ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРТФОЛИО В ОЦЕНИВАНИИ
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8
1.1. Анализ состояния проблемы в теории и практике 8
1.2. Характеристика портфолио как средства оценивания 17
1.3. Подходы к классификации разновидностей портфолио 32
2. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ
ПОРТФОЛИО В ОЦЕНИВАНИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 43
2.1. Разработка модели портфолио 43
2.2. Методические рекомендации по формированию и использованию
электронного портфолио в оценивании учебно-профессиональных достижений обучающихся 53
2.3. Совершенствование Положения об электронном портфолио
обучающегося в электронной информационно-образовательной среде 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Проверка и оценка достижений обучающихся является весьма существенной составляющей образовательного процесса и одной из важных задач деятельности преподавателя. Этот компонент наряду с другими компонентами образовательного процесса должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической науке, а также основным приоритетам и целям образования.
Сущность современного процесса обучения не может ограничиваться утилитарной целью, такой как дать обучающимся знания, умения и навыки, развить у них мышление. Она ставит более важную социальную задачу: развить у обучающихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать собственную деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Можно сказать, что на сегодняшний день в подходе к оценке учебных результатов выработался определенный сдвиг: накопительная оценка, возрастает роль самооценивания, участия обучающихся не только в получении результата, но и в его анализе. В последние 15-20 лет в образовательной практике появился эффективный инструмент оценивания, предоставляющий активную и ответственную роль самим обучающимся, и обеспечивающий постоянный мониторинг их индивидуальных достижений - это учебный портфолио.
В соответствии с наиболее распространенной точкой зрения, портфолио считается совокупностью документов и работ, которая создается с целью демонстрации результатов учебной и внеучебной деятельностях обучающегося. Внедрение портфолио в российском образовании связывается специалистами с обоснованием его понимания и представления, которое даст возможность осуществить необходимую трансформацию учебного процесса.
В практике профессионального образования в большей степени используются разновидности портфолио накопительного типа. В значительной степени это касается диагностики образовательных и профессиональных достижений обучающихся. Различные вариации «портфеля достижений», используемые для этой цели, позволяют получать информацию об отдельных «видимых» результатах профессиональной подготовки, фиксируя внешние проявления активности обучающихся.
Выбранная тема является актуальной, так как в настоящее время использование современной образовательной технологии, такой как портфолио, гарантирует личностное развитие обучающегося и рассматривается как ключевое условие повышения качества образования. Данная технология дает возможность не только повысить объективность оценки, но и способствует формированию у обучающихся рефлексивно-оценочных навыков, которые большинство исследователей приписывают к наиболее важным профессиональным качествам.
Объект исследования - оценивание учебно-профессиональных достижений обучающихся.
Предмет исследования - портфолио как средство оценивания учебно-профессиональных достижений обучающихся.
Цель работы - выявить и определить теоретические основания применения портфолио в оценивании учебно-профессиональных достижений обучающихся и применить их на практике.
Исходя из поставленной цели, была выдвинута гипотеза, которая заключается в предположении, что портфолио будет средством точной оценки образовательных и профессиональных достижений, если будут выполнены следующие условия:
• структура презентации и содержание, вносимых в учебный портфель материалов, будут воспроизводить процессуальные и результативные характеристики учебно-профессиональной деятельности;
• выделение процессуальных и результативных характеристик учебной и профессиональной деятельности в использованных материалах портфолио будет осуществляться обучающимся путем рефлексии.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие исследовательские задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы в теории и практике технологии портфолио.
2. Дать характеристику портфолио как средству оценивания.
3. Рассмотреть классификацию разновидностей портфолио.
3. Осуществить разработку модели портфолио и методических рекомендаций по формированию и использованию портфолио.
4. Усовершенствовать Положение об электронном портфолио обучающегося в электронной информационно-образовательной среде.
Основными методами, которые использовались в работе, являются:
1. Метод синтеза, который позволил нам выделить литературу и нормативные источники, максимально раскрывающие тему дипломной работы.
2. Метод анализа. С его помощью была изучена литература, посвященная технологии портфолио, её определение и разновидности, также анализ позволил нам выявить структуру и содержание портфолио.
3. Метод сравнения, который мы использовали при совершенствовании Положения, сравнивая Положение ФГАОУ ВО «Российский профессионально-педагогический университет» с другими образовательными организациями.
4. Метод моделирования, при помощи которого была разработана модель портфолио и проведена корректировка текста локального документа ФГАОУ ВО «РГППУ» Положение «Об электронном портфолио обучающегося в электронной информационно-образовательной среде».
При написании выпускной квалификационной работы была исследована различная литература. Важную роль в написании работы сыграла диссертация Е. В. Игониной, в которой она обобщает опыт и анализирует современное состояние применения технологии портфолио в образовательном процессе, а также более подробно и четко раскрывает смысл процессуальных и результативных характеристик портфолио.
Были использованы учебные пособия, таких авторов как Г.Н. Артемьевой и Н.А. Зыковой, в которых представлены организационно-методические требования к портфолио как средству оценивания учебных достижений обучающихся. Автор А.В. Абрамов в своем учебном пособии рассматривает основные теоретические подходы к трактовке формирования и оценивания компетенций.
Также рассмотрены специальные работы, посвященные отдельным узким аспектам. К данной группе относится статья, таких авторов как Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков, в ней раскрыты цели и сущность портфолио. Представлены модели портфолио, после которых авторы определяют достоинства портфолио как популярной и востребованной технологии. Автор Н. В. Бекузарова в своей статье описывает составляющие части и выделяет главную идею портфолио.
За основу выпускной квалификационной работы был взять Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, который дал толчок к развитию и применению портфолио в образовательном процессе, и методические рекомендации для создания, формирования и использования портфолио обучающегося.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы обусловили выбор её структуры. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения, в котором представлено откорректированное и усовершенствованное Положение «Об электронном портфолио обучающихся в электронной информационно-образовательной среде».
Термин «портфолио» является латинским по происхождению. Он появился в Западной Европе в XV-XVI вв. в среде представителей архитектурного искусства.
Идея использования портфолио в процессе обучения активно обсуждалась в отечественных исследованиях с конца 20-го века. Приблизительно в то же время портфолио получает официальное признание как одного из элементов модернизированного общего и профессионального образования. «Портфель документов» приобретает огромное количество аналогов, которые используют представители разных уровней системы образования и профессиональной деятельности.
В многообразии форм портфолио существует различие в подходах к толкованию его сущности, принципов разработки, развития и возможностей, предоставляемых при решении задач образования и специальной подготовки обучающихся, а также при сопровождении профессионального роста работников и специалистов. Одним из ведущих направлений портфолио является изучение его возможностей в оценке учебно-профессиональных достижений обучающихся.
Портфолио, ориентированное на оценку учебно-профессиональных достижений, представляет собой полный комплекс материалов, разработанных обучающимися посредством рефлексивного выделения и оформления процессуальных и результативных характеристик учебно-профессиональной деятельности.
В ходе работы мы выяснили, что технология портфолио является целостной системой, которая имеет цель, главную идею и ряд функций, которые способствуют контролю и оцениванию учебно-профессиональных достижений обучающихся (информационная, мотивирующая, оценочная, контрольная и др.).
Реализация функций портфолио обеспечивает решение задач последовательного и целенаправленного сбора, накопления и отбора, обработки, анализа и предоставления информации, необходимой для того, чтобы сделать вывод о статусе обучающегося как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Процедуры оценки портфолио позволяют образовательной организации иметь постоянную обратную связь и непосредственно контролировать прогресс обучающегося. Образовательный и ценностный результат использования портфолио - это выявленные учебно-профессиональных достижений, которые отражают способность и готовность применять профессиональные знания, навыки и умения различных видов, а также другие способности для эффективного решения задач осваиваемой деятельности.
Любой вид образовательной информации может быть включен в портфолио - табель успеваемости, дипломы, эссе, отзывы и прочее. Однако его основным преимуществом является способность накапливать и предоставлять достоверную информацию о профессиональных и образовательных достижениях обучающегося.
В это же время, портфолио может и должно выступать не только в качестве механизма мониторинга успеваемости обучающегося, но и в качестве одного из условий развития умений рефлексии, овладения навыками самопрезентации. Применение технологии портфолио обеспечивает построение планов профессионального самообразования, стимулирует активность обучающихся в получении дополнительного образования, участия в конкурсах, конференциях и практиках различного уровня.
Таким образом, формирование портфолио - это творческая работа, которая позволяет анализировать и обобщать результаты учебно-профессиональной деятельности. На основании этого была разработана модель собственного портфолио с учетом всех теоретических аспектов данной проблемы.
В данной работе были представлены методические рекомендации, которые разработаны в целях оказания помощи по формированию, проектированию и использованию портфолио для обучающихся.
Основываясь на теоретическом материале первой главы, было принято решение: усовершенствовать локальной документ ФГАОУ ВО «РГППУ» Положение «Об электронном портфолио в электронной информационно-образовательной среде». В Положение были добавлены разделы, блоки и материалы, которые могут входить в структуру портфолио.
1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Российская газета. 2006. 29 июля.
2. О персональных данных: Федеральный закон Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Российская газета. 2006. 29 июля.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.
4. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре): утв. Приказом Минобрнауки России от 19.11.2013. № 1259. 13 с. (не опубликовано).
5. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017. № 301. 17 с. (не опубликовано).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата): утв. Приказом Минобрнауки России от 06.03.2015 № 176 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www. consultant. ru/document/cons_do c_LAW_177398/.
7. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185. Москва: Стандартинформ, 2014. 23 с.
8. Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы: Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.2004 №31-17/122929 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/predprof/baza_rek/portfolio.doc.
9. Пироженко А.Е. Методические рекомендации для преподавателей по внедрению технологии Портфолио студента в образовательный процесс. Волгоград: ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж». 2015. 25 с.
10. Сулейманова А. П. Методические рекомендации по формированию портфолио студента для преподавателей и обучающихся. Пятигорск: ГБОУ СПО «Пятигорский техникум торговли, технологии и сервиса». 2015. 42 с.
11. Положением об электронной информационно-образовательной среде:
утв. Решением Ученого совета университета, протокол № 11/427 от 25.06.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.rsvpu.ru/filedirectory/9314/01_R_826P_Polozh_ob_yelektr_portfolio_o buch_v_inf_obraz_srede .pdf.
Литература:
1. Абрамов А.В., Артемьева Г.Н., Махутов Б.Н. Система педагогического оценивания формирования компетенций у студентов высших учебных заведений: учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. 100 с.
2. Артемьева Г.Н., Зыкова Н.А. Портфолио студента вуза по психолого-педагогическим дисциплинам: учебно - метододическое пособие. Нижневартовск: Изд-во НВГУ. 2016. 104 с.
3. Барышева Т.Л. Технология «портфолио» как средство анализа и оценки уровня профессионально обучения // Новые технологии. 2011. №4. С 240-243.
4. Бахарева М.В., Никитина Э.В., Угольникова Е.Г. Использование технологии «учебный портфолио» // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2006. №1. С. 41-45.
5. Бекузарова Н.В. К проблеме использования профессионального портфолио студента // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2007. №1. С. 25-30.
6. Боброва Л.Н. «Портфолио» в системе оценки результатов обучения физике // Наука и школа. 2006. №1. С 11-12.
7. Бояринцева Е.В., Титова И.Н., Харевский А.А. Учебное рефлексивное
портфолио // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 170-171.
8. Булгакова Н.А. Портфолио учащихся // Классный руководитель. 2005. №5. С. 124-128.
9. Бурняшов Б.А. Учебное веб-портфолио в российской высшей школе: учебно-методическое пособие для аспирантов всех направлений подготовки кадров высшей квалификации и для преподавателей вузов. Краснодар; Саратов: Южный институт менеджмента, 2018. 80 с.
10. Гаврхилов С.А., Гаврилова Е.В. Электронное портфолио как инновационное средство художественного образования студентов: материалы Международной научно - практической конференции «Актуальные проблемы профессионального педагогического и технологического образования». Шадринск: ОГУП Шадринский Дом печати, 2010. 444 с.
11. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии. 2005. № 1. С. 181-195.
12. Донских Н.В., Григорьева И.Н. Портфолио как современный эффективный способ оценивания достижений младших школьников // Амурский научный вестник. 2009. №1. С. 49-58.
13. Ершова О.В., Муллина О.В. Формирование профессиональных компетенций студентов, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 9. С. 133-136.
14. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академия, 2008. 352 с.
15. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2007. 224 с.
16. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.
17. Игонина Е.В. Портфолио в системе средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов профессионально-педагогических специальностей: диссертация кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2013. 173 с.
18. Игонина Е.В., Эрганова Н.Е. Портфолио педагога профессиональной школы: зарубежный и отечественный опыт: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 162 с.
19. Игонина Е.В. Функции портфолио студента вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII Международной науч.-практ. конф. Часть II. Новосибирск: СибАК, 2011. С 15 - 20.
20. Карпова Е.В. Проблема оценивания: традиции и инновации // Актуальные проблемы психологии и педагогики начального образования. Ярославль. 2010. С. 10-16.
21. Кныш И.А., Пастухова И.П. Электронное портфолио студента: особенности формирования и внедрения в практику образовательного процесса // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2007. № 11. С. 61-66.
22. Колпашникова М.А. Метод портфолио как возможность творческого самовыражения студента // Молодой ученый. 2012. №12. 526-528 с.
23. Крысин Л.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. Москва: ЭКСМО, 2011. 864 с.
24. Кушеверская Ю.В. Рефлексивная компетентность как необходимое условие подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. №3. С 310-315.
25. Макарова Л.П. Портфолио учителя: учебно-методическое пособие. Волгоград: Учитель, 2010. 102 с.
26. Новикова Л.И. Красивое слово - портфолио // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 4. С. 48-49.
27. Новикова Т.Г. Оценивание с помощью портфолио // Народное образование. 2006. №7. С. 137-141.
28. Новикова Т.Г., Портфолио в зарубежной школе // Директор школы. 2008. № 7. С. 59-64.
29. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Общее образование - содержание и стандарты. 2004. №7. С. 201-236.
30. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания // Директор школы. 2008. № 2. С. 32-35.
31. Переверзев В.Ю., Синельников С.А. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 71-73.
32. Пинская М.А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащегося в условиях профильного обучения: автореферат диссертации кандидата пед. наук. Москва, 2007. 22 с.
33. Поляков В., Яновская Ю. 5 шагов к достойной работе. Санкт- Петербург: Питер, 2003. 224 с.
34. Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. 2011. №1.С. 228-232.
35. Савина Н.М. Инновационные компетентностно-ориентированные педагогические технологии в профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2008. №4. С. 2-5.
36. Скорнякова А.Ю. Электронный образовательный портфолио в обучении многообразию дифференцируемости в анализе: учебно-методическое пособие. Пермь: Изд-во Пермский государственный гуманитарно¬педагогический университет, 2013. 46 с.
37. Смолянинова О. Г. Технология электронного портфолио студента // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 12. С. 11-12.
38. Суртаевой Н.Н. Портфолио в современном образовательном поле: учебно - методическое пособие. Санкт-Петербург; Тюмень: ТОГИРРО-НМЦ, 2005. 40 с.
39. Чалышева М.В. Портфолио как стимулирующий фактор повышения профессиональной компетентности и инициативы специалистов учреждений социального обслуживания // Работник социальной службы. 2011. № 9. С. 111-115.
40. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента: учебно - методическое пособие. Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2014. 81 с.