Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА И АРХИВНОГО ДЕЛА

Работа №145957

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

документоведение

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ 8
1.1. Компетентностный подход в профессиональном обучении 8
1.2. Характеристика ФГОС 3++ и примерной основной образовательной
программы 18
1.3. Компетентностная модель педагога профессионального обучения ... 28
2. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ПЕДАГОГА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА И АРХИВНОГО ДЕЛА 38
2.1. Проектирование компетентностной модели педагога
профессионального обучения в области делопроизводства и архивного дела .. 38
2.2. Методические рекомендации, определяющие порядок разработки компетентностной модели выпускника 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
1. Компетенции педагога и индикаторы их достижения 70
2. Перечень и уровень освоения формируемых компетенций 78


На сегодняшний день в мире рассматривают образование как процесс, который на протяжении всей жизни сопровождает человека и обеспечивает каждому реализацию в различных сферах.
Проблема качества образования и его значимости для общества всегда была и будет актуальной. Педагог профессионального обучения - это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке учащихся в системе профессионального образования.
Педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании.
Современный педагог не должен стоять на месте в плане своего профессионального развития. Он должен постоянно повышать свой уровень, учитывая тенденции развития современного общества и системы образования: изучать, а также использовать новые технологии и методы обучения. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы актуализировать знания, которые педагог передает обучающимся, определить - какие знания будут наиболее востребованы сейчас, а какие в будущем, от чего можно отказаться в плане изучения материала. Также это необходимо, чтобы выработать правильную стратегию ведения занятий, учитывающую специфику обучающегося.
Педагогу, чтобы идти в ногу со временем, необходимо постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности.
Для того чтобы успешно достигать цели профессиональной деятельности и обеспечить достижение целей образовательного учреждения, педагог должен знать, какие функции ему необходимо выполнять и какими качествами он должен обладать. Для этого необходимо создать компетентностную модель педагога.
При разработке компетентностной модели педагога профессионального обучения в области делопроизводства и архивного дела необходимо опираться на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы, а также на Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Проблема создания компетентностной модели педагога исследуется давно, в связи с постоянными изменениями образовательных стандартов и внедрением компетентностного подхода. Для того чтобы компетентностная модель педагога соответствовала требованиям современных образовательных стандартов, возникает необходимость ее постоянного совершенствования.
Всё более очевидным становится развитие профессиональной компетентности педагога. Это является необходимым условием изменения современного образовательного процесса.
Актуальность заключается в том, что компетентностный подход требует от педагога четкого понимания того, какие качества необходимы для обучающихся в их дальнейшей профессиональной деятельности. От педагога требуется научить обучающихся тем компетенциям, которые обеспечат им успешную профессиональную деятельность в дальнейшем. Изменения в процессе подготовки специалистов СПО с учетом последних требований возможны только при условии развития профессиональной компетентности педагога, осознающего всю меру своей ответственности перед обучающимися, собой и обществом в целом. Для того чтобы педагог знал необходимые для выполнения функции, для успешного достижения целей профессиональной деятельности, необходима компетентностная модель педагога профессионального обучения.
Проблема исследования - заключается в необходимости создания компетентностной модели педагога, которая возникла не так давно, в связи модернизацией современной системы образования и внедрением компетентностного подхода.
Объект исследования - профессиональная деятельность педагога профессионального обучения в области делопроизводства и архивного дела.
Предмет исследования - компетентностная модель педагога профессионального обучения в области делопроизводства и архивного дела.
Гипотеза - профессиональная деятельность педагога в области делопроизводства и архивного дела будет успешной, если процесс подготовки будет построен на основе компетентностной модели педагога профессионального обучения.
Цель работы - теоретически обосновать и смоделировать компетентностную модель педагога профессионального обучения в области делопроизводства и архивного дела.
Задачи:
1. Изучить компетентностный подход и нормативные документы в профессиональном образовании.
2. Теоретически обосновать процесс моделирования в профессиональном образовании.
3. Смоделировать компетентностную модель педагога профессионального обучения в области делопроизводства и архивного дела.
4. Разработать методические рекомендации, определяющие порядок разработки компетентностной модели выпускника.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
1. Метод анализа и синтеза. Выбраны специальная литература и нормативные источники, раскрывающие тему исследования. Изучены и проанализированы научные, учебные, методические пособия, справочные источники, законодательные акты и специальная литература по проблеме компетентностной модели педагога профессионального обучения.
2. Метод моделирования. Смоделирована компетентностная модель педагога профессионального обучения в области делопроизводства и архивного дела.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в рассмотрении компетентностной модели педагога профессионального обучения.
Практическая значимость данного исследования заключается в моделировании и возможности использования компетентностной модели педагога профессионального обучения в области делопроизводства и архивного дела и в разработке методических рекомендаций, определяющих порядок разработки компетентностной модели выпускника.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
При написании выпускной квалификационной работы были исследованы различные источники и литература. В статьях К.Е. Пискуновой, Л.Ю. Ерохиной , И.Н. Мишина , Е.И. Казаковой и И.Ю. Тархановой даны понятия общепрофессиональным, профессиональным и универсальным компетенциям. А.В. Хуторской в своем учебном пособии дает определения таким понятиям, как компетенция, компетентность, компетентностный подход, выделяет группы ключевых компетенций. В толковом словаре С.И. Ожегова даны такие понятия, как компетенция и компетентность.
О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова и др. в своем учебно-методическом пособии дают такое понятие, как модель компетенций, раскрывают задачи модели и подходы к моделированию компетенций.
Для создания компетентностной модели педагога были взяты Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и Примерная основная образовательная программа, в которых были перечислены задачи и компетенции педагога профессионального образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема создания компетентностной модели педагога на данном этапе является очень важной составляющей частью становления педагога как основного элемента педагогического процесса, так как модель должна отвечать последним требованиям современных образовательных стандартов. Определенные функции и необходимые личностные качества, которые демонстрирует компетентностная модель педагога через различные компетенции и индикаторы их достижения помогают педагогам в реализации их профессиональной деятельности.
Так как актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС 3++) созданы и утверждены не по всем направлениям подготовки (специальностям), необходимо учитывать данную особенность при моделировании компетентностной модели педагога профессионального обучения в отрасли документоведения и архивоведения, что говорит также о важности данной работы.
При рассмотрении теоретической проблемы компетентностного подхода можно сделать вывод, что реализация компетентностного подхода в обучении сегодня рассматривается как необходимое условие качества построения и функционирования системы профессионального образования.
Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
В данной работе были охарактеризованы ФГОС 3++ и ПООП. Раскрыта история создания ФГОС, особенности и их влияние на развитие образования, как науки. Показаны различия ФГОС 3+ и ФГОС 3++. Также раскрыты особенности разработки ПООП.
Также была рассмотрена компетентностная модель педагога, как описание индикаторов в установленной форме, которые характеризуют необходимый уровень развития компетенций у идеального работника образования. В компетентностную модель педагога входит элемент обучения и развития. В ней прописывается то, какими качествами должны обладать в идеале педагоги для того, чтобы образовательное учреждение достигло своих поставленных целей, или какие действия они должны выполнять, чтобы образовательное учреждение было максимально успешным в осуществлении поставленных задач.
В работе смоделирована компетентностная модель педагога профессионального обучения в области делопроизводства и архивного дела, полученная исходя из анализа образовательных стандартов, примерной основной образовательной программы и современных научных публикаций по компетентностному подходу. Предложенную модель в дальнейшем можно использовать для построения траектории развития конкретных педагогов и учебных заведений. Исходя из модели, могут быть подобраны соответствующие методы повышения профессиональной компетентности педагогов.
Смоделированная нами компетентностная модель педагога включает в себя пять элементов профессионально-педагогической компетентности:
1. Специальная компетентность в области преподаваемых дисциплин (документоведения и архивоведения).
2. Методическая компетентность в области способов формирования компетенций обучающихся.
3. Психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения.
4. Дифференциально-психологическая компетентность в области
мотивов, способностей, направленности обучаемых.
5. Рефлексия профессионально-педагогической деятельности.
На основе определения сформированности компетенций педагога профессионального обучения будет проводиться оценка качества его деятельности, учитывая основные требования диагностики. Для работы с кадрами необходима обоснованная система, строящаяся на результатах диагностики.
Методические рекомендации, определяющие порядок разработки компетентностной модели выпускника нами разработаны в связи с тем, что для учреждения СПО необходимы конкурентоспособные специалисты, закончившие высшие образовательные учреждения. Компетентностную модель выпускника называют иначе прогнозной моделью будущего специалиста.
В данной работе была смоделирована компетентностная модель педагога профессионального обучения в области делопроизводства и архивного дела. Данная модель готова для внедрения в учреждения СПО, за исключением особенностей конкретных образовательных учреждений.
Также данная модель может помочь педагогам адаптироваться к особенностям учебного процесса данного учреждения, применить свои навыки и умения в конкретных образовательных ситуациях, а также определить направления дальнейшего самосовершенствования.
Таким образом, в работе теоретически обоснована и смоделирована компетентностная модель педагога профессионального обучения в области делопроизводства и архивного дела. В ходе проведения исследования было доказано, что профессиональная деятельность педагога в области делопроизводства и архивного дела будет успешной, если будет использоваться компетентностная модель педагога профессионального обучения.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. 4 августа.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.
3. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и
статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации": Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_178864/#dst0
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение: Приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 № 975 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_169190/
5. Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение: Приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 № 176 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177398/
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Приказ Минобрнауки России от 22 февраля 2018 г. № 124 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293565/
7. Об утверждении профессионального стандарта Педагог профессионального обучения, профессионального образования и
дополнительного профессионального образования: Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186851/
8. Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220229/
9. Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ: Приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 // Российская газета. 2014. 19 августа.
10. О применении актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: Письмо Минобрнауки России от 21.01.2019 № МН-2.1/222 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_316416/
Литература:
1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. и др.
Компетентностная модель современного педагога: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2007. 158 с.
2. Байденко В.И. Болонский процесс: середина пути. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. 379 с.
3. Бакшеева З.К., Строгова Н.Е. Особенности компетентностного подхода в современных системах образования: ключевые компетенции // Гуманитарные исследования. 2018. № 3 (20). С. 132-135.
4. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //eidos. ru/j ournal/2005/0910-12. htm
5. Блинов В.И., Есенина Е.Ю. Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании // Образование и наука. 2013. № 7 (106). С. 17-36.
6. Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н. Компетенции и компетентность // Вестник ЮУрГУ: образование. Педагогические науки. 2009. № 24. С. 13-19.
7. Борисова Е.В., Соболь Б.В., Ступина М.В. Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки «информационные системы и технологии» // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2019. № 1 (2). С. 29-35.
8. Вставская Н.В. Компетентностная модель педагога ГБПОУ УМТ
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://interactive-
plus.ru/ru/article/116145/discussion_platform
9. Гурарий А.Д. Образовательные стандарты как индикатор гибкости
образовательной системы: сравнительный анализ: материалы
XXI Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г. Екатеринбург: УрФУ, 2018. С. 866-875.
10. Данилов А.Н., Столбова И.Д. Порядок разработки
компетентностной модели выпускника ВУЗа: методическое пособие. Пермь: Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2013. 32 с.
11. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. Москва: Мариос, 2011. 456 с.
12. Желнова О.А. Компетентностное моделирование специалиста в сфере среднего профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 8. С. 39-43.
13. Жумарова С.Т. К вопросу о роли формирования коммуникативной компетенции у будущих специалистов // Научные исследования. 2016. № 4 (5). С. 80-82.
14. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. 176 с.
15. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. № 8 (87). С. 3-14.
16. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: учебное пособие. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
17. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14.
18. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 127-134.
19. Калюжная Н.В. Разработка модели компетенций организации // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 447-455.
20. Козырева В.А., Радионова Н.Ф., Тряпицина А.П.
Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2008. 392 с.
21. Кононова О.В. Компетентностная модель выпускника как инструмент управления, контроля и оценки образовательных результатов ООП ВПО на базе ФГОС // Вестник ВГУЭС: территория новых возможностей. 2012. № 5. С. 124-132.
22. Кручинина Г.А., Быкова Ж.Б. Формирование психолого¬
педагогической компетентности специалистов в условиях информатизации высшей профессиональной школы: монография. Нижний Новгород: НФ УРАО, 2009. 256 с.
23. Кузнецова Е.В., Мезенцева О.И., Петровская В.Г., Степанова Л.Н.
Интенсификация процесса формирования профессиональной компетентности педагога-психолога: монография. Новосибирск: Новосибирский
государственный педагогический университет, 2013. 200 с.
24. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: Высшая школа, 1990. 117 с.
25. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г., Конькова Д.С. Управление качеством профессионального образования на основе компетентностного подхода: монография. Москва: ФЛИНТА, 2017. 152 с.
26. Кустов Ю.А. Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 50¬53.
27. Леньков С.Л. Динамическая деятельностно-компетентностная модель профессионализма инновационных педагогов // Педагогические науки. 2016. № 4 (52). С. 337-356.
28. Медникова Т.Б. Бакалавриат в системах высшего образования РФ и США: сравнительный анализ моделей выпускника и их соответствия требованиям рынка труда: дисертация кандидата педагогических наук. Москва: РУДН, 2016. 29 с.
29. Мезенцева О.И., Кузнецова Е.В. Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: монография. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2013. 158 с.
30. Мельник Н.М. Реализация ФГОС 3++ на основе эволюционно¬
деятельностного подхода // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции, 24-25 апреля 2018 г. Екатеринбург: Издательство РПП1У, 2018. С. 80-82.
31. Меркулова Л.П. Компетентностная модель профессионально-мобильного специалиста технического профиля // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2006. № 1. С. 294-303.
32. Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 66-75.
33. Мокрый В.Ю. О преподавании дисциплины «документоведение и документальное обеспечение управления» // Вестник ТГПУ. 2016. № 12 (177). С. 126-128.
34. Назмутдинов В.Я., Юсупова Г.Р. Компетентностный подход в обучении // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана. 2013. Т. 213. С. 181-184.
35. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений. Москва: Мир и Образование, 2012. 1376 с.
36. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5-15.
37. Пискунова К.Е., Ерохина Л.Ю. Общепрофессиональные компетенции сквозь призму профессионального стандарта // Мир науки. 2017. Т. 5. № 4. С. 1-6.
38. Савотченко С.Е., Акапьев В.Л. К вопросу систематизации понятия профессиональной компетентности педагога и ее информационной составляющей // Вестник БелИРО. 2016. № 2. С. 21-30.
39. Станкевич П.В. Обновление системы естественнонаучного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования // Наука и школа. 2009. № 1. С. 3-5.
40. Таркова А.И. Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла // Молодой ученый. 2012. № 10. С. 390-392.
41. Хисматуллина З.Н. Эволюция стандартов высшего образования: от ориентации на знания, умения и навыки к оценке компетенций // Вестник казанского технологического университета. 2013. № 16 (22). С. 397-401.
42. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие. Москва: Эйдос, 2013. 73 с.
43. Хуторской А.В. Образовательные компетенции и методология
дидактики [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www. khutorskoy. ru/be/2016/0922/index.htm
44. Шкатова Т.Г. Содержание профессиональной компетентности педагога // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1. С. 100-103.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ