Правовое регулирование электронных денег в Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Северо-западный институт управления))
ВВЕДЕНИЕ 3
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ 6
1.1 Нормативно-правовое регулирование электронных денег в Российской Федерации 6
1.2 Электронные деньги как объект гражданского права 13
II.АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛЗАЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ 20
2.1 Отличительные особенности электронных денег от родственных объектов гражданских прав 20
2.2 Особенности выпуска и обращения электронных денег 27
III.ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ 39
3.1 Практика реализации защиты владельцев электронных денег 39
3.2 Проблемы законодательства в области правового регулирования электронных денег 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Электронные деньги стали неотъемлемой частью современной финансовой системы, предоставляя удобный и быстрый способ осуществления платежей и переводов. В Российской Федерации электронные деньги также получили широкое распространение, вызывая необходимость разработки соответствующего правового регулирования.
Термин «электронные деньги» в научной литературе появился в середине 1970-х годов, однако, это понятие используется в довольно различном контексте. Термин зачастую используется во всеобъемлющей области платежных инструментов, базирующихся на инновационных и технических решениях. Из этого следует отсутствие общепризнанного, единого определения электронных денег, которое бы однозначно описывало их сущность в правовом и экономическом аспекте.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что виртуальные деньги неурегулированы законодательством, также электронные деньги становятся все более распространенным средством расчетов и платежей. С развитием цифровых технологий и переходом к онлайн-финансовым операциям, в том числе с использованием мобильных приложений и электронных кошельков, возрастает потребность в правовом регулировании этой области.
Российская Федерация активно разрабатывает и внедряет новые нормативные акты, касающиеся электронных денег и платежных систем, что делает данную тему особенно актуальной для исследования. Также стоит учитывать влияние международных стандартов и соглашений на правовое регулирование электронных денег.
Целью данной работы являются комплексные исследования проблемы правового регулирования электронных денег, как объекта гражданских прав.
Задачи:
1. Исследовать законодательство в области электронных денег.
2. Произвести анализ электронных денег, как объекта гражданских прав.
3. Выявить практические особенности прав регулирования электронных денег.
Кроме того, исследование правового регулирования электронных денег в Российской Федерации важно с практической точки зрения, поскольку это поможет выявить существующие проблемы и недостатки в законодательстве, а также предложить пути их устранения. Это также актуально для улучшения условий развития финансовых технологий и повышения уровня защиты прав и интересов участников гражданских правоотношений.
Объектом исследования являются правоотношения электронных денег, их функционирование и использование на территории Российской Федерации.
Предмет исследования: нормативно-правовое регулирование этой области, включая все аспекты правовых ограничений, прав и обязанностей участников сферы электронных денег в Российской Федерации.
Методы исследования составляют анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих электронные деньги в Российской Федерации, включая законы, постановления правительства, приказы Центрального банка и других органов, а также сравнительное изучение правового регулирования электронных денег в Российской Федерации и других странах, выявление сходств и различий.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных учёных. В процессе исследования проблемы правового регулирования электронных денег стоит отметить разработки таких ученых как А. Н. Бегер, Н. П. Варфоломеева, Д. С. Вахрушев, А. И. Зайцева, А. В. Железов, А. В. Цветок, Д. П. Куприянов, и другие ученые, уделяющие пристальное внимание данной проблеме. В работах отечественных и зарубежных ученых затрагиваются, главным образом, вопросы, касающиеся понятия «электронные деньги», определения их достоинств и недостатков.
Информационную базу исследования также составили Законы Российской Федерации и нормативные акты Банка России.
Структура работы состоит из трёх разделов и шести подразделов.
В первом разделе раскрываются теоретические основы электронных денег как объекта гражданских правоотношений. Второй раздел непосредственно посвящен теме дипломной работы, то есть анализу реализации правового регулирования электронных денег. Третий раздел носит отчасти практический характер, так как на основе анализа практики изучается реализация защиты владельцев электронных денег и выявление проблем законодательства в области правового регулирования электронных денег.
Электронные денежные средства нужно рассматривать в качестве отличающегося от обычных наличных денег объекта гражданских прав. Электронные деньги выступают в качестве права требования лица, предоставившего деньги, в отношении оператора электронных денежных средств. Оператором электронных денежных средств могут быть только кредитные организации, у которых в соответствие с законодательством есть на это разрешение (лицензия), а также данная организация должна быть учтена в реестре операторов электронных денежных средств. Основные положения правового регулирования института электронных денег нашли свое отражение в Федеральном законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Вместе с тем, в законодательстве Российской Федерации и в правоприменительной практике остается нерешенным ряд проблем в области эффективного правого регулирования расчетов с использованием электронных денег.
Одной из ключевых проблем является процесс обеспечения высокой степени безопасности функционирования электронных денег, то есть проблема мошенничества с электронными деньгами, результатом которого является причинение материального ущерба потребителю электронных денег или их эмитента, а также вскрытию конфиденциальной информации клиента. Поэтому системы электронных денег являются средством для осуществления различных способов и схем, связанных с легализацией доходов, которые получены незаконным путем. В связи с этим фактом, анонимность платежей приведет к тому, что у эмитентов появятся трудности в использовании традиционных способов выявления и предотвращения преступной деятельности. Вопрос идентификации клиентов при совершении платежей при помощи электронных денег согласно законодательству РФ, подлежит специальному регулированию и контролю. Есть вероятность, что системы электронных денег могут использоваться в области розничных платежей, преследуя две криминальные цели:
1) Отмывания денег.
2) Уклонения от уплаты налогов.
3) Незаконной организации электронных азартных игр.
При этом преступники могут найти способы и методы применения
электронных денег для анонимных переводов денежных средств, которые были получены незаконными способами. В ст. 10 ФЗ «О национальной платежной системе» были предприняты попытки обезопасить клиентов от мошенничества путем установления ряда ограничений. Другой проблемой является тот факт, что электронные деньги не являются деньгами как таковыми, исходя из положений статье 140 ГК РФ, так как расчеты с помощью электронных денег не являются безналичными расчетами, на данные правоотношения не распространяется законодательство о безналичных расчетах и банковской деятельности в целом. С данной точки зрения понятие электронных денег характеризуется определенной противоречивостью: с одной стороны, они являются средством платежа, с другой стороны они представляют собой обязательство, которое подлежит реализации в неэлектронных деньгах. По аналогии с иными видами денег, данное обстоятельство можно объяснить там фактом, что в свое время банкноты тоже рассматривались как обязательства, которые подлежали оплате металлическими деньгами (монетами), а безналичные деньги рассматривались как обязательства, подлежащие оплате как металлическими, так и бумажными деньгами.
На сегодняшний день отсутствие эффективного правового регулирования электронных денег приводит к отсутствию защищенности клиентов в сфере возможного востребования средств, которые размещены в платежной системе, получения какого-либо возмещения при сбоях программ, а также в области нарушения конфиденциальности предоставленных личных данных. В настоящее время на законодательном уровне не закреплена возможность открытия электронного кошелька, что сформировало существенные сложности при построении практических процедур взаимодействия с клиентом. Вопреки тому, что электронные денежные средства находятся у оператора в «транзитном положении», особого статуса данного положения не было введено, дабы избежать потенциальных коннотаций с банковским счетом. Оборот электронных денег в нашей стране не противоречит действующему законодательству несмотря на то, что он и не урегулирован достаточным образом. Вопреки значительному пробелу в законодательстве, сделки купли продажи с электронными деньгами являются вполне законными, так как, согласно ГК РФ, титульные знаки – предметы, не запрещенные к обороту. Международное законодательство, в отличие от российского более строго подошло к регулированию оборота электронных денег. Правительство западных стран достаточно давно поняли все преимущества и перспективы использования электронных денег и взяли направление к их легализации. Удобство и простота использования все быстрее увеличивают популярность электронных денег в мире. Уже очень скоро они могут стать аналогом традиционных фиатных денег. Но следует понимать, что оборот электронных денег и их новейшего проявления – криптовалют сопровождают определенные риски, связанные с недостаточным правовым регулированием.
Для создания привлекательности и заинтересованности людей в пользовании электронными деньгами на законных основаниях видится необходимость дать следующие рекомендации:
• Внедрение четких правил и нормативов для регулирования операций с электронными деньгами, чтобы защитить интересы пользователей и предотвратить мошенничество.
• Создание механизмов контроля и мониторинга для обеспечения безопасности и надежности электронных платежей.
• Установление процедур для разрешения споров и претензий пользователей, связанных с использованием электронных денег.
• Разработка механизмов защиты конфиденциальности данных пользователей и обеспечения их безопасности в процессе проведения платежей.
• Регулярное обновление законодательства в соответствии с развитием технологий и изменениями в сфере электронных платежей.
• Внесение в статью 4 законопроекта «О цифровых финансовых активах» возможность производить обмен токенов не только на рубли или другую иностранную валюту, но и на другие криптовалюты.
• Учесть опыт подхода к регулированию рынка электронных денег соседней Республики Беларусь, а именно декрета Президента Республики Беларусь «О 83 развитии цифровой экономики» №8 от 21.12.2017 года.
• Разрешить проводить сделки с криптовалютами и проведение ICO при помощи иностранных специализированных организаций. Данная мера позволит иностранным инвесторам вкладывать средства в российскую экономику без необходимости открытия цифрового кошелька на территории России и прохождения идентификации.
• Введение специальных экономических зон, предоставляющих льготы для организаций, занимающихся майнингом. Данные зоны предполагают сниженные тарифы на электроэнергию, льготные кредиты на покупку средств для осуществления майнинга, а также льготную аренду помещений.
• Отказаться от идеи использования криптовалюты – крипторубль, в связи с тем, что эмиссия крипторубля Центральным банком России противоречит основному принципу любой криптовалюты – децентрализованности.
• Предоставить возможность свободной конвертации криптовалют в фиатные средства не только в рамках ICO.
• Законодательно разделить по принципу вычислительных мощностей «майнинг» на «промышленный» (выше 10000 кВт/месяц) и «домашний» (до 10000 кВт/месяц).
• Ввести классификацию различных цифровых валют по методам использования:
а) Средства расчетов за товары и услуги.
б) Средство привлечения 84 инвестиций (они неразрывно связаны с эмитентом и выступают как средство займа, не являясь при этом самостоятельной валютой).
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет – портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.10.2023г.). Текст электронный.
2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // «Российская газета» от 8 декабря 1994 г. № 238–239.
3. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14 – ФЗ // «Российской газете» от 6, 7, 8 февраля 1996 г. № 23, 24, 25.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63 – ФЗ // «Российская газета» от 18 (ст. 1-96), 19 (ст. 97-200), 20 (ст. 201-265), 25 (ст. 266-360) июня 1996 г. № 113, 114, 115, 118.
5. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117 – ФЗ // «Российская газета» от 10 августа 2000 г. № 153–154.
6. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63 – ФЗ «Об электронной подписи» // «Российская газета» от 8 апреля 2011 г. № 75.
7. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета» от 28 июля 2005 г. № 163.
8. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161 – ФЗ «О национальной платежной системе» // «Российская газета» от 30 июня 2011 г. № 139.
9. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259 – ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета» от 6 августа 2020 г. № 173.
10. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 353 – ФЗ «О потребительском кредите (займе)» // «Российская газета» от 23 декабря 2013 г. № 289.
11. Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 111 – ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // «Российская газета» от 25 апреля 2018 г. № 88.
12. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173 – ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // «Российская газета» от 17 декабря 2003 г. № 253.
13. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» // «Российская газета» от 7 апреля 1992 года.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // «Российская газета» от 11 декабря 2017 г. № 280.
15. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2023 по делу № 88–28960/2023 // Официальный интернет – портал правовой информации. – URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.10.2023г.). Текст электронный.
16. Определение Арбитражного суда г. Москвы от 05 марта 2018 г. по делу № А40-124668/2017 // Официальный интернет – портал правовой информации. – URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.10.2023г.). Текст электронный.
17. Определение Верховного суда РФ от 27.12.2018 № 306-ЭС18-21814 по делу № А57-21957/2017 // Официальный интернет – портал правовой информации. – URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.10.2023г.). Текст электронный.
18. Определение Районного суда от 06.05.2019 №1–494/2019 // Официальный интернет – портал правовой информации. – URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.10.2023г.). Текст электронный.
19. Об уплате НДФЛ; о применении НПД в отношении деятельности по обмену цифровых валют; о налоге на имущество организаций и налоге на имущество физлиц в отношении цифровой валюты. (Письмо Минфина России от 06.05.2021 № 03-04-05/34900) // Официальный интернет – портал правовой информации. – URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.10.2023г.). Текст электронный.
20. Коротаева Н. В. Электронные деньги: сущность, функции и роль в экономике // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-dengi-suschnost-funktsii-i-rol-v-ekonomike (дата обращения: 25.04.2024). Текст электронный.
21. Халина Н. В. Электронные деньги в России: восприятие населением современных способов платежей // Мониторинг. 2013. №2 (114). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-dengi-v-rossii-vospriyatie-naseleniem-sovremennyh-sposobov-platezhey (дата обращения: 25.04.2024). Текст электронный.
22. Парасоцкая Н. Н., Архипова М. А. Электронные деньги: проблемы и перспективы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-dengi-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 25.04.2024). Текст электронный.
23. Мусалаева С. А. Электронные деньги и платежные системы // ПСЭ. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-dengi-i-platezhnye-sistemy (дата обращения: 25.04.2024). Текст электронный.
24. Строителева Е. В., Мигачев И. Б. Электронные деньги: виды, сущность и перспективы развития // Дискуссия. 2014. №6 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-dengi-vidy-suschnost-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 25.04.2024). Текст электронный.