ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
ПЕРСОНАЛА В ЕРКЦ ПАО «Сбербанк» 9
1.1 Характеристика ЕРКЦ ПАО «Сбербанк» 9
1.2 Организация обучения персонала в Сбербанке 16
2. ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ЕРКЦ ПАО
«Сбербанк» 29
2.1. Анализ существующей системы внутрифирменного обучения в ЕРКЦ
ПАО «Сбербанк» 29
2.2. Рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала в
ЕРКЦ ПАО «Сбербанк» 35
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня нужен качественно другой подход к организационному обучению, когда само понятие «обучение» наполняется более глубоким смыслом. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это актуально в современных условиях, когда научно-технический прогресс значительно ускоряет процесс неактуальности навыков и знаний. Несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности. В настоящее время выдвигаются все новые и новые требования к обучению персонала, которые предполагают регулярное обновление, расширение и углубление имеющихся знаний рабочих, специалистов и руководителей всех уровней. Система обучения и персонала является определяющей для принятия многих ключевых управленческих решений в кадровом менеджменте - в частности, решений, касающихся перераспределения компетенций и полномочий, создания кадрового резерва, перемещение работников на новые должностные позиции, формирования проектных групп, оценки эффективности использования кадровых ресурсов. Все больше руководителей российских компаний задумываются над целесообразностью повышения профессионального уровня своих сотрудников, т.к. в сложившейся ситуации усиления конкурентной борьбы развитие персонала является важнейшим условием развития организации. Несоответствие квалификации персонала потребностям организации чревато низкими показателями ее деятельности. Кроме того, помимо непосредственного влияния на финансовые результаты организации, профессиональное развитие способствует созданию благоприятной корпоративной культуры в организациях, оказывает существенное влияние на мотивацию работников и их преданность организации.
Объектом исследования выступают отношения, связанные с обучением персонала.
Предметом исследования выступают методы, формы и виды обучения персонала в Подразделении центрального подчинения Единый Распределительный Контактный центр ПАО «Сбербанк России» г. Екатеринбург (ПЦП ЕРКЦ г. Екатеринбург)
Целью является анализ системы обучения персонала, выявление проблем обучения персонала и разработка предложений по решению выявленных недостатков.
Задачами исследования являются:
1. Изучение основных понятий, концепций, методов, форм и видов обучения персонала.
2. Анализ системы обучения персонала в организации.
3. Характеристика основных проблем организации в обучении персонала в организации.
4. Разработка предложений по совершенствованию обучения персонала в организации.
Теоретической основой исследования являются источники специальной и справочной литературы отечественных авторов по проблемам темы, интернет - ресурсы, нормативно - правовые акты.
Теоретической основой для изучения организационной структуры предприятия и выявления её основных плюсов являются работы таких авторов как Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К.. В данном учебнике расписаны основные типы организационных структур организации, а также их плюсы.
Для выявления отрицательных сторон организационный структуры были использованы труды такого автора как Н.А. Сафронов в своей работе он рассматривает организационные структуры предприятия и детально разбирают минусы организационных структур.
В своей работе Кротов В.Ф. рассматривает применимость той или иной организационной структуры к организациям с различным количеством сотрудников, различными экономическими показателями и с различными статусами .
В книге «Современный call-центр: взгляд изнутри и снаружи на примере работы аутсорсингового call-центра» рассмотрены такие вопросы как организация обучения персонала, подбора персонала, какие будут нужны специалисты, рассмотрено место контактных центров в бизнес-процессах компании, и какие основные задачи решают контактные центры в управлении организацией.
В тексте Коваленко «Процесс развития сотрудника компании. Управление развитием персонала» Рассмотрена роль и место обучение сотрудников в организации, определяется роль наставничества в обучении, рассказывается о важности обучения сотрудников именно внутри организации, а не за её пределами.
В работе таких авторов как В.В Вольский, О.В. Веселова, Н.К. Золкина Рассматриваются корпоративные контактные центры, а именно, почему организации важнее и выгоднее иметь свой контактный центр, а не аутсорсинговый, рассматриваются все плюсы и минусы корпоративных контактных центров.
Для раскрытия таких терминов как «практика», «дистанционное обучение» в работе также был использован ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
В книге Музыченко В.В. рассматриваются такие вопросы, как: методы эффективного управления персоналом, различные методы обучения нового персонала, особое внимание уделяется такому метод, как «Копирование».
В работе Макаровой И.К. рассматривается управление людьми в современной организации, освещаются передовые персонал технологии по важнейшим направлениям кадрового менеджмента: стратегия управления человеческими ресурсами, подбор и адаптация работников, оценка результативности их труда, управление мотивацией персонала и корпоративной культурой. Систематизирован обширный практический материал.
В своих трудах Папонова Н.Е. говорит о том, что В настоящее время в компаниях, в основном, используют два метода обучения персонала на рабочем месте - наставничество и сторителлинг. Под наставничеством понимают индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих над отдельными молодыми рабочими или их группами или форму воспитания (шефства), профессиональной подготовки и адаптации молодых сотрудников в организации, предполагающую передачу опыта наставника и прививание культуры труда и корпоративных ценностей новичку. Сторителлинг - повествует о том, как с помощью мифов и историй из жизни организаций обучать молодых сотрудников правилам работы в корпорации". Оба указанных метода подробно рассматриваются в статье.
В работе Стаут Л. «Управление персоналом» уделяет особое внимание инновационным управленческим концепциям (управление изменениями, обучающаяся организация, стресс-менеджмент, оценка персонала, корпоративная культура) и решению наиболее распространенных проблемных ситуаций в кадровой работе (делегирование, подбор и адаптация персонала, построение оптимальных схем компенсации, работа с проблемными сотрудниками).
В своём учебнике Базарова Т.Ю. на основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффективные подходы к обучению персонала в современных условиях, рассматриваются различным термины.
Свергун О. раскрывает такие понятия как «опрос экспертов» и «индивидуальные беседы» как одни из важнейших методов обучения персонала организации и развития персонала.
В своей работе Веснин В.Р. Раскрывает такое понятие как «деловая игра» и раскрывает понятие деловой игры, как один из способов обучения и развития и сотрудников профессиональных навыков.
Егоршин А.П. Рассматривает Производственный инструктаж как самая необходимая мера к адаптации сотрудников к рабочей обстановке.
Для предоставления таких определений как идентификация и аутентификация был использован Федеральный закон № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» .
Для изучения системы обучения в ПАО «Сбербанк» были использованы внутрибанковские документы, с помощью них представлена организация обучения в ЕРКЦ ПАО «Сбербанк», на их основании проводится анализ системы обучения в организации, например таких как: Положение по аттестации работников ПАО «Сбербанк» в данном документе рассматривается именно аттестация сотрудников, допуск к работе, сроки и методы прохождения аттестация.
Положение об обучении персонала ПЦП ЕРКЦ ПАО «Сбербанк» в данном документе в целом рассматривается структура обучения, цели и задачи обучения, а также методы используемые при обучении сотрудников.
Положение об отделе обучения ЕРКЦ ПАО «Сбербанк», в данном документе рассматриваются задачи, функции и направления работы сектора обучения ЕРКЦ.
В таком документе, как стратегия развития Сбербанка до 2020 года, рассматриваются миссия и цели банка, исходя из данных миссий и целей и строится вся система обучения сотрудников не только в рамках ЕРКЦ, но и во всех подразделениях банка.
Структура состоит из введения, трёх глав, заключения и списка источников и литературы.
Надежный, опытный и высококвалифицированный специалист в наше время является действительно ценным рабочим инструментом, который не так просто найти. Поэтому каждый работодатель старается сам «вырастить» таких специалистов, так как от того, насколько хорошо люди будут работать в организации, будет зависеть ее успех. Для того чтобы сформировать такой надежный и знающий свою работу коллектив, работников необходимо обучить уже внутри самой организации, тем самым давать им новые умения и навыки.
Система обучения персонала в ЕРКЦ Сбербанка была сформирована в соответствии с его стратегическими целями и приоритетами. В моей работе была рассмотрена организация обучения в контактном центре Сбербанка. В целом в ЕРКЦ Сбербанка продуктивное обучение, на каждую тему, на каждый вопрос выделяется определённое количество времени, которого хватает, чтобы обсудить полностью всю тему, кроме того очень удобным является тот факт, что перед началом очного обучения всегда присутствует дистанционное обучение, где сотрудники получают базу знаний, для дальнейшего её наращивания уже на очном курсе, и после этого уже отрабатывают полученные знания при живом общении с клиентами, тем самым происходит обучения без отрыва от производственного процесса.
Был проведён анализ всей системы обучения и выявлены ряд проблем.
1. Текучесть высококвалифицированных кадров из-за
неудовлетворенности уровнем заработной платы, после прохождения обучения.
2. В банке есть аудиторы, которые по определенному графику делают проверки, в том числе и деятельности сектора обучения. Аудиторы занимают значительную роль в системе обучения. Их работа заключается в выявление недостатков. И если они их обнаружили, то выписывают соответствующий акт, но при этом не дают рекомендации по решению проблем.
3. Отсутствие мотивации у наставников и мультипликаторов
4. Полученные знания в процессе дообучения сотрудников проверяются бесконтрольно путём прохождения тестов на компьютере
5. Отсутствие оплаты за прохождение семинаров и тренингов
Разработанные рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала позволят: сэкономить рабочее время персонала на обучение и на решение производственных вопросов, повысят качественный уровень образования, оптимизирую систему оплаты труда персонала в компании.
Так как Сбербанк имеет чётко выстроенные процедуры, одинаковые для всех клиентов, не редки случаи, когда обращается изначально конфликтный клиент, не довольный процедурами банка, в связи с этим был разработан тренинг для всех сотрудников по работе с конфликтными клиентами. Тренинг построен по методу «цикл колба» с использованием литературы по конфликтологии.
1. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ // Российская газета. 2001. 23 июля
2. Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская Газета. 2012. 31 декабря
3. Руководство пользователя сбербанк онлайн [электронный ресурс] URL: https: //www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/rukovodstvo_polzova telya_sberbank_onlajn.pdf
4. Положение об обучении персонала ПЦП ЕРКЦ ПАО «Сбербанк» (не опубликовано).
5. Положение об отделе обучения ЕРКЦ ПАО «Сбербанк» (не опубликовано).
Литература:
1. Арутюнов, В. В. Управление персоналом: учебное. Ростов: Феникс, 2010. 44 с.
2. Аширов Д.А. Организационное поведение. Москва: Проспект, 2013. 533 с.
3. Базарова Т.Ю. Управление персоналом: учебник. Москва: Юнити, 2002. 307 с.
4. Бухалков М.И Организация производства и управление предприятием: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2010. 538 с.
5. Веснин В.Р. Менеджмент: учебное пособие. Москва: ТК Велби, 2006. 503 с.
6. Вольский В.В., О.В. Веселова, Н.К. Золкина. Оператор call-центра от найма до увольнения, Москва: Альфа пресс, 2012. 254 с.
7. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: учебник. Москва: НИЦ
ИНФРА-М, 2013. 301 с.
8. Горшков, М. К. Непрерывное образование в контексте
модернизации. Москва: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. 174 с.
9. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учебник. Москва: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 336 с.
10. Дмитриенко Г.А. Стратегический менеджмент: целевое управление персоналом организаций: учебное пособие. Москва: МАУП, 2002. 178 с.
11. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов 5-е изд.- Москва: Нимб, 2005. 174 с.
12. Желнина, Е. В. Профессиональная подготовка персонала крупной компании как социальная технология. Москва: «Спутник+», 2009. 108 с.
13. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: учебник. Москва: Дашков и К, 2015. 324 с.
14. Ивановская Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: учебно-практическое пособие. Москва: Проспект, 2015. 64 с.
15. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2005. 304 с.
16. Коваленко М. Процесс развития сотрудника компании // Управление развитием персонала. 2012. № 1. С. 32-36.
17. Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. Экономика, организация и управление на предприятии: учебник. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. 194 с.
18. Кротов В.Ф. Основы теории оптимального управления: Учебное пособие для экономических вузов. Москва: Высшая школа, 2012. 271 с.
19. Магура, М. И. Обучение персонала как конкурентное преимущество: учебник. Москва: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2004. 234 с.
20. Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного HR-менеджмента. Москва: Дело, 2007. 179 с.
21. Музыченко В.В. Управление персоналом. Лекции: учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Аспект пресс, 2013. 232 с.
22. Пискулов Д. Ю. Теория и практика валютного дилинга: учебное издание. Москва: Диаграмма, 1998. 204 с.
23. Подласый, И. П. Система принципов успешного обучения. Москва: Просвещение, 2010. 375 с.
24. Ратникова В.П. Конфликтология: учебник. Москва: ЮНИТИ, 2013. 543 с.
25. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: учебное пособие. Москва: Дашков и К, 2015. 300 c
26. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. Москва: Юристъ, 1998. 190 с.
27. Свергун О. HR-практика: как это есть на самом деле. Санкт- Петербург: Питер, 2005. 143 с.
28. Скоблякова И.В. Инвестиции в человеческий капитал и эффекты образования // Финансы и кредит. 2013 № 23. С 16-19.
29. Современный call-центр: взгляд изнутри и снаружи на примере работы аутсорсингового call-центра Москва: Пресс-бук, 2006. 241 с.
30. Стаут Л. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. Москва: Добрая книга, 2006. 246 с.
31. Торн, К. Полное руководство по тренингу: учебник. Москва: Инфра-М, 2002. 244 с.
32. Филянин, В. Оценка эффективности обучения // Справочник по управлению персоналом. 2010. № 11. С. 28-34.