школ и обучения. В результате после двадцати лет реформ и развития более 90 % населения Китая имело документ, подтверждающий получение обязательного школьного образования. Это дает нам право утверждать, что Китай практически полностью восстановился от потрясений «культурной революции».
Однако, как показал анализ учебников, выполненный в рамках реализации поставленных задач, влияние «культурной революции» и идеологии сохранилось и, сразу после ее завершения, и спустя сорок лет. Изучение специфики предмета «язык и литература» показало, что несмотря на всю неудачность кампании, проводимой Мао Цзэдуном, маоистская идеология и некоторый культ личности Мао Цзэдуна продолжали жить в учебниках по «языку и литературе». Многие работы самого Мао и его любимых авторов являлись обязательными для изучения более двадцати лет. Кроме того, долгие годы в учебниках не давались сноски и пометки, указывающие на авторство текста. Более того, значительное количество текстов в учебниках 1970-х-1990-х годов являются переписанными, отредактированными или сокращёнными. Данная тенденция сохраняется и после 1990-х годов, однако теперь значительная часть редактуры приходится на тексты зарубежных авторов.
Анализ иностранной литературы в учебниках с 1978 г. и до настоящего момента позволил установить не только лидеров в зарубежной литературе, но и некоторые особенности содержания текстов. Среди основных особенностей можно отметить значительную редакторскую работу. Редактора тщательно отбирали рассказы и отрывки из произведений как известных авторов, например, Г. Х. Андерсена, М. Горького и Ж.А. Фабра, так и из работ менее известных писателей-зоологов, эссеистов и публицистов. Однако, основным критерием отбора произведений стала не только их фразеологическая ценность, но и 66
воспитательное содержание. Среди стран в течение многих лет несомненным лидером является русская и советская литература, а доля азиатской литературы в три раза меньше доли европейской литературы...


1. Антиповский, А. А. Политика в области науки и образования в КНР (1949—1979 гг.) / А. А. Антиповский, Н. Е. Боревская, Н.В. Франчук. - М.: Наука, 1980. - 286 с.
2. Беседа с албанской военной делегацией (1 мая 1967 г.) [Электронный ресурс] // Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск пятый: 1964—1967 годы. — М., издательство «Прогресс», 1976. URL:http: //maoism.ru/17101(дата обращения: 25.02.2024).
3. Боревская, Н. Е. Китайская культура во времени и пространстве / Н. Е. Боревская, С. А. Торопцев. - М.: Инфра-М, 2010. - 480 с.
4. Боревская, Н. Е. Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже ХХ-ХХ1 вв. / Н. Е. Боревская, В. П. Борисенков, С. Чжу. - М.: Российская Академия образования, Центральная Академия педагогических исследований КНР, 2007. - 591 с.
5. Го Э. Перевод, издание и исследование русской и советской литературы в Китае / Э. Го. - Пекин: Изд-во литературы на иностранных языках, 1987. - 112 с.
6. Гурулева, Т. Л. Результаты выполнения Программы реформы образования в Китае и задачи развития образования до 2022 года / Т. Л. Гурулева // Китайское государство на заключительном этапе построения "среднезажиточного общества" : Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН, Москва, 23-24 марта 2020 года. - М.: Институт Дальнего Востока Российской академии наук, 2020. - С. 81-92.
7. Делюсин, Л. П. "Культурная революция" в Китае / Л. П. Делюсин. - М.: Знание, 1967. - 49 с.
8. Дрейзис, Ю. А. Школьный литературный канон в системе китайской средней школы высшей ступени / Ю. А. Дрейзис // Проблемы Дальнего Востока. - 2019. - № 6. - С. 163-170.
9. Желоховцев, А. Н. Литературная теория и политическая борьба в КНР / А. Н. Желоховцев. - М.: Наука, 1979. - 208 с.
10. Инь, С. Модернизация сельского образования в КНР: достижения, проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] / С. Инь // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2021. - №4.
- С. 59-76. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-selskogo-obrazovaniya-v-knr-dostizheniya-problemy-i-puti-ih-resheniya(дата обращения: 18.01.2024).
11. История Китая с древнейших времен до начала XXI века: В 10 т. / гл. ред. акад. РАН С. Л. Тихвинский; Ин-т Дальнего Востока РАН. — Т. IX: Реформы и модернизация (1976—2009) / отв. ред. А. В. Виноградов — 2016. — 996 с.
12. История Китая: учебник / под редакцией А. В. Меликсетова; рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по историческим специальностям. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Издательство Московского университета: Высшая школа, 2002. - 736 с.
13. Китайская народная республика в 1950-е годы: сборник документов: в 2 т. / Российская акад. наук, Арх. РАН [и др.] / под общ. ред. В. С. Мясникова. - М.: Памятники ист. мысли, 2009. - 346 с.
14. Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. К 60-летию КНР. М.: ФОРУМ, 2009. - 420с.
15. Коробова А. Н. Китайская проза новейшего периода (с 1979 г. по. настоящее время) / А. Н. Коробова. - М.: ИПЦ «МАСКА», 2018. - 72 с...(62)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ